Из цикла «Еврейский дом», темы: Психология, Муж и Жена, Еврейский дом, Критика, Рав Симха Коэн
Когда мы хотим покритиковать супруга, следует заранее обдумать, как высказать критику таким образом, чтобы она была еще и услышана. Ведь цель критики — не осудить то, что уже сделано, а предупредить повторение подобного в будущем. Относительная уверенность в успехе может иметь место только тогда, когда мы смогли достучаться до другого человека, чтобы тот осознал, какое плохое и вредное действие совершил, чтобы он сам захотел больше так не поступать.
Поэтому, когда вы планируете критику, следует принимать в расчет ограничения критикуемого и понимать, что, когда вы приходите к человеку с претензиями и указываете на ошибку, которую тот допустил, он воспринимает это как атаку по всем фронтам. Его разум мобилизует все свои ресурсы, чтобы попытаться защитить себя и доказать свою невиновность. В результате, вместо того чтобы выслушать критику и проверить, оправданна ли она, его мозг занят подготовкой ответа на критику.
Как-то раз я разговаривал на тему критики с высокопоставленным армейским офицером. Он рассказал, что до определенного момента обычно говорил человеку, которого критиковал, всю правду прямо в лицо. Но понемногу он понял, что когда делаешь человеку замечание, нужно «немного приврать и сгладить острые углы». Я ответил ему, что раньше, когда он критиковал таким образом, что это никак не способствовало продвижению критикуемого, он на самом деле говорил ему вещи, которые можно назвать «враньем». Ведь ложь — это не только все, что не соответствует действительности, но всякая негативная вещь. С другой стороны, когда он задумывается над тем, как сформулировать свои претензии таким образом, чтобы они продвинули человека вперед и улучшили его поведение, это слова «истины», поскольку истина — это не только то, что соответствует действительности, но и всякая положительная вещь. Ведь только предварительно смягчив человека, можно, с определенной долей вероятности, заставить его выслушать критику и, быть может, изменить свое поведение.
Из книги «Еврейский дом»
C любезного разрешения организации «Мишпаха кеАлаха»