Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Запрещено рассказывать другим о грехе человека ни за его спиной, ни в его присутствии»Рав Зелиг Плискин, из книги «Береги свою речь»
Когда человек встает, чтобы молиться перед своим Господином, должен он как бы снять тело со своей души

Слово тфила происходит от слова פלל палаль, его корень — две буквы פל, которые вместе с добавочной буквой ה дают значение отделения, обособления и выбора, как например «и отделю (והפלתי) Я в тот день землю Гошен (Сидур автора аКтав веаКабала).»

Стояние перед Царем требует отделения от проблем материального мира, отключения от желаний тела, порожденных материальностью. Как объясняет рабейну Йона (Брахот, начало пятой главы) фразу о первых хасидах, которые ждали один час и только после этого молились, «чтобы направить свое сердце к Всевышнему» (Мишна там). «Смысл выражения “чтобы направить свое сердце”, несомненно, в том, что их сердце должно стать совершенным в служении Всевышнему. И для этого они аннулировали в своем сердце наслаждения этого мира, чтобы очистить его от суеты материальности. И когда их мысли будут направлены на возвеличивание имени Творца, их молитва будет желанна и принята перед Всевышним».

Отделенность от материального мира — и средство, и цель. Средство — поскольку акт молитвы не совершится без него, и чем лучше будет выполнена работа по отделенности, тем возвышеннее будет молитва. Но она и цель, поскольку одно из действий молитвы — отделенность человека. Как объясняет Рамбам: «И знай, что цель и намерение всех этих служений — чтения Торы, молитвы и выполнения других заповедей, — лишь в том, чтобы научаться и заниматься заповедями Творца и освобождаться от занятий этого мира, — как будто бы ты занимался одним Благословенным и аннулировал все, кроме Него. Но если ты будешь молиться, шевеля устами, с лицом, направленным к стене, но продолжишь думать о своих торговых делах… не задумываясь о смысле этого действа, о Том, Кто заповедал выполнять его, то не думай, что ты достиг цели. Ты будешь тогда среди тех, о ком сказано: “Близок Ты к их устам, но далек от их нутра” (Путеводитель растерянных, ч.3 гл. 51).»

Конечная цель работы по отделению себя от материальности — достижение уровня служения молитвой, служения сердцем. Как объясняется в книге Нефеш аХаим: «…и потому в то время, когда человек встает, чтобы молиться перед своим Господином, должен он как бы снять тело со своей души… Так, чтобы в мыслях его установилось презреть тело, как будто нет у него тела вообще, и только его душа произносит свою молитву» (2:14).

«Только душа его произносит свою молитву» — исходя из этой точки отсчета, мы объясним еще одно значение молитвы, суть которого — место, которого достигает объясненное здесь служение.


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.