Из цикла «В гармонии с природой», темы: Любовь, В гармонии с природой, Муж и Жена, Интимные отношения, Законы семейной чистоты, Рав Уриэль Зильбигер
Не секрет, что проблема брака все более и более обостряется во всем мире: семейные связи слабеют, любовь и тепло в отношениях между супругами встречаются все реже44. В чем причина? Может быть, дело в том, что люди не в состоянии удовлетворить свои все растущие страсти и чувства? Но ведь в наши дни в «свободном мире» люди не стыдятся и не скрывают никаких пристрастий и открыто удовлетворяют любые свои желания. А настоящей, прочной любви тем не менее нет как нет. Почему?
Сказали наши мудрецы45: «Всякая любовь, зависящая от какойлибо вещи, [преходяща]: уходит эта вещь (условие), уходит и любовь. А любовь, ни от чего не зависящая (безусловная), никогда не иссякает. Какой пример “обусловленной” любви [известен]? Это любовь Амнона и Тамар46. А “безусловной”? Это любовь Давида и Ионатана47». Эти слова раскрывают нам главный секрет любви. Муж и жена, которые хотят — а кто этого не хочет? — непреходящей любви и мира в доме, должны испытывать друг к другу безусловную любовь. Нередко основной причиной любви является половое влечение, хотя мы этого и не осознаем. Не приходится удивляться, что такая «зависящая», «обусловленная» любовь постепенно гаснет и в конце концов исчезает совсем.
Всевышний, Создатель человека, «знает» его психологию и физиологию, ведь Он сотворил и наше тело, и нашу душу. Зная это, Он знает и как помочь нам научиться любить друг друга настоящей любовью. «Раби Меир говорит: “Почему Тора определила продолжительность [состояния] ниды в семь дней? Потому что [муж] привыкает к ней (жене) и приедается ему. Сказала Тора: будет нечиста семь дней, чтобы [потом] была желанна мужу, как в час вступления под хупу”48». За периодом воздержания от физической близости следует период ее возобновления, и это действительно — обновление чувств, которое помогает избежать однообразия и будничности в отношениях и соответственно — угасания любви49. Более того, период ниды, когда всякая физическая близость супругам запрещена, служит им своеобразной школой настоящей любви. Именно в это время супруги устанавливают и укрепляют между собой взаимосвязь более высокую, чем физическая близость, такую, как духовное и эмоциональное общение и совместные переживания, строят любовь, «не зависящую ни от чего». А это — единственный способ сделать любовь непреходящей.
В любви родителей к детям, любви между братьями и сестрами, естественной и природной, нет, разумеется, необходимости в физической близости. Она сама по себе сильна и глубока. Подобно этому, для истинной любви между супругами нет необходимости в непрерывных интимных отношениях, хотя для построения полноценной связи между мужем и женой физическая близость, безусловно, важна как основа взаимоотношений и духовной близости. Но физическая близость без перерывов и ограничений, напротив, может принести вред, тогда как выход из рутины телесной связи может помочь душевному сближению.
Разумеется, приведенное выше объяснение — не единственная причина законов ниды, относящихся, как мы уже не раз говорили, к разряду «хуким», т.е. законов, смысл которых не может быть постигнут нами до конца. Но это — один из смыслов, который открыли нам наши мудрецы.
Из сказанного выше со всей очевидностью следует, что законы о соблюдении отдаления в период ниды имеют целью не разделить и не разобщить супругов, а напротив — внести свежесть и обновление в их чувства, позволить им каждый месяц возвращаться к радостным переживаниям дня свадьбы. Именно это может еделать их дом вечным строением.
Любовь и влечение супругов друг к другу столь важны в глазах Всевышнего, что Он Сам позаботился о деталях встречи первой супружеской пары в мире. Вавилонский Талмуд50 говорит, что, прежде чем привести Хаву к Адаму, Всевышний «собственноручно» причесал ее!
44 Отдельные идеи, изложенные в этой главе, разбросаны по разным главам книги. Здесь они даны как единая тема, в новом ракурсе.
45 Пиркей авот, 5:19.
46 Танах, Шмуэль П, 13. Амнон любил Тамар за ее красоту. Добившись близости с ней, он ее возненавидел.
47 Шмуэль I, 18. Давид и Ионатан были верны и преданы друг другу несмотря на то, что оба были претендентами на царский престол.
48 Трактат «Нида», 31б.
49 См. гл. 6.
50 Трактат «Брахот», 61а и др.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»