Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Разум не является панацеей от плохих черт характера. Его эффективность в научных сферах не затрагивает человеческие эмоции.

Представим себе человека, который решил, полагаясь исключительно на свой разум, заново исследовать коренные проблемы бытия. Сотворён ли мир с определённой целью? Ответственен ли человек за свои поступки и т.п.?

Предположим, что этот исследователь образован и обладает острым умом. Однако в том, что касается мидот (нравственных качеств) он никогда серьёзно не работал над собой, чтобы изменить свою природу и исправить свои недостатки. Если кто оскорбит его, он встанет и ответит как надо; если сам совершит хороший поступок, потребует от всех достойного его оценки; а если подвергнется испытанию, нет уверенности в том, что даже в мелких деталях он не попадёт в западню своих побуждений. И даже если он производит впечатление человека хорошего и достойного, философа, ищущего истину, всё же качества его характера надежно спрятаны в тайниках его сердца, и, чтобы выкорчевать их оттуда, требуются многие годы непрерывной работы, самоотверженной работы всех сил души. Но делать это ему недосуг.

Когда такой человек берётся исследовать эти самые коренные проблемы, мы будем только обманывать себя, предполагая, что ему удастся сохранить объективность в выводах, к которым приведёт его исследование. В статье «Корень мусара» мы пришли к заключению, что человек не может подойти к решению какой-либо проблемы без предварительной заинтересованности, а эта заинтересованность проявляется в том, что он уже предвидит заранее, как бы предвосхищает решение проблемы в определённом направлении, соответствующем его желанию. И так в решении любой, даже самой малой проблемы, незначительного эпизода в его жизни. Что же мы скажем о случае, когда исследуемая проблема столь значительна и объёмна, что вся его жизнь зависит от её решения, которое окажет чрезвычайно важное влияние на каждое его желание и каждое качество его характера, свойства его натуры во все дни его жизни? Окажется ли он способным постоянно бороться, чтобы обуздывать свои низкие животные желания, подавлять дурные побуждения и жить? Или он уступит требованиям своего йецера* и сбросит с себя ярмо самоограничений, чтобы направлять свои страсти исключительно на их удовлетворение, действуя по произволу своего сердца?

И при всех этих его проблемах такой человек хочет убедить нас в том, что в состоянии прийти к истинным выводам, полагаясь лишь на собственный разум! Ведь нам уже известно влияние поражающей силы, даже самой незначительной и слабой, на работу человеческого ума — как она извращает все процессы мышления и, в конечном итоге, все выводы разума. Но сейчас мы говорим не о порче одного или двух его качеств, свойств и желаний, а о ситуации, когда все они склоняют разум свернуть в сторону желательного для них решения.

Итак, вот что следует сказать апикоресу*: «С чем ты пришёл к нам? С разумом? До тех пор, пока плохие черты твоего характера находятся на своем месте в глубинах сердца, твой разум не разумеет и заключения его не результативны. Может быть, твой ум достаточно эффективен в математических расчётах, в технике, в том, что не связано со сферой человеческих эмоций. Однако сможет ли он исследовать проблемы иного типа, разрешение которых напрямую связано с интересами, желаниями, душевными качествами? Как можешь ты требовать, чтобы в решении этих проблем выводы твоего разума были приняты в качестве “истины”? Разве эмоции, желания, влечения считаются с “истиной”? Ведь они считаются только с тем, что удобно им, желательно для них! Таковы и плоды размышления твоего ума — это как раз та одежда, которую надевает йецер ара, когда этого потребует от него “философия”.»