Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Копание в прошлом не конструктивно, оно приводит критикуемого в замешательство. События прошлого не должны упоминаться в критике, за исключением случая, когда нужно указать на вещь, от которой следует воздерживаться в будущем.

Часто встречающаяся ошибка в критике: ее направленность на личность критикуемого, а не на действие, которое тот произвел. Например: «Зачем ты это сделал?! Ты — не человек! Ты не считаешься с другими!»

И это вместо того, чтобы сосредоточиться только на обиде и боли, которую причинил критикуемый. Например, если бы «пострадавший» отреагировал так: «Меня очень обидели сказанные тобой слова», это был бы рассказ об обиде, без упоминания конкретного обидчика. Такого рода замечание не ставит обидчика в неловкое положение, и поэтому он способен его выслушать.

А вот при атаке на личность мы заставляем его заткнуть уши и не воспринимать боль критика. В результате, он слышит слова критики, но не воспринимает их внутренне. Он может даже огрызнуться: на вопрос «Почему ты это сделал» ответить: «Так тебе и надо!» или «Это вовсе не обидно, просто ты слишком чувствителен», или «Ты тоже меня часто обижаешь!» Это спонтанные реакции на атакующую критику, показывающие, что критикуемый не обращает внимания на собственно содержание критики, поскольку его мысли сосредоточены на организации контратаки.

Нужно еще заметить следующее. Когда критика высказывается в форме вопроса: «Почему ты сделал так-то?!», это побуждает критикуемого к быстрому ответу вместо того, чтобы заставить его задуматься о возможной ошибке. Поэтому он автоматически отвечает на вопрос и переносит вину на другого: «Так тебе и надо, с таким как ты так и нужно себя вести», и т.п.

В противоположность этому, если супруг скажет: «Я предполагаю, что ты не хотел меня обидеть, но в твоих словах, или в твоем поведении, было нечто очень меня обижающее». Такое обращение к обидчику не заставляет того обязательно защищаться или искать различные оправдания своему недостойному поведению, и, несомненно, не понуждает его отметать с порога все замечания, которые ему высказываются. Ведь жалующийся не атаковал обидчика, а рассказал о своем неприятном ощущении. Вместе с тем он дал обидчику возможность самому выйти из неудобного положения и признать свою неправоту.

В принципе, в критических замечаниях речь должна идти не о прошлом, а о том, что нужно делать теперь, начиная с сегодняшнего дня. Копание в прошлом не конструктивно, оно приводит критикуемого в замешательство. События прошлого не должны упоминаться в критике, за исключением случая, когда нужно указать на вещь, от которой следует воздерживаться в будущем. Поэтому, даже если человек обижен, вместо того чтобы нападать на то, что уже было, лучше сказать: «Я понимаю, что ты хотел обратить мое внимание на такие-то мои действия, которые тебе не кажутся правильными. Лучше, чтобы ты обратил мое внимание на это с помощью высказываний другого рода. Например, отметив несколько вещей, в которых ты мной доволен, а потом уже высказал бы свое замечание».


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.