Из цикла «Стремись к истине», темы: Тшува, Заповеди, Изучение Торы, Мусар, Рав Элиягу Деслер, Рав Арье Кармель
«Ибо эта заповедь, которую Я сегодня велю тебе (выполнять), не недоступна она для тебя и не далека она… Но очень близко к тебе слово это — в устах твоих оно и в сердце твоём, чтобы выполнить его» (Дварим 30:11, 14).
Два нелёгких вопроса неизменно стоят перед нами. Исследуем эти вопросы и ответы на них.
Необходимо отметить, что и в такой ситуации истина не скрыта полностью: ведь даже после того, как человек соблазнится и скажет, что ложный путь истинен, при всём этом сам-то он в глубине души знает, что лишь путь правды истинен, но только будет считать ложь заменой правды.
И это одна из милостей Творца, благословен Он, что не дал власти нашему йецеру ара скрыть истину полностью. Благодаря этому каждый может выбрать сердцем своим истинно правдивый путь.
И вот ответ: всё зависит от изучения Торы. Надо учить, чтобы знать, надо учить, чтобы выполнять. Однако учащий, чтобы знать, приобретает знание рассудочное, и лишь учащий, чтобы выполнять, сливается с познанным, и знание становится его сутью. Это справедливо и при изучении алахи, но при изучении агады и мусара это различие ещё и намного больше.
К примеру, одно лишь созерцание величия Творца не приведёт человека к решению раскаяться и изменить, исправить свои действия. На такого человека не подействует и мусар, если ему говорить о грешниках, о дурных побуждениях, о великой мудрости сил души. Необходимо перевернуть его сердце и потребовать от его души беспрестанно действовать на основе полученных знаний. Если человек начнёт жить именно так, он пойдёт по верному пути исправления своей души.
И это то, о чём говорит нам Тора: «…ибо заповедь эта… не недоступна она…», т.е. у каждого есть удел в ней; «…не далека она… ибо близко к тебе слово это: в устах твоих оно и в сердце твоём, чтобы исполнять его», то есть путь к Торе очень короток для каждого. «В устах твоих» — означает изучать её, «в сердце твоём» — означает приблизить её к сердцу, «чтобы исполнять» — означает соблюдать заповеди Торы. А «…не на Небесах она» написано для того, чтобы снять вопрос: как это возможно, чтобы материальный человек получил духовную Тору («Небеса» — символ духовности) прежде, чем станет духовным существом, и как он может стать духовным существом прежде, чем примет Тору?
«…не за морем она» написано для того, чтобы снять вопрос: как можно понять Тору прежде, чем мы сделаем свой ум восприимчивым к ней?
Но можно ли прийти к этому до того, как начнёшь изучать Тору?
Вот суть всех этих ответов: когда человек принимает Тору в сердце, всё сразу открывается ему. Ведь хорошо известно общее правило: только то, что приняло сердце, стало близким. А без этого человек далёк от Него, Благословенного. Об этом сказано в святом Зоаре: «Кто далёк от Торы, далёк от Б-га» (то есть, кто не принимает её в сердце, далёк от Него Благословенного). Как говорится, «сердечная близость существует лишь тогда, когда человек близок к Торе, без этого он далёк от неё». Речь идёт о тшуве, о возвращении к Творцу, к Его законам жизни: только этим путём человек приближается к Б-гу Израиля, без этого он далёк, сколько бы ни пытался умом постичь Тору и приблизиться к познанию Творца.