Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Самоотделение от тела и его проблем приводит к приобщению к высшим мирам, которое переводит реальность существования данного молящегося на более высокий уровень.

«נפתולי אלוקים נפתלתי» — сказано в Берешит 30:8. Мы уже переводили это выражение выше, обратив внимание на то, что слово נפתלתי — однокоренное со словом тфила (молитва). Раши, однако, приводит еще одно объяснение, согласно которому слово נפתלתי означает соединение, связь (в данном случае речь идет о связи с сестрой). См. также Нефеш аХаим (2:11 в примечании), где сказано, что в этом заключается и суть тфилин — приобщение и прилепление к Всевышнему (двекут).

В этом также заключается и цель молитвы — служения сердцем: приобщение к Творцу, чтобы «приблизиться к Б-гу и предстоять перед Ним истинным образом» (Путеводитель растерянных).

«Я ведь объяснил тебе, что тот самый разум, который был дан нам от Всевышнего — он и есть связь и причастность между нами и Ним. И у тебя есть возможность, если ты захочешь, усилить эту связь, а если захочешь — понемногу ее ослабить, пока не оборвется. А усилится она, только если ты воспользуешься ей с любовью к Творцу» (там же).

Это приобщение проистекает из мира высшей души (нешамы) и окружает всего человека: чувства сердца (уровень руах) и его тоска, любовь — чистую жажду наслаждения приобщением к Творцу, ощущение близости низшей души (нефеш), изливающейся в томлении против лица Г-спода, возвышающий трепет перед Его величием, который порождает покорность, отмену и упразднение других желаний тела и его страстей.

«Молящийся должен направить свои глаза вниз, а сердце вверх» (Йевамот 105б). «То есть, представить себе, как будто он стоит на небе и убирает из своего сердца все удовольствия этого мира и все наслаждения тела, как сказали древние: когда захочешь сосредоточиться на молитве, сними свое тело с души[1]. И после того, как достигнет человек этой мысли, пусть представит также, что он стоит в Храме на земле, и тогда его молитва будет желаннее перед Всевышним» (Рабейну Йона, Брахот гл.5). Самоотделение от тела и его проблем приводит к приобщению к высшим мирам, которое переводит реальность существования данного молящегося на более высокий уровень: «представит себе, что стоит на небе», и возвышает также и его тело, как будто оно стоит «в Храме на земле».

Так описывает Рамбам раба Всевышнего, прилепившегося в своей молитве к Творцу: «…а молящийся обратится к Всевышнему, стоя на ногах, он наслаждается в сердце и в устах. Его руки распростерты, органы речи произносят слова, а остальные органы трепещут и дрожат… Приобщается, готовит себя, молит, кланяется и падает ниц и плачет, поскольку он стоит перед великим и страшным Царем. И постигнет его ужас и затмение, так что обнаружит себя в мире идей. Поддалась его душа и вывела его из мира ощущений, как будто он скрылся от них. И воззрит он через свое воображение и увидит, и услышит то, в чем не будет сомнения» (Пиркей Ацлаха).

«Наслаждается в сердце» — в этом цель приобщения к высшим: реализация цели человека «наслаждаться Творцом» (Месилат йешарим 1). Как объясняется в Нефеш аХаим: «Как сказали (Йевамот 105б): “Молящийся должен направить свое сердце вверх”, так чтобы вся сила его сердца протянулась только вверх, дабы наслаждаться Творцом в словах молитвы» (2:1).

Конечная цель связи и причастности реализуется только в области наслаждения. Вот каково качество наслаждения того, кто вознесся к миру высшей души: наслаждение от приобщения к Творцу мира!


[1] То есть перестань подавлять духовное материальным.


В главе рассказывается, как Балак, царь моавитян, нанял злодея Билама, чтобы тот наслал на еврейский народ проклятие. Но вместо проклятия Билам, помимо свей воли, произнес большое благословение. Читать дальше

Глава «Балак». Преступник, исполнявший приказы

Рав Бенцион Зильбер

Талмуд называет Билама грешником. Причина тому — в его желании следовать исключительно приказам Творца, игнорируя Его волю. Правильное же поведение верующего человека сродни поведению сына, который заранее догадывается, что нужно его отцу.

Символика истории Билама и его ослицы

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Билам был не просто колдуном, но и квалифицированным астрологом. Он пытался изменить движение небесных сфер, но Б-г разрушил его планы.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Балак

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

На тему недельной главы. Пинхас 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина