Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Нашей путеводной нитью должен быть совет мудрейшего из людей, царя Шломо, который можно перефразировать так: «Мудрые речи слышны, когда они спокойны».

Нет нужды много говорить о том, что нельзя позволять гневу вмешиваться в семейную жизнь даже на самую малость. Это общеизвестно. Каждый знает по собственному опыту, как гадок и как разрушителен гнев. И в отношениях между людьми в целом, и в семейных отношениях — в частности. Семейная жизнь терпит огромный ущерб, если супруги позволяют себе проявлять гнев и несдержанность. Наши мудрецы много говорили о вреде гнева.

«Сказал раби Шмуэль бар Нахмани от имени раби Иоханана: “Всякий, кто гневается, — все виды ада властвуют над ним”51

Относительно совместной жизни Рамбам приводит наставление мудрецов: «И не будет нагнетать в доме атмосферу страха, и его разговоры с домочадцами будут спокойны, и не будет мрачен или раздражен»52.

Эти наставления обращены не только к мужу, они касаются обоих супругов. Нашей путеводной нитью должен быть совет мудрейшего из людей, царя Шломо, который можно перефразировать так: «Мудрые речи слышны, когда они спокойны»53.

Единое целое

Хороша и радостна семейная жизнь, когда супруги чувствуют между собой такое единение, что как бы становятся единым телом, по выражению наших мудрецов: «Жена и муж — единое тело».

Этому наставлению надо следовать буквально. Примером может служить семейная жизнь рава Арье Левина54, благословенна память праведника. Сопровождая к врачу заболевшую жену, рав так объяснил ему причину визита: «У нас болит нога жены».

Однажды кто-то из учеников рава спросил у него совета перед свадьбой: как вести себя с женой? Рав Арье удивился самой постановке вопроса: «О чем ты говоришь? Ты и она — одно целое. Вот и веди себя с ней так, как ты ведешь себя по отношению к самому себе»55.


51 Трактат «Недарим», 22а.

52 Рамбам. Мишне Тора, Законы семейных отношений, 15:19. Р. — раби Моше бар Маймон (Маймонид) — родился в Кордове, Испания. Р. — один из крупнейших еврейских авторитетов Торы. Был личным врачом египетского царя и его семьи. Умер в Египте в 1204 году. Похоронен в Тверии, Эрец-Исраэль.

53 Коэлет, 9:17.

54 Родился в Польше в 1885 году. На протяжении многих лет был духовным руководителем ешивы «Эц хаим» в Иерусалиме. Умер в 1969 году.

55 Симха Раз. «Праведник нашего времени», гл. 11.


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваэра

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.