Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Пещерный человек, тащивший женщину за волосы (на первый взгляд — карикатура, однако подобный тип мужчин существует и в наше время!), не воспринимал ее как личность, обладающую внутренней ценностью, достойную уважения.

Закон о чистоте семьи имеет и еще одну особенность, достойную внимания, — он влияет на характер взаимоотношений супругов и на то, в каком свете они видят друг друга.

Современная психология и общественные круги, испытавшие влияние Мартина Бубера, указывают на два пути восприятия ближнего — как «Ты» или как «Он» (или «Она»). Первый предполагает восприятие ближнего как человеческого существа, субъекта, как независимой личности, обладающей своей независимой ценностью, — и это отношение полно уважения. Второй же путь предполагает отношение к человеку как к объекту, лишенному индивидуальности, достоинства и самостоятельной ценности, подобное отношение к вещи как к средству для удовлетворения собственных потребностей, желаний и вожделений. На первом пути я «встречаю» личность и стою лицом к лицу с иной индивидуальностью; на втором пути я использую и отношусь к иной индивидуальности как к вещи.

Чувственное отношение, все всякого сомнения, склоняет человека ко второму пути: «Я и Он (Она)», вместо того, чтобы взращивать отношения, определенные как «Я и Ты». Имеет место тенденция использовать партнера по сексуальным отношениям как вещь и объект собственных вожделений. Пещерный человек, тащивший женщину за волосы (на первый взгляд — карикатура, однако подобный тип мужчин существует и в наше время!), не воспринимал ее как личность, обладающую внутренней ценностью, достойную уважения. Она была для него лишь объектом его вожделений, вещью, подобной другим вещам вокруг, и более ничего. Будем честны и скажем, что это превращение женщины в объект характерно, в известной мере, для сексуальных отношений современного общества.

Недопустимо, чтобы подобное отношение укоренилось в нас, — оно унижает достоинство человека — того, кого превращают в объект, и того, кто выступает в роли потребителя.

Уже возникнув, подобное отношение к человеческой личности не ограничивается пределами спальни — оно проникает во все сферы жизни, пронизывает каждый ее аспект. Животное, заключенное в человеке, приручается и воспитывается в соответствии с его отношением к ближнему, и в первую очередь — к жене, которую он воспринимает либо как «Ты», либо как «Она».

Закон о чистоте семьи действует облагораживающе на сокровенные глубины мужской и женской души. Он ограничивает разнузданное вожделение мужчины, помогает ему ясно осознать, что его жена создана не только для удовлетворения его желаний. Ведь если бы она была только «объектом», он мог бы поступать с ней в соответствии с тем, как ему захочется, удовлетворять любые свои вожделения, прибегая, если потребуется, к физической силе. Законы Торы постепенно, но верно внедряют в его сердце осознание того факта, что его жена человек, что она образ и подобие Божье, а не вещь!

Некоторые полагают, что самоограничение и воздержание самодостаточны и приводят к тем же результатам, а посему нет никакой нужды в соблюдении закона Торы. Однако, добровольное воздержание не оправдывает себя уже потому, что может породить в сердце мужа или жены подозрение в охлаждении любви. Более того, добровольное воздержание не принесет той пользы и не будет способствовать облагораживанию чувств, которое привносит в отношения супругов религиозная сущность закона. А, между тем, сколь насущны и благотворны психологические последствия использования еврейской заповеди, сколь всеобъемлюще и глубоко ее влияние на самую природу супружества и институт брака! Если бы ее не существовало, ее следовало бы придумать ради нашего мира и благополучия. «Счастливы мы, как хороша участь наша, и как отраден наш жребий, и как прекрасно наследие наше!» (слова молитвы).

С разрешения издательства Швут Ами