Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда человек встает, чтобы молиться перед своим Господином, должен он как бы снять тело со своей души

Слово тфила происходит от слова פלל палаль, его корень — две буквы פל, которые вместе с добавочной буквой ה дают значение отделения, обособления и выбора, как например «и отделю (והפלתי) Я в тот день землю Гошен (Сидур автора аКтав веаКабала).»

Стояние перед Царем требует отделения от проблем материального мира, отключения от желаний тела, порожденных материальностью. Как объясняет рабейну Йона (Брахот, начало пятой главы) фразу о первых хасидах, которые ждали один час и только после этого молились, «чтобы направить свое сердце к Всевышнему» (Мишна там). «Смысл выражения “чтобы направить свое сердце”, несомненно, в том, что их сердце должно стать совершенным в служении Всевышнему. И для этого они аннулировали в своем сердце наслаждения этого мира, чтобы очистить его от суеты материальности. И когда их мысли будут направлены на возвеличивание имени Творца, их молитва будет желанна и принята перед Всевышним».

Отделенность от материального мира — и средство, и цель. Средство — поскольку акт молитвы не совершится без него, и чем лучше будет выполнена работа по отделенности, тем возвышеннее будет молитва. Но она и цель, поскольку одно из действий молитвы — отделенность человека. Как объясняет Рамбам: «И знай, что цель и намерение всех этих служений — чтения Торы, молитвы и выполнения других заповедей, — лишь в том, чтобы научаться и заниматься заповедями Творца и освобождаться от занятий этого мира, — как будто бы ты занимался одним Благословенным и аннулировал все, кроме Него. Но если ты будешь молиться, шевеля устами, с лицом, направленным к стене, но продолжишь думать о своих торговых делах… не задумываясь о смысле этого действа, о Том, Кто заповедал выполнять его, то не думай, что ты достиг цели. Ты будешь тогда среди тех, о ком сказано: “Близок Ты к их устам, но далек от их нутра” (Путеводитель растерянных, ч.3 гл. 51).»

Конечная цель работы по отделению себя от материальности — достижение уровня служения молитвой, служения сердцем. Как объясняется в книге Нефеш аХаим: «…и потому в то время, когда человек встает, чтобы молиться перед своим Господином, должен он как бы снять тело со своей души… Так, чтобы в мыслях его установилось презреть тело, как будто нет у него тела вообще, и только его душа произносит свою молитву» (2:14).

«Только душа его произносит свою молитву» — исходя из этой точки отсчета, мы объясним еще одно значение молитвы, суть которого — место, которого достигает объясненное здесь служение.


В еврейские праздники (ивр. хагим, моадим) запрещен траур, предписывается устраивать праздничные трапезы (все праздники, кроме Йом Кипура) и радоваться. И каждый праздник в иудаизме имеет свой особый глубокий смысл, и особые, характерные только ему, заповеди и обычаи Читать дальше

Законы праздников

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Осенние праздники

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Что такое Ханука? Духовные аспекты

Рав Исроэль-Меир Лау

Война с греками не была только физической войной. Это была война не за власть, территории, расширение границ, но за духовную свободу, за полную духовную независимость еврейского народа от чуждых влияний.

Месяц Нисан

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

«Этот месяц вам — начало месяцев», — сказано в Торе. Это значит, что все остальные месяцы должны отсчитываться от Нисана. Месяц освобождения. Освобождение — это исход из мрака к свету. Тот, кто не отведал порабощения, не способен полностью воспринять освобождение. Суть свободы органически связана с понятием рабства. Если бы евреи не были порабощены, они никогда не удостоились бы вечной свободы; порабощение естественно привело к освобождению.