Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Был ли Храм разрушен через год после шмиты? Различные мнения талмудических мудрецов.

В книге «Тикун Иссахар» упоминается малоизвестный обычай — ночью 9 Ава оглашать счёт лет, прошедших с разрушения Храма: «И таков наш обычай в Земле Кнаан — оглашать всеоб­щий счёт лет каждую ночь 9 Ава из-за горя».

И на самом деле, для жителей Святой Земли особенно важно помнить, сколько лет прошло с разрушения Храма, чтобы знать, когда наступит «Шмита» (седьмой год в календарном цикле, год прощения долгов, освобождения земли и рабов, а также запрета на коммерческое использование урожая).

Когда был разрушен Храм? Как связан траурный день 9 Ава со Шмитой? В трактате «Таанит» (29а) сказано, что оба Храма в Иерусалиме были разрушены 9 Ава, на исходе Шабата, на исходе Шмиты (т.е. в год сразу после Шмиты[1]). Это значит, что последовавший за раз­рушением Храма год был первым в семилетнем цикле. Следовательно, зная сколько лет прошло с разрушения Храма, можно определить, когда наступит ближайшая Шмита. Исход еврейского народа из Египта произошел в 2448 году от сотворения мира (см. расчет, ко­торый приводит Раши в комментарии на трак­тат «Авода зара» 9б). Написано в книге Мела-хим (6:1) что Храм был построен через 480 лет после выхода из Египта. Мудрецы говорят, что Первый Храм простоял 410 лет, потом он был разрушен и евреи отправились в Вавилонское изгнание, которое продолжалось 70 лет. Второй Храм простоял 420 лет. Выходит, что разруше­ние Второго Храма произошло в 3828 году (68 до н.э. по принятому летоисчислению). Следо­вательно, предшествующий ему 3827 год был годом Шмиты. Но если следовать этому счёту, то получится, что истекший 5773 год (2012-2013 н.э.) должен был быть годом Шмиты, однако мы, согласно общепринятому в еврейском мире ка­лендарю, будем соблюдать Шмиту только в 5775 (2014-2015) году!

Формула Раши

На самом деле, если мы откроем первоисточ­ники, то увидим, что расчет Шмиты — это целая тема. В трактате «Авода Зара» (9б) приведено высказывание рава Уны сына рава Йеошуа, что тот, кто не знает, какой сейчас год семилетнего цикла, «пусть добавит год». И Раши объясняет, что в этой сжатой фразе содержится целая фор­мула для расчета Шмиты:

1) Нужно добавить один год к числу полных лет, прошедших от разрушения Храма (результат №1). Причина: Храм был разрушен в первый год нового семилетнего цикла, т.е. на следующий год после Шмиты, как было сказано выше.

2) Результат №1 следует разделить на число пол­ных сотен (каждая сотня лет соответствует двум Йовелям[2], которые он включает (результат №2). Причина: чтобы максимально упростить даль­нейший счет, нужно убрать из формулы расчета все завершенные юбилейные циклы.

3) Результат №2 нужно разделить на 7 (результат №3). Причина: убрать из расчета все завершен­ные семилетние циклы.

4) Мы должны определить, сколько полных сотен содержит результат №3 и умножить чис­ло этих сотен на два (результат №4). Причина: Раши пишет, что существует спор рав Йеуды и мудрецов («Недарим»…) о том, как считать Йо-вель. По мнению мудрецов Йовель наступает после каждой седьмой Шмиты, а по раву Йеуде седьмая Шмита — завершающий год юбилей­ного цикла, который одновременно является Йовелем. Гемара идёт по мнению рава Йеудыр и это означает, что на каждые 50 лет у нас до­бавляется один год (т.е. на 100 лет — 2 «лишних» года).

5) К результату №3 мы плюсуем результат №4. Таким образом определится порядковый номер текущего года в семилетнем цикле.

Как было сказано выше, при расчете мы добав­ляли год (п.1) из-за того, что Храм был разрушен на следующий год после Шмиты. Раши дает ин­тересное объяснение: сам этот год не входит в счет лет разрушения Храма, т.к. Храм стоял большую часть этого года. Таким образом Раши солидаризируется с мнением, что Второй Храм простоял 420 лет.

Другие мнения

Тосафот не принимают мнение Раши — они пи­шут, что Храм был разрушен на год позже. То-сафот даже изменяют версию гемары: «Тот, кто не знает какой сейчас год [после Шмиты] пусть убавит два года или добавит пять». Согласно их мнению, Талмуд советует считать не от разру-шенния Храма, а от начала царствования грече­ских царей, которые правили в Иудее начиная с 41 года после возведения Второго Храма. А по­скольку евреи начали соблюдать Шмиту сразу же, как только у них появился Храм, то получа­ется, что не 41-й, а 43-й (!) год от восстановле­ния Храма был первым после Шмиты. И поэтому если отнять 2 года или добавить 5 получится первый год семилетнего цикла. Комментаторы приводят и другие мнения, кото­рые вообще не вписываются в рамки спора Раши и Тосафот. Рабейну Хананель пишет, что здесь вообще имеется в виду разрушение Первого Храма, а не Второго, а рабейну Зрахия а-Леви ут­верждает в книге «А-Маор», что вообще гемара говорит о счете лет от Создания Мира.

Какая алаха?

Тур («Хошен Мишпат» гл.67) упоминает спор Раши и Тосафот относительно седьмого года. Он пишет следующее: «И относительно счёта Шмиты существует спор. Ри[3] считает что Шмита была в 88-ом году, а по Раши она была в 87-ом[4] и это основное мнение».

Если экстраполировать этот спор на наше вре­мя, то получится, что по Раши 5773 (2012-2013) год должен был быть Шмитой, а согласно Ри Шмита пришла с последним Рош а-Шана! При этом во всех еврейских календарях в качестве Шмиты указан следующий — 5775-й год. Это оз­начает, что даже если проигнорировать слова Тура о том, что алаха установлена по мнению Раши, и предположить, что мы должны действо­вать по мнению Тосафот, все равно получается, что Шмита «съехала» еще на год вперед. Где тут ошибка?

Расчет и традиция

Мы вынуждены предположить, что закон уста­новлен по какому-то другому мнению. Рамбам делал собственный расчёт семилетнего цикла, и у него получилось, что 4936 год должен был быть годом Шмиты. При этом он утверждал, что его система подсчета в точности соответствует той, которая приведена в нашей гемаре («Ил-хот Шмита ве-Йовель», гл.10, алаха 5). Но если перенести результат, полученный Рамбамом на наше время, то получится, что ближайшая к нам Шмита соответствует 5776 году. Но Рамбам добавляет (там же, алаха 6), что согласно тради­ции, известной от вавилонских гаоним и жите­лей Эрец Исраель, Шмита была на год раньше — в 4935 году, и что это должно быть принято в качестве алахи, потому что передача и полу­чение традиционных установлений важнее, чем наши расчеты. И это как раз соответствует нашей практике, ведь если считать от 4935 года, то следующий, 5775 год, будет годом Шмиты, как и написано в нашем календаре.

Два летоисчисления

Однако не все так просто. Нам нужно найти объяснение, как совместить принятый у нас счёт со всем тем, что написано в гемаре от­носительно разрушения Храма. Ведь если считать назад от 5775 года, то получится, что Храм был разрушен в 3830 году, т.к. 3829-й был годом Шмиты, и это противоречит простейше­му расчету, сделанному нами выше на основе слов гемары (3828-й или 68-й г. до н.э). Таким образом, у нас есть проблема двух «пропав­ших» лет.

Раби Йеошуа Фальк («Дриша» гл. 67) и раби Йонатан Айбишюц («Тумим») писали, что су­ществует разница между летоисчислением, упомянутом в Талмуде, и тем, которого при­держиваемся мы. Доказательство: в трактате «Авода Зара» исчисление существования мира ведется со дня сотворения Первого человека, который, согласно основному принятому мне­нию, был создан в Рош а-Шана. А мы, в отли­чие от Талмуда, ведём счёт со дня Сотворения Мира. Если Шестой день Творения, в который был создан Адам а-Ришон, выпал на Рош Аша-на, то это означает, что мир существовал уже второй год, поскольку до Рош а-Шана уже было пять дней Творения. В этом и состоит разница между тем, что написано в Гемаре, и тем, как мы ведём счёт. «Дриша» указывает на противоречие в словах Тура в двух разделах: в «Хошен Мишпат» Тур пишет, что по Раши Шмита в 87-ом году, а по мнению Ри в 88-ом, а в «Йорэ Деа» — иначе: по Раши Шмита в 88-ом году, а по Ри в 89-ом. Законоучителя, затруднившиеся с пони­манием противоречия в словах Тура, решили принять в качестве основной версии ту, кото­рую Тур изложил в «Хошен Мишпат», а «Дри-ша» объясняет, что никакого противоречия нет. Просто в «Йорэ Деа» Тур приводит нашу систему летоисчисления, а не талмудическую, с дополнительным годом. Таким образом, из-за разницы между нашим ле­тоисчислением и талмудической системой рас­чета мы «выигрываем» дополнительный год. Остается найти ещё один год разницы между нашим летоисчислением и счетом, который приведен в Талмуде, и это поможет нам дока­зать, что Тур, устанавливая алаху по Раши, не противоречит мнению Рамбама (гаоним). Виленский гаон (67) приводит «Мидраш Раба» («Ноах»): раби Йеуда говорит, что год Потопа (а Потоп длился год) не входит в счет лет, а раби Не-хемия спорит с ним, говоря, что хоть Потоп и не входит в счет лет, он все же участвует в счёте пе­риодов («ткуфот»), и мы считаем его в отношении новолуния. Этот спор является продолжением спора, который вели раби Йеошуа и раби Эла-зар. Вс-вышний обещал Ноаху и его сыновьям: «Впредь во все дни земли сеяние и жатва, и хо­лод и тепло, и лето и зима, и день и ночь не пре­кратятся» (Берейшит 8:22). И раби Элазар, и раби Йеошуа согласны, что слова стиха («Впредь… не прекратятся») подразумевают необходимость уточнения. При этом раби Элазар считал, что движение светил происходило в обычном по­рядке, но их воздействие не ощущалось на зем­ле, а раби Йеошуа сказал, что данное Вс-вышним обетование на будущее «не прекратятся» означа­ет, что во время Потопа они прекращались, т.е. вся система светил остановилась, прекратила движение. И можно объяснить, что счёт лет, при­веденный мудрецами в Талмуде, не включает в себя год Потопа, а принятое у нас летоисчисле­ние включает его, поскольку относительно меся­цев и периодов, которые имеют определяющее значение в календаре, год Потопа считается го­дом, как объяснял рав Нехемия. Таким образом, разрушение Второго Храма можно датировать не 3828 годом, а 3829-м (по мнению раби Йеуды и раби Йеошуа) или даже 3830-м (по раби Нехемии и раби Элазару).


[1] Как «моци Шабат» (исход Субботы) — это время, наступающее после окончания Шабата, но не в конце Шабата.

[2] Пятидесятый год.

[3] Один из «баалей а-Тосафот».

[4] Имеются в виду 5088 и 5087 годы от Сотворения Мира соответственно, т.е. Тур пишет о своем времени — о том, что в его дни есть со­мнение по поводу счета Шмиты)

Из журнала «Мир Торы»


Даже тот факт, что обрезание крайней плоти полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого. Читать дальше