Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тот, кто стоит на башне, откуда видны все тропы, в состоянии выбрать между путем истинным и ложным

Как говорилось в статье «Корень мусара», перед нами долгая дорога — пока доберемся до «развилки», пока станем достойными судить о себе, пока наши умозаключения станут истинными.

Но что делать до тех пор? Кто укажет нам дорогу? А что делает слепой, когда должен следовать незнакомой дорогой? Он берёт поводыря или, в крайнем случае, на каждом перекрестке расспрашивает знающих людей.

Так точно и Святой, благословен Он, в Своей великой милости предлагает нам наставников и поводырей — мудрецов Торы. И каждый, кто вдумается в их слова, увидит, сколь ясным было их вѝдение благодаря силам их души, и, если пойдёт человек их путями, благо ему.

Дорогой совет дал нам раби Моше Хаим Луцатто в примере, известном под названием «сада-лабиринта».

Бредущий неизвестной тропой не может знать наверняка, выбрал ли он верную дорогу или ложную тропинку, ибо все они на глаз одинаковы и нет разницы между ними. Но тот, кто стоит на башне, откуда видны все тропы, в состоянии выбрать между путем истинным и ложным. И он сможет предупредить бредущих по лабиринту, сказав им: вот путь, ведущий к цели, идите по нему. Кто поверит ему, доберется до назначенного места, а кто не захочет выслушать и поверить, и пойдёт куда глаза глядят, ясное дело, собьётся с пути, заблудится и до цели не дойдет. Так же и в нашем случае: кто ещё не властвует над своими побуждениями, желаниями и страстями, тот блуждает по незнакомым тропам и не в состоянии выбрать путь, ведущий к цели. А подчинивший свои побуждения, властвующий над ними, охватывает своим взором все пути. Такие люди и могут посоветовать тому, кто захочет их выслушать, и им-то и нужно верить.

Таков совет раби Луцатто — довериться мудрецам. Кто поверит им, сможет воспользоваться их ясным видением, увидит вещи и события как бы их глазами. Из их речей мы учим, каждый для себя, как исправить своё мировоззрение, какими путями идти по жизни. Но и это ещё не всё: в той мере, в какой мы станем их учениками и приложим усилия, чтобы осознать пути их мысли, в той же мере и наше знание приобретёт истинность и прямоту. Поэтому мудрецы нашего поколения, всё занятие которых — продолжать, подобно верным ученикам, следовать путями великих мудрецов прошлого, благословенна память о них, удостаиваются высшей степени истинности и прямоты мышления. В такой степени, что их мнение о самых глубоких проблемах и даже простые жизненные советы так же ясны и праведны, «как если бы спросил человек совета у Самого Б-га».

Откуда мудрецы прежних и нынешних поколений черпают великую силу, приводящую их к такой сердечной чистоте? Из Торы, которую они впитали своими сердцами и к которой прилепились всеми своими силами. Ибо святая Тора истинна, она с Небес. Это значит, что она обладает абсолютно неограниченными возможностями наставлять человека на истинный путь во всех отношениях. Её знания и понятия абсолютно свободны от материального тумана, который воздействует на наше вѝдение. Как велика милость Творца, Который спустил в нашу тьму эту сокровенную прелесть и этим дал нам возможность даже в нашем бедственном положении различать в ее свете верные и истинные пути. И в той мере, в какой мы прилагаем усилия, чтобы усвоить эту точку зрения, этот взгляд Торы на мир, отбрасывая вызванные нашими побуждениями взгляды и мнения перед её знанием, — в той же мере нам дано будет освободиться от своей ущербности и ясно видеть перед собою весь наш мир.


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше

Песни Пасхальной ночи и кровавые пасхальные наветы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.

История еврейского народа 68. Эпидемии в Европе: черная смерть

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.

История еврейского народа 101. Польские евреи после трагедии 5408 (1648) года

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.

История еврейского народа 67. Политическое и экономическое положение евреев Германии после III крестового похода

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Крестовые походы коренным образом изменили политическое и экономическое положение евреев Германии.