Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Нашей путеводной нитью должен быть совет мудрейшего из людей, царя Шломо, который можно перефразировать так: «Мудрые речи слышны, когда они спокойны».

Нет нужды много говорить о том, что нельзя позволять гневу вмешиваться в семейную жизнь даже на самую малость. Это общеизвестно. Каждый знает по собственному опыту, как гадок и как разрушителен гнев. И в отношениях между людьми в целом, и в семейных отношениях — в частности. Семейная жизнь терпит огромный ущерб, если супруги позволяют себе проявлять гнев и несдержанность. Наши мудрецы много говорили о вреде гнева.

«Сказал раби Шмуэль бар Нахмани от имени раби Иоханана: “Всякий, кто гневается, — все виды ада властвуют над ним”51

Относительно совместной жизни Рамбам приводит наставление мудрецов: «И не будет нагнетать в доме атмосферу страха, и его разговоры с домочадцами будут спокойны, и не будет мрачен или раздражен»52.

Эти наставления обращены не только к мужу, они касаются обоих супругов. Нашей путеводной нитью должен быть совет мудрейшего из людей, царя Шломо, который можно перефразировать так: «Мудрые речи слышны, когда они спокойны»53.

Единое целое

Хороша и радостна семейная жизнь, когда супруги чувствуют между собой такое единение, что как бы становятся единым телом, по выражению наших мудрецов: «Жена и муж — единое тело».

Этому наставлению надо следовать буквально. Примером может служить семейная жизнь рава Арье Левина54, благословенна память праведника. Сопровождая к врачу заболевшую жену, рав так объяснил ему причину визита: «У нас болит нога жены».

Однажды кто-то из учеников рава спросил у него совета перед свадьбой: как вести себя с женой? Рав Арье удивился самой постановке вопроса: «О чем ты говоришь? Ты и она — одно целое. Вот и веди себя с ней так, как ты ведешь себя по отношению к самому себе»55.


51 Трактат «Недарим», 22а.

52 Рамбам. Мишне Тора, Законы семейных отношений, 15:19. Р. — раби Моше бар Маймон (Маймонид) — родился в Кордове, Испания. Р. — один из крупнейших еврейских авторитетов Торы. Был личным врачом египетского царя и его семьи. Умер в Египте в 1204 году. Похоронен в Тверии, Эрец-Исраэль.

53 Коэлет, 9:17.

54 Родился в Польше в 1885 году. На протяжении многих лет был духовным руководителем ешивы «Эц хаим» в Иерусалиме. Умер в 1969 году.

55 Симха Раз. «Праведник нашего времени», гл. 11.


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.