Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В большинстве моих высказываний вы найдёте лишь то, что большинство людей знают и в чём не сомневаются. Но в той же мере, в какой эти слова хорошо известны и их истинность очевидна, так же вполне обычно, что о них забывают»Рамхаль — Рав Моше Хаим Луццато, «Путь праведных»
Шесть дней Всевышний творил мир — и увенчал Свое Творение созданием человека по образу и подобию Творца. Венец Творения — человек — получил особое предназначение.

ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ и ЗИМА каждый год в неизменной последовательности сменяют друг друга у нас за окном. У каждого из времен года есть свои достоинства и свои особенности. А вместе они составляют годовой цикл, через который Всевышний регулярно проводит природу, созданную Им на благо человеку.

Как и природа, мы существуем во времени. Как часть физического мира мы подчинены некоей цикличности. Наша тема — параллель между периодичностью в природе и периодичностью в физическом существовании женщины.

Из месяца в месяц женщина переживает регулярно повторяющиеся процессы. Оправданна ли аналогия между годовым циклом в природе и месячным циклом в женском организме? И если оправданна, что полезного для отношений между мужчиной и женщиной, между мужем и женой можем мы извлечь из этого сопоставления? Как эта тема связана с еврейскими законами семейной жизни?

В книге мы попробуем указать на нечто общее между природными процессами в связи со сменой времен года и физиологическими процессами в организме женщины в связи с ее месячным циклом и на этой основе объяснить пути, ведущие к установлению глубокой внутренней связи между супругами.

Книга не является пособием по алахе (еврейскому закону), она не занимается собственно законами. Эти законы следует изучать по специальной литературе. Цель нашей книги — помочь формированию правильного взгляда на супружеские отношения.

Вторая часть книги содержит советы и указания еврейских мудрецов, которые могут оказаться полезными читателю в его семейной жизни.

В конце книги вкратце приведены законы зажигания субботних и праздничных свечей. Выполнение этой заповеди обладает особым свойством — оно создает в еврейском доме благотворную атмосферу.

Да будет воля Всевышнего, чтобы все мы удостоились полноценной и счастливой семейной жизни и чтобы на наших домах пребывало Его благословение.

Смена времен года

Вселенная для нас — чудесная загадка. Поразителен бескрайний космос с Солнцем и Луной, с несчетными звездами. Поразительно стремительное движение по орбите — со скоростью 30 км в секунду! — нашей маленькой планеты Земля. Полон чудес земной мир, в котором мы обитаем. Наука исследует его сотни лет и не может исчерпать, постоянно обнаруживает что-то новое и, чем больше узнает, тем больше скрытого и неизвестного открывается ей в перспективе.

Шесть дней Всевышний творил мир — и увенчал Свое Творение созданием человека по образу и подобию Творца. Венец Творения — человек — получил особое предназначение: Всевышний «поместил его в Райском Саду, чтобы возделывал его и охранял его»1. Это значит, что человек, пользуясь всем тем, что сотворено для его блага, призван работать с Творением так, чтобы способствовать сохранению добра в мире и не навлекать своими действиями зла. Цель деятельности, для которой предназначен человек, — благо всего мира. Как сказано в мидраше: «Сотворив Первого человека, Всевышний провел его перед всеми деревьями Сада и сказал: “Посмотри на Мои творения, взгляни, как они прекрасны и совершенны. Все, что Я создал, Я создал для тебя. Старайся не испортить и не разрушить Мой мир, ведь если ты испортишь — некому исправить после тебя”2

На протяжении многих поколений человечество полагало, что может делать с природой все, что заблагорассудится, используя ее для своих нужд и удобств. Но сегодня люди уже поняли, что недостаточно «возделывать» природу, ее надо еще и «охранять». То есть — жить надо в соответствии с законами природы, в гармонии с происходящими в ней процессами. Это необходимо для нашего же блага, чтобы природа всегда могла приносить нам пользу.

Мир устроен максимально благоприятно для человека. На благо нам существуют и сменяющие одно другое времена года, у каждого из которых — своя функция, ибо «все создал Он прекрасным в свое время»3.

В растительном мире смена времен года определяет этапы развития, из которых состоит жизнь всего живого.

1. Весна Период роста и цветения. Плоды завязываются и зреют. Они уже привлекательны на вид, но еще не пригодны в пищу.

2. Лето Рост и созревание завершаются. Время собирать урожай, готовить плоды к употреблению и наелаждаться ими.

3. Осень Период роста и созревания закончился, мы располагаем плодами урожая и пользуемся ими. Энергия, наполнявшая растения весной и летом, начинает слабеть и постепенно покидает их.

4. Зима Земля отдыхает, собирается с силами, готовясь к новой весне.

С точки зрения рождения, развития, угасания и обновления можно рассмотреть и процессы цикла, который ежемесячно проходит женщина. Их также можно разделить на четыре периода.

1. Строительство

Гормональная активность в организме усиливается, яйцеклетка зреет, слизистая оболочка матки разрастается и утолщается. Формируется чудесное устройство для создания новой жизни. Активизация гормональной деятельности способствует уплотнению костей, укреплению сердечной мышцы, дарит бодрость и хорошее настроение. Все предусмотрено, чтобы разнообразные и интенсивные процессы, происходящие в этот период в организме женщины, протекали точно и своевременно, чтобы не произошло никаких сбоев.

2. Завершение строительства

Сложные и многообразные процессы строительства согласованно завершаются. Организм готов к оплодотворению яйцеклетки.

3. Жизнь нового «строения»

Созданное устройство живет. Даже если оплодотворения не произошло, слизистая оболочка матки еще какое-то время существует, пока не разрушается и не начинаются месячные.

4. Подготовка к следующему строительству

Менструация. Слизистая оболочка матки и неоплодотворенная яйцеклетка разрушаются и вместе с кровью выводятся из организма, открывая ему возможность нового строительства в следующем цикле.

В главах со второй по пятую мы кратко остановимся на законах чистоты семейной жизни и более подробно — на параллели между законами природы, проявляющимися в смене времен года, и закономерностями месячного цикла женщины, а также на связи между закономерностями этого цикла и законами Торы в области семейной жизни.

В главе шестой мы проанализируем, как алаха связывает этапы месячного цикла женщины в единое целое, с помощью своих установлений направляя супругов к достижению глубокой внутренней связи и душевной близости. А такая близость нам необходима, чтобы мы могли вместе исполнить свое предназначение — «возделывать и охранять» мир для нашей же пользы.

В Торе есть законы, полезность и необходимость соблюдения которых очевидны: предписание почитать родителей, запреты злословия, воровства и т.д. Но наряду с ними есть заповеди, причины и основания которых человеческий разум постичь не в состоянии. Они называются «хуким». Законы семейной чистоты относятся именно к этой категории. Но, хотя суть хуким нам неясна, влияние их исполнения на душу человека и на его жизнь вполне поддаются наблюдению. Излишне говорить, что это позитивное влияние.

Книга приводит некоторые объяснения законов семейной чистоты, но они далеко не исчерпывают причин, лежащих в их основе и делающих необходимым их соблюдение. Мы объясняем и толкуем эти законы и вкладываем в них свой смысл только для того, чтобы легче было их воспринять, но суть хуким всегда остается Б-жественной и скрытой от нас.

Четыре периода женского месячного цикла в свете алахи

Тора считает физическую близость между супругами заповедью и придает ей большое значение. И тем не менее она же налагает запрет на интимные отношения супругов в определенных обстоятельствах. Какие это обстоятельства?

При выделении крови из матки статус женщины определяется как нида (нечистота) и на нее распространяется запрет физической близости, как сказано: «И к жене во время отлучения в ее нечистоте не приближайся, чтобы открыть ее наготу»4. Физическая близость супругам запрещена до окунания женщины в микве.

С точки зрения состояний ниды и чистоты в месячном цикле женщины также различаются четыре периода.

1. «Семь чистых дней»: семидневный период по окончании менструации. Только спустя семь дней без выделения крови, прошедших по окончании менструации, женщина может окунуться в микве.

2. Окунание: ночь окунания в микве. Она наступает после «семи чистых дней». Окунание кладет конец периоду ниды, и супругам вновь разрешены интимные отношения и все другие проявления физической близости.

3. Дни чистоты: период пребывания в состоянии ритуальной чистоты — таора. Это состояние сохраняется до начала следующей менструации.

4. Менструальный период: период, когда интимная близость супругам запрещена. Состояние ниды возобновляется с началом кровотечения и продолжается до очередного погружения женщины в микве.


1 Берешит, 2:15. Б. («В начале») — первая глава первой (одноименной) книги Торы (Пятикнижия).

2 Коэлет раба, 7. К.р. — комментарии мудрецов на книгу «Коэлет» (в русских переводах известна как «Экклезиаст»).

3 Коэлет, 3:11.


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.