Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Эльазар: тот, кто тайно дает цдаку, более велик, чем Моше рабейну.»Талмуд, трактат «Бава батра», 9а
Копание в прошлом не конструктивно, оно приводит критикуемого в замешательство. События прошлого не должны упоминаться в критике, за исключением случая, когда нужно указать на вещь, от которой следует воздерживаться в будущем.

Часто встречающаяся ошибка в критике: ее направленность на личность критикуемого, а не на действие, которое тот произвел. Например: «Зачем ты это сделал?! Ты — не человек! Ты не считаешься с другими!»

И это вместо того, чтобы сосредоточиться только на обиде и боли, которую причинил критикуемый. Например, если бы «пострадавший» отреагировал так: «Меня очень обидели сказанные тобой слова», это был бы рассказ об обиде, без упоминания конкретного обидчика. Такого рода замечание не ставит обидчика в неловкое положение, и поэтому он способен его выслушать.

А вот при атаке на личность мы заставляем его заткнуть уши и не воспринимать боль критика. В результате, он слышит слова критики, но не воспринимает их внутренне. Он может даже огрызнуться: на вопрос «Почему ты это сделал» ответить: «Так тебе и надо!» или «Это вовсе не обидно, просто ты слишком чувствителен», или «Ты тоже меня часто обижаешь!» Это спонтанные реакции на атакующую критику, показывающие, что критикуемый не обращает внимания на собственно содержание критики, поскольку его мысли сосредоточены на организации контратаки.

Нужно еще заметить следующее. Когда критика высказывается в форме вопроса: «Почему ты сделал так-то?!», это побуждает критикуемого к быстрому ответу вместо того, чтобы заставить его задуматься о возможной ошибке. Поэтому он автоматически отвечает на вопрос и переносит вину на другого: «Так тебе и надо, с таким как ты так и нужно себя вести», и т.п.

В противоположность этому, если супруг скажет: «Я предполагаю, что ты не хотел меня обидеть, но в твоих словах, или в твоем поведении, было нечто очень меня обижающее». Такое обращение к обидчику не заставляет того обязательно защищаться или искать различные оправдания своему недостойному поведению, и, несомненно, не понуждает его отметать с порога все замечания, которые ему высказываются. Ведь жалующийся не атаковал обидчика, а рассказал о своем неприятном ощущении. Вместе с тем он дал обидчику возможность самому выйти из неудобного положения и признать свою неправоту.

В принципе, в критических замечаниях речь должна идти не о прошлом, а о том, что нужно делать теперь, начиная с сегодняшнего дня. Копание в прошлом не конструктивно, оно приводит критикуемого в замешательство. События прошлого не должны упоминаться в критике, за исключением случая, когда нужно указать на вещь, от которой следует воздерживаться в будущем. Поэтому, даже если человек обижен, вместо того чтобы нападать на то, что уже было, лучше сказать: «Я понимаю, что ты хотел обратить мое внимание на такие-то мои действия, которые тебе не кажутся правильными. Лучше, чтобы ты обратил мое внимание на это с помощью высказываний другого рода. Например, отметив несколько вещей, в которых ты мной доволен, а потом уже высказал бы свое замечание».


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Тема дня
Недельная глава Ноах
Тематический обзор, посвященный недельной главе Ноах.
Ноах и Ноев Ковчег, Всемирный Потоп, потомки Ноаха после Потопа и строительство Вавилонской башни, появление на исторической арене праотца Авраама, основоположника монотеизма — вот далеко не полный спектр событий, охватываемых нашей недельной главой. Давайте рассмотрим ближе наиболее интересные и важные из них. Читать дальше

Ноах — цельный праведник

Рав Захария Матитьяу

Майсы

Общее разъяснение смысла потопа и разъяснение понятий «источники бездны» и «окна небесные»

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Ноах — муж праведный

Рав Захария Матитьяу

Творец управляет этим миром согласно общей и частной модели. Общее управление не распространяется на каждую особь в отдельности, тогда как частное принимает во внимание духовный статус и заслуги каждого человека. Понятия личности и коллектива в иудаизме переплетены.

К основам русского еврейства

Рав Сендер Урицкий

Разум был не в состоянии охватить две эти крайности: от энтузиазма Дунаевского до диссидентского подполья, с одной стороны, а с другой, внутренние позывы упорно находящейся в оппозиции ко всему еврейской души. Поэтому за родителями и дедами часто замечалась непоследовательность в суждениях.