Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Всевышний только дает Своим созданиям и ничего не получает от них. Человек чувствует себя неудобно и стыдится, когда должен получать от другого.

Греческий философ Аристотель исследовал известное явление: почему, когда человек дает что-то другому человеку, он любит получающего больше, чем тот любит дающего? Ведь логично было бы предположить, что принимающий должен любить дающего больше, чем дающий принимающего, так как он получил нечто, а от дающего что-то убыло?

Кроме того, возникает вопрос: почему дающий получает удовольствие от даяния больше, чем получающий от получения? Это явление наиболее отчетливо проявляется в отношениях между родителями и детьми.

На данный вопрос есть множество ответов. Вот некоторые из них:

  1. Поскольку человек сотворен «по образу и подобию Б-га», он в чем-то подобен Творцу мира. Так же как Всевышний только дает Своим созданиям и ничего не получает от них, так человек ощущает полноту самореализации, когда он дает, и чувствует себя неудобно и стыдится, когда должен получать от другого, поскольку это прямая противоположность путям Творца, Который не получает совершенно ничего.
  2. Рав Деслер в книге Михтав меЭлияу ответил таким образом: «Не даяние приходит вследствие любви, но любовь является следствием даяния».

Другими словами, при поверхностном взгляде на связь между любовью и даянием кажется, что когда любят кого-то, то удовлетворяют его потребности и дают ему желаемое. Это верно, но здесь есть нечто большее: любовь приходит и возрастает вследствие даяния: именно у дающего возникает и развивается любовь по отношению к получающему. Поскольку человек любит себя, он любит то, что есть в другом человеке от него. Это значит, что, прежде всего, он любит в другом полученную тем часть дающего. И чем больше получатель имеет от дающего, тем сильнее будет любовь дающего к получателю. Это, на самом деле, вполне эгоистическая любовь, но эгоизм в этом случае положительный.

Отсюда в большой мере проистекает любовь родителей к своим детям и любовь членов семьи друг к другу. Такой процесс может происходить не только по отношению к людям, но даже по отношению к неодушевленным предметам: у крестьянина, который любит плоды, выращенные своими руками, или у строителя, который любит дом, в который он вложил свои силы, энергию и старание.

  1. Сам Аристотель ответил на свой вопрос следующим образом. Причина, по которой дающий любит получающего больше, чем получающий любит дающего, в том, что, в то время как дающий дал бедному только медный грош, получатель наделил дающего достоинством. Это достоинство запечатлелось в его личности вследствие того, что нуждающийся получил от него монету. Другими словами, хотя у богача теперь нет монеты, и она находится в руках бедняка, но он удостоился чего-то гораздо большего: в личности богача теперь есть нечто более важное — духовное возвышение, которого он достиг, оказав помощь бедняку. Поэтому богач любит бедняка больше, чем бедняк богача, ведь он и получил больше.
  2. Поскольку человек по природе гордец, он чувствует себя приятно в ситуациях, при которых выражается его сила и величие. Слабость принимающего и тот факт, что он нуждается в дающем, придает дающему ощущение силы. Именно к этому ощущению он и стремится.

Всегда ли дающий получает удовольствие от даяния?

В любой ли ситуации он любит получателя?

В любом ли случае получатель стесняется принимать?

Если мы поразмыслим над процессами принятия и даяния, мы увидим, что иногда результат полностью противоположен. Мы обнаружим случаи, когда именно даяние ввергает дающего в депрессию и причиняет ему душевное страдание, а принятие может стать источником удовольствия. Ибо все сказанное выше об удовольствии, которое дающий получает от даяния, верно только в том случае, если он дает добровольно и доброхотно. Именно тогда даяние является выражением его величия, силы и возможности.

Но когда человека обязывают давать, принужденное даяние выражает его слабость, никчемность и отсутствие контроля за ситуацией с его стороны, — ведь ему не оставляют права на собственное мнение и на принятие решения относительно вещей, которые ему, на первый взгляд, принадлежат: его тела, личности и имущества.

Данное явление можно заметить у многих людей, который игнорируют просьбу супруга о помощи, но спешат помочь родственнику или соседу, обратившемуся к ним с какой-либо просьбой. Это происходит потому, что помощь супругу воспринимается как обязанность, или даже как обуза, и поэтому его просьба не стимулирует к действию, в то время как соседу помогают добровольно (и такая помощь даже приносит немного уважения), что является стимулом для того, чтобы откликнуться на его просьбу.

Из книги «Еврейский дом»

C любезного разрешения организации «Мишпаха кеАлаха»

Читайте: обзор по теме Альтруизм


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»