Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Пещерный человек, тащивший женщину за волосы (на первый взгляд — карикатура, однако подобный тип мужчин существует и в наше время!), не воспринимал ее как личность, обладающую внутренней ценностью, достойную уважения.

Закон о чистоте семьи имеет и еще одну особенность, достойную внимания, — он влияет на характер взаимоотношений супругов и на то, в каком свете они видят друг друга.

Современная психология и общественные круги, испытавшие влияние Мартина Бубера, указывают на два пути восприятия ближнего — как «Ты» или как «Он» (или «Она»). Первый предполагает восприятие ближнего как человеческого существа, субъекта, как независимой личности, обладающей своей независимой ценностью, — и это отношение полно уважения. Второй же путь предполагает отношение к человеку как к объекту, лишенному индивидуальности, достоинства и самостоятельной ценности, подобное отношение к вещи как к средству для удовлетворения собственных потребностей, желаний и вожделений. На первом пути я «встречаю» личность и стою лицом к лицу с иной индивидуальностью; на втором пути я использую и отношусь к иной индивидуальности как к вещи.

Чувственное отношение, все всякого сомнения, склоняет человека ко второму пути: «Я и Он (Она)», вместо того, чтобы взращивать отношения, определенные как «Я и Ты». Имеет место тенденция использовать партнера по сексуальным отношениям как вещь и объект собственных вожделений. Пещерный человек, тащивший женщину за волосы (на первый взгляд — карикатура, однако подобный тип мужчин существует и в наше время!), не воспринимал ее как личность, обладающую внутренней ценностью, достойную уважения. Она была для него лишь объектом его вожделений, вещью, подобной другим вещам вокруг, и более ничего. Будем честны и скажем, что это превращение женщины в объект характерно, в известной мере, для сексуальных отношений современного общества.

Недопустимо, чтобы подобное отношение укоренилось в нас, — оно унижает достоинство человека — того, кого превращают в объект, и того, кто выступает в роли потребителя.

Уже возникнув, подобное отношение к человеческой личности не ограничивается пределами спальни — оно проникает во все сферы жизни, пронизывает каждый ее аспект. Животное, заключенное в человеке, приручается и воспитывается в соответствии с его отношением к ближнему, и в первую очередь — к жене, которую он воспринимает либо как «Ты», либо как «Она».

Закон о чистоте семьи действует облагораживающе на сокровенные глубины мужской и женской души. Он ограничивает разнузданное вожделение мужчины, помогает ему ясно осознать, что его жена создана не только для удовлетворения его желаний. Ведь если бы она была только «объектом», он мог бы поступать с ней в соответствии с тем, как ему захочется, удовлетворять любые свои вожделения, прибегая, если потребуется, к физической силе. Законы Торы постепенно, но верно внедряют в его сердце осознание того факта, что его жена человек, что она образ и подобие Божье, а не вещь!

Некоторые полагают, что самоограничение и воздержание самодостаточны и приводят к тем же результатам, а посему нет никакой нужды в соблюдении закона Торы. Однако, добровольное воздержание не оправдывает себя уже потому, что может породить в сердце мужа или жены подозрение в охлаждении любви. Более того, добровольное воздержание не принесет той пользы и не будет способствовать облагораживанию чувств, которое привносит в отношения супругов религиозная сущность закона. А, между тем, сколь насущны и благотворны психологические последствия использования еврейской заповеди, сколь всеобъемлюще и глубоко ее влияние на самую природу супружества и институт брака! Если бы ее не существовало, ее следовало бы придумать ради нашего мира и благополучия. «Счастливы мы, как хороша участь наша, и как отраден наш жребий, и как прекрасно наследие наше!» (слова молитвы).

С разрешения издательства Швут Ами


Дарование Торы стало ключевым событием не только еврейской, но и общемировой истории? Письменная Тора была переведена на древнегреческий и другие языки, а законы Торы и принципы иудаизма легли в основу мировых религий — христианства и ислама. Как результат, все человечество приняло новые ценности: Единобожие, добросердечие и взаимопомощь, запрет посягательства на чужую жизнь и имущество, неделя с выходным днем, запрет разврата и т.д. Читать дальше

Рассказы мудрецов о Даровании Торы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?

Недельная глава Итро

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Центральная глава рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Ради этого и произошел выход из Египта.

Бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм

Лоренс Келеман

Мы публикуем отрывок из книги Лоренса Келемана «Возможность получить» (Permission to Receive).

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Моше на горе Синай

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Устная Тора

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»