Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Наш главный враг — невежество. Изучайте все духовное наследие нашего народа: Талмуд, законы. И не из выгоды, а ради самого Учения»Рав Шимшон Рефаэль Гирш, “Мысли и афоризмы”
Был ли Храм разрушен через год после шмиты? Различные мнения талмудических мудрецов.

В книге «Тикун Иссахар» упоминается малоизвестный обычай — ночью 9 Ава оглашать счёт лет, прошедших с разрушения Храма: «И таков наш обычай в Земле Кнаан — оглашать всеоб­щий счёт лет каждую ночь 9 Ава из-за горя».

И на самом деле, для жителей Святой Земли особенно важно помнить, сколько лет прошло с разрушения Храма, чтобы знать, когда наступит «Шмита» (седьмой год в календарном цикле, год прощения долгов, освобождения земли и рабов, а также запрета на коммерческое использование урожая).

Когда был разрушен Храм? Как связан траурный день 9 Ава со Шмитой? В трактате «Таанит» (29а) сказано, что оба Храма в Иерусалиме были разрушены 9 Ава, на исходе Шабата, на исходе Шмиты (т.е. в год сразу после Шмиты[1]). Это значит, что последовавший за раз­рушением Храма год был первым в семилетнем цикле. Следовательно, зная сколько лет прошло с разрушения Храма, можно определить, когда наступит ближайшая Шмита. Исход еврейского народа из Египта произошел в 2448 году от сотворения мира (см. расчет, ко­торый приводит Раши в комментарии на трак­тат «Авода зара» 9б). Написано в книге Мела-хим (6:1) что Храм был построен через 480 лет после выхода из Египта. Мудрецы говорят, что Первый Храм простоял 410 лет, потом он был разрушен и евреи отправились в Вавилонское изгнание, которое продолжалось 70 лет. Второй Храм простоял 420 лет. Выходит, что разруше­ние Второго Храма произошло в 3828 году (68 до н.э. по принятому летоисчислению). Следо­вательно, предшествующий ему 3827 год был годом Шмиты. Но если следовать этому счёту, то получится, что истекший 5773 год (2012-2013 н.э.) должен был быть годом Шмиты, однако мы, согласно общепринятому в еврейском мире ка­лендарю, будем соблюдать Шмиту только в 5775 (2014-2015) году!

Формула Раши

На самом деле, если мы откроем первоисточ­ники, то увидим, что расчет Шмиты — это целая тема. В трактате «Авода Зара» (9б) приведено высказывание рава Уны сына рава Йеошуа, что тот, кто не знает, какой сейчас год семилетнего цикла, «пусть добавит год». И Раши объясняет, что в этой сжатой фразе содержится целая фор­мула для расчета Шмиты:

1) Нужно добавить один год к числу полных лет, прошедших от разрушения Храма (результат №1). Причина: Храм был разрушен в первый год нового семилетнего цикла, т.е. на следующий год после Шмиты, как было сказано выше.

2) Результат №1 следует разделить на число пол­ных сотен (каждая сотня лет соответствует двум Йовелям[2], которые он включает (результат №2). Причина: чтобы максимально упростить даль­нейший счет, нужно убрать из формулы расчета все завершенные юбилейные циклы.

3) Результат №2 нужно разделить на 7 (результат №3). Причина: убрать из расчета все завершен­ные семилетние циклы.

4) Мы должны определить, сколько полных сотен содержит результат №3 и умножить чис­ло этих сотен на два (результат №4). Причина: Раши пишет, что существует спор рав Йеуды и мудрецов («Недарим»…) о том, как считать Йо-вель. По мнению мудрецов Йовель наступает после каждой седьмой Шмиты, а по раву Йеуде седьмая Шмита — завершающий год юбилей­ного цикла, который одновременно является Йовелем. Гемара идёт по мнению рава Йеудыр и это означает, что на каждые 50 лет у нас до­бавляется один год (т.е. на 100 лет — 2 «лишних» года).

5) К результату №3 мы плюсуем результат №4. Таким образом определится порядковый номер текущего года в семилетнем цикле.

Как было сказано выше, при расчете мы добав­ляли год (п.1) из-за того, что Храм был разрушен на следующий год после Шмиты. Раши дает ин­тересное объяснение: сам этот год не входит в счет лет разрушения Храма, т.к. Храм стоял большую часть этого года. Таким образом Раши солидаризируется с мнением, что Второй Храм простоял 420 лет.

Другие мнения

Тосафот не принимают мнение Раши — они пи­шут, что Храм был разрушен на год позже. То-сафот даже изменяют версию гемары: «Тот, кто не знает какой сейчас год [после Шмиты] пусть убавит два года или добавит пять». Согласно их мнению, Талмуд советует считать не от разру-шенния Храма, а от начала царствования грече­ских царей, которые правили в Иудее начиная с 41 года после возведения Второго Храма. А по­скольку евреи начали соблюдать Шмиту сразу же, как только у них появился Храм, то получа­ется, что не 41-й, а 43-й (!) год от восстановле­ния Храма был первым после Шмиты. И поэтому если отнять 2 года или добавить 5 получится первый год семилетнего цикла. Комментаторы приводят и другие мнения, кото­рые вообще не вписываются в рамки спора Раши и Тосафот. Рабейну Хананель пишет, что здесь вообще имеется в виду разрушение Первого Храма, а не Второго, а рабейну Зрахия а-Леви ут­верждает в книге «А-Маор», что вообще гемара говорит о счете лет от Создания Мира.

Какая алаха?

Тур («Хошен Мишпат» гл.67) упоминает спор Раши и Тосафот относительно седьмого года. Он пишет следующее: «И относительно счёта Шмиты существует спор. Ри[3] считает что Шмита была в 88-ом году, а по Раши она была в 87-ом[4] и это основное мнение».

Если экстраполировать этот спор на наше вре­мя, то получится, что по Раши 5773 (2012-2013) год должен был быть Шмитой, а согласно Ри Шмита пришла с последним Рош а-Шана! При этом во всех еврейских календарях в качестве Шмиты указан следующий — 5775-й год. Это оз­начает, что даже если проигнорировать слова Тура о том, что алаха установлена по мнению Раши, и предположить, что мы должны действо­вать по мнению Тосафот, все равно получается, что Шмита «съехала» еще на год вперед. Где тут ошибка?

Расчет и традиция

Мы вынуждены предположить, что закон уста­новлен по какому-то другому мнению. Рамбам делал собственный расчёт семилетнего цикла, и у него получилось, что 4936 год должен был быть годом Шмиты. При этом он утверждал, что его система подсчета в точности соответствует той, которая приведена в нашей гемаре («Ил-хот Шмита ве-Йовель», гл.10, алаха 5). Но если перенести результат, полученный Рамбамом на наше время, то получится, что ближайшая к нам Шмита соответствует 5776 году. Но Рамбам добавляет (там же, алаха 6), что согласно тради­ции, известной от вавилонских гаоним и жите­лей Эрец Исраель, Шмита была на год раньше — в 4935 году, и что это должно быть принято в качестве алахи, потому что передача и полу­чение традиционных установлений важнее, чем наши расчеты. И это как раз соответствует нашей практике, ведь если считать от 4935 года, то следующий, 5775 год, будет годом Шмиты, как и написано в нашем календаре.

Два летоисчисления

Однако не все так просто. Нам нужно найти объяснение, как совместить принятый у нас счёт со всем тем, что написано в гемаре от­носительно разрушения Храма. Ведь если считать назад от 5775 года, то получится, что Храм был разрушен в 3830 году, т.к. 3829-й был годом Шмиты, и это противоречит простейше­му расчету, сделанному нами выше на основе слов гемары (3828-й или 68-й г. до н.э). Таким образом, у нас есть проблема двух «пропав­ших» лет.

Раби Йеошуа Фальк («Дриша» гл. 67) и раби Йонатан Айбишюц («Тумим») писали, что су­ществует разница между летоисчислением, упомянутом в Талмуде, и тем, которого при­держиваемся мы. Доказательство: в трактате «Авода Зара» исчисление существования мира ведется со дня сотворения Первого человека, который, согласно основному принятому мне­нию, был создан в Рош а-Шана. А мы, в отли­чие от Талмуда, ведём счёт со дня Сотворения Мира. Если Шестой день Творения, в который был создан Адам а-Ришон, выпал на Рош Аша-на, то это означает, что мир существовал уже второй год, поскольку до Рош а-Шана уже было пять дней Творения. В этом и состоит разница между тем, что написано в Гемаре, и тем, как мы ведём счёт. «Дриша» указывает на противоречие в словах Тура в двух разделах: в «Хошен Мишпат» Тур пишет, что по Раши Шмита в 87-ом году, а по мнению Ри в 88-ом, а в «Йорэ Деа» — иначе: по Раши Шмита в 88-ом году, а по Ри в 89-ом. Законоучителя, затруднившиеся с пони­манием противоречия в словах Тура, решили принять в качестве основной версии ту, кото­рую Тур изложил в «Хошен Мишпат», а «Дри-ша» объясняет, что никакого противоречия нет. Просто в «Йорэ Деа» Тур приводит нашу систему летоисчисления, а не талмудическую, с дополнительным годом. Таким образом, из-за разницы между нашим ле­тоисчислением и талмудической системой рас­чета мы «выигрываем» дополнительный год. Остается найти ещё один год разницы между нашим летоисчислением и счетом, который приведен в Талмуде, и это поможет нам дока­зать, что Тур, устанавливая алаху по Раши, не противоречит мнению Рамбама (гаоним). Виленский гаон (67) приводит «Мидраш Раба» («Ноах»): раби Йеуда говорит, что год Потопа (а Потоп длился год) не входит в счет лет, а раби Не-хемия спорит с ним, говоря, что хоть Потоп и не входит в счет лет, он все же участвует в счёте пе­риодов («ткуфот»), и мы считаем его в отношении новолуния. Этот спор является продолжением спора, который вели раби Йеошуа и раби Эла-зар. Вс-вышний обещал Ноаху и его сыновьям: «Впредь во все дни земли сеяние и жатва, и хо­лод и тепло, и лето и зима, и день и ночь не пре­кратятся» (Берейшит 8:22). И раби Элазар, и раби Йеошуа согласны, что слова стиха («Впредь… не прекратятся») подразумевают необходимость уточнения. При этом раби Элазар считал, что движение светил происходило в обычном по­рядке, но их воздействие не ощущалось на зем­ле, а раби Йеошуа сказал, что данное Вс-вышним обетование на будущее «не прекратятся» означа­ет, что во время Потопа они прекращались, т.е. вся система светил остановилась, прекратила движение. И можно объяснить, что счёт лет, при­веденный мудрецами в Талмуде, не включает в себя год Потопа, а принятое у нас летоисчисле­ние включает его, поскольку относительно меся­цев и периодов, которые имеют определяющее значение в календаре, год Потопа считается го­дом, как объяснял рав Нехемия. Таким образом, разрушение Второго Храма можно датировать не 3828 годом, а 3829-м (по мнению раби Йеуды и раби Йеошуа) или даже 3830-м (по раби Нехемии и раби Элазару).


[1] Как «моци Шабат» (исход Субботы) — это время, наступающее после окончания Шабата, но не в конце Шабата.

[2] Пятидесятый год.

[3] Один из «баалей а-Тосафот».

[4] Имеются в виду 5088 и 5087 годы от Сотворения Мира соответственно, т.е. Тур пишет о своем времени — о том, что в его дни есть со­мнение по поводу счета Шмиты)

Из журнала «Мир Торы»


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваэра

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.