Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Святой, благословен Он, даёт мудрость только тем, в ком есть мудрость»Вавилонский Талмуд, Брахот 55а
Тот, кто стоит на башне, откуда видны все тропы, в состоянии выбрать между путем истинным и ложным

Как говорилось в статье «Корень мусара», перед нами долгая дорога — пока доберемся до «развилки», пока станем достойными судить о себе, пока наши умозаключения станут истинными.

Но что делать до тех пор? Кто укажет нам дорогу? А что делает слепой, когда должен следовать незнакомой дорогой? Он берёт поводыря или, в крайнем случае, на каждом перекрестке расспрашивает знающих людей.

Так точно и Святой, благословен Он, в Своей великой милости предлагает нам наставников и поводырей — мудрецов Торы. И каждый, кто вдумается в их слова, увидит, сколь ясным было их вѝдение благодаря силам их души, и, если пойдёт человек их путями, благо ему.

Дорогой совет дал нам раби Моше Хаим Луцатто в примере, известном под названием «сада-лабиринта».

Бредущий неизвестной тропой не может знать наверняка, выбрал ли он верную дорогу или ложную тропинку, ибо все они на глаз одинаковы и нет разницы между ними. Но тот, кто стоит на башне, откуда видны все тропы, в состоянии выбрать между путем истинным и ложным. И он сможет предупредить бредущих по лабиринту, сказав им: вот путь, ведущий к цели, идите по нему. Кто поверит ему, доберется до назначенного места, а кто не захочет выслушать и поверить, и пойдёт куда глаза глядят, ясное дело, собьётся с пути, заблудится и до цели не дойдет. Так же и в нашем случае: кто ещё не властвует над своими побуждениями, желаниями и страстями, тот блуждает по незнакомым тропам и не в состоянии выбрать путь, ведущий к цели. А подчинивший свои побуждения, властвующий над ними, охватывает своим взором все пути. Такие люди и могут посоветовать тому, кто захочет их выслушать, и им-то и нужно верить.

Таков совет раби Луцатто — довериться мудрецам. Кто поверит им, сможет воспользоваться их ясным видением, увидит вещи и события как бы их глазами. Из их речей мы учим, каждый для себя, как исправить своё мировоззрение, какими путями идти по жизни. Но и это ещё не всё: в той мере, в какой мы станем их учениками и приложим усилия, чтобы осознать пути их мысли, в той же мере и наше знание приобретёт истинность и прямоту. Поэтому мудрецы нашего поколения, всё занятие которых — продолжать, подобно верным ученикам, следовать путями великих мудрецов прошлого, благословенна память о них, удостаиваются высшей степени истинности и прямоты мышления. В такой степени, что их мнение о самых глубоких проблемах и даже простые жизненные советы так же ясны и праведны, «как если бы спросил человек совета у Самого Б-га».

Откуда мудрецы прежних и нынешних поколений черпают великую силу, приводящую их к такой сердечной чистоте? Из Торы, которую они впитали своими сердцами и к которой прилепились всеми своими силами. Ибо святая Тора истинна, она с Небес. Это значит, что она обладает абсолютно неограниченными возможностями наставлять человека на истинный путь во всех отношениях. Её знания и понятия абсолютно свободны от материального тумана, который воздействует на наше вѝдение. Как велика милость Творца, Который спустил в нашу тьму эту сокровенную прелесть и этим дал нам возможность даже в нашем бедственном положении различать в ее свете верные и истинные пути. И в той мере, в какой мы прилагаем усилия, чтобы усвоить эту точку зрения, этот взгляд Торы на мир, отбрасывая вызванные нашими побуждениями взгляды и мнения перед её знанием, — в той же мере нам дано будет освободиться от своей ущербности и ясно видеть перед собою весь наш мир.


До 40 лет он служил пастухом и не только не изучал Тору, но и не умел читать. Но затем стал великим мудрецом, духовным лидером наставником поколения. Читать дальше

Раби Элиэзер бен Орканос

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Раби Элиэзер Агадоль – один из выдающихся мудрецов Израиля всех времен.

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

От Синая до наших дней. Эпоха Танаев

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.

Уровень человека 15. Оттачивание характера. Глава 1

Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»