Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Копание в прошлом не конструктивно, оно приводит критикуемого в замешательство. События прошлого не должны упоминаться в критике, за исключением случая, когда нужно указать на вещь, от которой следует воздерживаться в будущем.

Часто встречающаяся ошибка в критике: ее направленность на личность критикуемого, а не на действие, которое тот произвел. Например: «Зачем ты это сделал?! Ты — не человек! Ты не считаешься с другими!»

И это вместо того, чтобы сосредоточиться только на обиде и боли, которую причинил критикуемый. Например, если бы «пострадавший» отреагировал так: «Меня очень обидели сказанные тобой слова», это был бы рассказ об обиде, без упоминания конкретного обидчика. Такого рода замечание не ставит обидчика в неловкое положение, и поэтому он способен его выслушать.

А вот при атаке на личность мы заставляем его заткнуть уши и не воспринимать боль критика. В результате, он слышит слова критики, но не воспринимает их внутренне. Он может даже огрызнуться: на вопрос «Почему ты это сделал» ответить: «Так тебе и надо!» или «Это вовсе не обидно, просто ты слишком чувствителен», или «Ты тоже меня часто обижаешь!» Это спонтанные реакции на атакующую критику, показывающие, что критикуемый не обращает внимания на собственно содержание критики, поскольку его мысли сосредоточены на организации контратаки.

Нужно еще заметить следующее. Когда критика высказывается в форме вопроса: «Почему ты сделал так-то?!», это побуждает критикуемого к быстрому ответу вместо того, чтобы заставить его задуматься о возможной ошибке. Поэтому он автоматически отвечает на вопрос и переносит вину на другого: «Так тебе и надо, с таким как ты так и нужно себя вести», и т.п.

В противоположность этому, если супруг скажет: «Я предполагаю, что ты не хотел меня обидеть, но в твоих словах, или в твоем поведении, было нечто очень меня обижающее». Такое обращение к обидчику не заставляет того обязательно защищаться или искать различные оправдания своему недостойному поведению, и, несомненно, не понуждает его отметать с порога все замечания, которые ему высказываются. Ведь жалующийся не атаковал обидчика, а рассказал о своем неприятном ощущении. Вместе с тем он дал обидчику возможность самому выйти из неудобного положения и признать свою неправоту.

В принципе, в критических замечаниях речь должна идти не о прошлом, а о том, что нужно делать теперь, начиная с сегодняшнего дня. Копание в прошлом не конструктивно, оно приводит критикуемого в замешательство. События прошлого не должны упоминаться в критике, за исключением случая, когда нужно указать на вещь, от которой следует воздерживаться в будущем. Поэтому, даже если человек обижен, вместо того чтобы нападать на то, что уже было, лучше сказать: «Я понимаю, что ты хотел обратить мое внимание на такие-то мои действия, которые тебе не кажутся правильными. Лучше, чтобы ты обратил мое внимание на это с помощью высказываний другого рода. Например, отметив несколько вещей, в которых ты мной доволен, а потом уже высказал бы свое замечание».


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени