Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Человека, готового принимать критику, царь Шломо называет «мудрецом». Он даже утверждает, что такой мудрец полюбит критикующего.

Каждый нормальный человек стремится к совершенству. Кроме того, ему важно, чтобы его окружение тоже считало его совершенным. Его желание выглядеть безупречным распространяется на многие сферы: личность и качества характера, телосложение и внешний вид. Человек обращает большое внимание на свой внешний вид, и поэтому он останавливается у зеркала — последняя проверка перед тем, как выйти из дома, чтобы посмотреть, есть ли на лице или на одежде что-то требующее вмешательства.

Каждый человек, который идет по улице и ищет определенный адрес, будет благодарен тому, кто укажет ему, что он идет в обратную сторону, и искомый дом находится в противоположном направлении. Точно так же, человек обычно благодарен тому, кто выпрямит его смятый воротничок, спрятавшийся от его взгляда.

Но вот что удивительно: как раз критика в намного более важных и возвышенных областях, связанных с личностью и ценностями человека, сталкивается с сильным противодействием, с блокировкой и ограниченным восприятием. А иногда критикуемый даже начинает ненавидеть критика, как сказал царь Шломо «Не укоряй насмешника, чтобы он не возненавидел тебя» (Притчи 9:8).

Мало тех, кто способен принимать критику с любовью в той же мере, как они радуются, получая комплимент или подарок, хотя самый большой дар, который можно сделать человеку, — это развитие его личности. Человека, готового принимать критику, царь Шломо называет «мудрецом». Он даже утверждает, что такой мудрец полюбит критикующего — ведь тот способствовал его совершенствованию, как сказано в Притчах в продолжение стиха: «…укоряй мудреца, и полюбит тебя».

И здесь мы должны подчеркнуть: несмотря на всю важность конструктивной критики, которая помогает продвигаться вперед, правильно критиковать — это целое учение. Далее мы рассмотрим основы и принципы учения критики.

Уже Мудрецы, в свое время, отмечали связанные с критикой проблемы. «Сказал раби Элазар бен Азария: Удивлюсь я, если найдется в этом поколении тот, кто умеет критиковать». Раши объясняет: «Тот, кто умеет критиковать уважительно, чтобы лицо его (критикуемого) не изменилось».

Маараль объясняет недостаток квалифицированных критиков тем, что для критики необходима очень большая мудрость: «Чтобы критикуемый принял слова критика… нужна великая мудрость. Необходимо говорить ему приятные и логичные слова, чтобы те вошли в его сердце». (Нетивот олам, Нетив атохеха).

Раши и Маараль, таким образом, объясняют, что имел в виду раби Элазар бен Азария. Речь идет не о практической сложности высказать товарищу резкие слова, или сделать ему замечание по поводу его неприемлемого поведения, а об умении построить конструктивную критику, которая принесет человеку пользу и улучшит его. Именно это заповедала нам Тора в словах «укоряй твоего ближнего» (Ваикра 19:17).


Холокост — Катастрофа европейского еврейства — невиданная в истории человечества трагедия, геноцид, унесший жизнь шести миллионов евреев стран Европы, из которых полтора миллиона уничтоженных были еврейские дети… Читать дальше

Тора говорит о Холокосте…

Мирьям Климовская

Многие люди спрашивают: «Где был Б-г во время Катастрофы? Как Он смог допустить гибель стольких невинных и праведных людей?» Но все события, происходившие в то страшное время, были предсказаны Им тысячи лет назад. Достаточно открыть Тору, чтобы понять: Он только выполнял Свое обещание, как бы это ни было больно осознавать. Но вместе с Катастрофой были также предсказаны пути спасения от нее и возмездие палачам…

Спасение Торы из огня Катастрофы 1: Благочестие польского еврейства

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

Вопреки всем объективным обстоятельствам в гит­леровском и сталинском аду Провидение уберегло и освободило самых выдающихся знатоков Торы Старого Света. Их последующее влияние фактически преобра­зило лицо мирового еврейства.

Как смогу я видеть бедствие, которое постигнет народ мой?

Сара Шапиро,
из цикла «Как смогу я видеть бедствие...»

Рассказ о р. Ицхаке и Рэхе Штернбух из Швейцарии, которые спасли от уничтожения десятки тысяч евреев. Основано на книге Heroine of Rescue, новая редакция — Сара Шапиро

Черный обелиск, или История об антисоветском памятнике

Михаил Володин

Пророки предупреждают о Катастрофе

Мирьям Климовская

Пророки видели будущее еврейского народа на многие поколения вперед. События Холокоста также не сокрыты от них.

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот.ру

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

Все для Босса 79. Не забудь!

Рухама Шайн,
из цикла «Все для Босса»

Рухома покидает гостеприимное местечко Мир. Его обитателей ждет трагическая участь.

«Я принадлежу моему другу, а мой друг мне» (часть первая)

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Я принадлежу моему другу, а мой друг — мне»

Рав Ицхак Зильбер рассказывает о самопожертвовании и освящении Имени Творца. Величие еврейского народа строится из кирпичиков самопожертвования миллионов конкретных людей. Душераздирающие истории освящения Имени как ничто иное демонстрируют истинность любви евреев к Творцу.