Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«У каждого человека есть своя страсть и там, где она сильнее всего, его возможность обрести Б-жественное благословение максимальна»Рав Цадок а-Коэн, книга “Цидкат а-Цадик” 181
Всевышний создал «светила небесные», чтобы были нам ориентирами, по которым мы решаем, когда ночь и когда день. Вокруг этих и подобных им ориентиров и построен еврейский закон — Алаха.

Давайте рассмотрим один из основных вопросов иудаизма, который появляется в жизни религиозного человека довольно часто в разных формах. Мы не ответим на него, но хоть немножко объясним.

На днях я столкнулся с этим вопросом так. Мы гуляли по улице и невозможно было не заметить, что все деревья начали по-настоящему по-весеннему цвести. Так и захотелось сказать то красивое благословение, которое наши мудрецы специально составили для такого, казалось бы, случая (Шульхан Арух, Ор-Ахаим 226):

Тот, кто выходит в дни Нисана и видит, что зацвели деревья, скажет: «Благословен Ты, Всевышний, Б-г наш, Царь мира, в мире, в котором нет недостатка ни в чём; Он создал в нём прекрасные творения и прекрасные деревья, чтобы ими наслаждались люди».

На первый взгляд, однако, процитированный закон не позволяет нам, пока, перевести наше весеннее движение души в положенное благословение — ведь месяц Нисан ещё не начался. Возможно природа просто не знает, что в этом еврейском году два месяца Адар, а то подождала бы она ещё недельки две до начала правильной еврейской весны.

Вот и вопрос: как жить еврею в мире, где так часто есть диссонанс между движениями души, явлениями природы и буквой, казалось бы, сухого еврейского закона.

Вопрос этот старый — уже в первый день творения произошло первое столкновение. Были созданы день и ночь, так, что, по определению Всевышнего, день является временем света, а ночь — временем темноты.

То есть, спрошу я вас, день и ночь — это понятия объективные или субъективные? С одной стороны, вроде как, объективные — попробуйте сыграть на барабане посреди ночи. Но с другой стороны (буквально), в это же время в другом месте — середина дня. А между ними вообще непонятно что: сумерки — для одних уже темно и ночь, а другие гонят куда-то, не включив фары, потому что «ещё светло».

А если задуматься, что это значит вообще, создать день и ночь? Они ведь не существуют сами по себе, а являются следствием вращения земли вокруг собственной оси. То есть, если бы мир был создан физиком, он начал бы с законов Ньютона, а потом слепил бы землю и крутанул. День и ночь появились бы сами. А так как написано в Торе, то кажется, что мир был создан философом. Но мы то знаем, что философы ничего создать не могут…

На самом деле мир был создан Великим Антропологом (мы рассматриваем антропологию как науку изучающую человека, отбрасывая все эти псевдонаучные глупости о том, что человек произошел от обезьяны и т. п.).

Целью создания мира был (есть и будет) — Человек. И Всевышний знал, что человеку нужен день для действия и созидания, ночь — для отдыха и размышления. Смысл фразы о том, что были созданы день и ночь, в том, что эта объективно-субъективная необходимость и была заложена в основу мироздания. А то, что земля крутится и даже возможно законы Ньютона — это, вроде как, следствие, детали имплементации.

Но тут такая проблема: многие мицвот в Торе заповеданы специально для дня, некоторые — специально для ночи. Но как быть с тем, что в нашем мире невозможно точно определить, когда наступают день и ночь? Есть вечер, сумерки, утро, рассвет. Когда можно начинать утреннюю молитву и когда именно заканчивается суббота? Если вдуматься, то это вариант того же вопроса.

И тут Великий Антрополог о нас позаботился. Так как понятия света и темноты кажутся нам относительными, Всевышний создал «светила небесные», чтобы были нам ориентирами, по которым мы решаем, когда ночь и когда день. Вокруг этих и подобных им ориентиров и построен еврейский закон — Алаха. До такой степени, что многие не задумываясь скажут, что день — это время, начинающееся с восходом солнца, а ночь — это то, что начинается с выхода трёх звёзд. Даже время чтения Шема, которая прямым текстом Торы привязана к циклу человеческой деятельности — читать её нужно «ложась» и «вставая», мы отмеряем теперь по звёздам, а не по ритму жизни!

Кстати, о звёздах. Так уж получилось, что многие алахические авторитеты, считают, что звёзды появляются на небе только через 72 минуты после захода солнца. Возможно потому, что в Европе так или почти так оно и происходит в реальности. Но на широте Израиля уже через 30 минут совершенно темно и небо полно, вроде бы как, звёзд. Однако, когда Брискер Рав приехал в Израиль и кто-то ему предложил выйти на улицу и увидеть, что уже наступила ночь, он гневно сказал, что еврейский закон учат не на улице, а в Бейт Мидраше (Доме Учения). То есть, «звёзды», которые являются ориентиром для нашего поколения — это не светлые точки на тёмном небе, а алахические авторитеты, чьему мнению мы должны следовать.

Но вернёмся к весне. Она объективно существует. И мы это знаем не только потому что деревья зацвели, но и потому что в Торе сказано делать Пэсах в весенний месяц. То есть, в природе существует годовой цикл — то, что мы называем «весна», «лето», «осень», «зима» (см. Бэрэшит 8:22). Но переходы между сезонами плавные, трудно определить в конце ли мы зимы или в начале весны. Но славе Б-гу, Всевышний создал нам и тут ориентир — луну. И сказал отсчитывать месяцы по лунным циклам.

Не всё пошло гладко (это отдельная история) и 12 лунных месяцев оказались примерно на 11 дней короче солнечного года. Чтобы всё было правильно — Пэсах весной, Шавуот летом, а Суккот осенью — приходится раз в примерно три года добавлять тринадцатый месяц. Так мы согласуем нашу размеренную луной жизнь с природной стихией.

Теперь, к нашему вопросу. «Выходит человек в дни Нисана» (так повелось называть первый весенний месяц) «и видят, что зацвели деревья». Как это вообще понимать? Что это — он вышел из Дома Учения и воодушевился состоянием природы? И «дни Нисана» — это буквально-таки весенние дни? А структура еврейского года тут не причём? Пугает. Нет привычных ориентиров. Смутно. Не комфортно.

Наверное, всё-таки нужно подождать до начала «нашего» месяца Нисан. Впрочем, зачем нам все эти сомнения. Обратимся к раву, ибо так сказано: «сделай (то есть, выбери) себе рава и отдались от сомнения».


В этой недельной главе повествуется о приобретении Авраамом легендарной пещеры Махпела в Хевроне, погребении праведницы Сары, сватовстве Ицхака и Ривки. Читать дальше

Недельная глава Хаей Сара

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.

Разъяснение смысла выражений «и скончался», «и умер», «и присоединился к народу»

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.

Жизнь, шидух и похороны. Хаей Сара

Рав Бенцион Зильбер

Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

На тему недельной главы. Хаей Сара

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».

На тему недельной главы. Хаей Сара 2

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.

Избранные комментарии к недельной главе Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.