Из цикла «В гармонии с природой», темы: Шлом байт, Любовь, В гармонии с природой, Муж и Жена, Рав Уриэль Зильбигер
Нет нужды много говорить о том, что нельзя позволять гневу вмешиваться в семейную жизнь даже на самую малость. Это общеизвестно. Каждый знает по собственному опыту, как гадок и как разрушителен гнев. И в отношениях между людьми в целом, и в семейных отношениях — в частности. Семейная жизнь терпит огромный ущерб, если супруги позволяют себе проявлять гнев и несдержанность. Наши мудрецы много говорили о вреде гнева.
«Сказал раби Шмуэль бар Нахмани от имени раби Иоханана: “Всякий, кто гневается, — все виды ада властвуют над ним”51.»
Относительно совместной жизни Рамбам приводит наставление мудрецов: «И не будет нагнетать в доме атмосферу страха, и его разговоры с домочадцами будут спокойны, и не будет мрачен или раздражен»52.
Эти наставления обращены не только к мужу, они касаются обоих супругов. Нашей путеводной нитью должен быть совет мудрейшего из людей, царя Шломо, который можно перефразировать так: «Мудрые речи слышны, когда они спокойны»53.
Единое целое
Хороша и радостна семейная жизнь, когда супруги чувствуют между собой такое единение, что как бы становятся единым телом, по выражению наших мудрецов: «Жена и муж — единое тело».
Этому наставлению надо следовать буквально. Примером может служить семейная жизнь рава Арье Левина54, благословенна память праведника. Сопровождая к врачу заболевшую жену, рав так объяснил ему причину визита: «У нас болит нога жены».
Однажды кто-то из учеников рава спросил у него совета перед свадьбой: как вести себя с женой? Рав Арье удивился самой постановке вопроса: «О чем ты говоришь? Ты и она — одно целое. Вот и веди себя с ней так, как ты ведешь себя по отношению к самому себе»55.
51 Трактат «Недарим», 22а.
52 Рамбам. Мишне Тора, Законы семейных отношений, 15:19. Р. — раби Моше бар Маймон (Маймонид) — родился в Кордове, Испания. Р. — один из крупнейших еврейских авторитетов Торы. Был личным врачом египетского царя и его семьи. Умер в Египте в 1204 году. Похоронен в Тверии, Эрец-Исраэль.
53 Коэлет, 9:17.
54 Родился в Польше в 1885 году. На протяжении многих лет был духовным руководителем ешивы «Эц хаим» в Иерусалиме. Умер в 1969 году.
55 Симха Раз. «Праведник нашего времени», гл. 11.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»