Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Многие ученые пришли к осознанию подлинности Торы, внимательно изучив книги Писания

Экзистенциалистское доказательство

Читатель, знакомый с произведениями религиозных экзистенциалистов, сочтет несколько странным включение этого довода в наш обзор доказательств. Действительно, ортодоксальный экзистенциализм (в лице С. Кьеркегора, Габриэля Марселя и др.) отрицает всякие попытки доказать существование Б-га. Как предполагает Кьеркегор:

«Давайте лучше высмеивать Б-га; это всегда предпочтительнее, чем неуместная серьезность, с которой обычно доказывают Его существование. Ибо доказывать существование кого-либо присутствующего — самое бессовестное оскорбление, делающее его смешным. Кому придет в голову доказывать факт собственного существования, если только некто не позволил себе игнорировать его и сейчас ухудшает ситуацию, доказывая его существование под самым его носом? Возможно ли доказывать существование короля в его присутствии? Об этом свидетельствует почтительное поведение свиты. Существование Б-га доказывается поклонением».

Для научно ориентированного читателя предыдущий абзац мало о чем говорит. Религиозный экзистенциализм не та «система», которая одинаково привлекательна для всех. Но, как мы уже говорили, есть много путей, ведущих к Б-гу. И совсем не обязательно подниматься на священную гору по всем дорогам сразу.

Доказательство от «природы Писания»

Многие ученые пришли к осознанию подлинности Торы, внимательно изучив книги Писания. Тома были посвящены тому, чтобы показать, как полно воплотились в исторических деяниях народа различные пророчества. Другие исследователи анализировали целостность, необычайную красоту и неисчерпаемую глубину текстов Торы. Ученые, занимающиеся историей Ближнего Востока, отмечают тот факт, что Тора, в отличие от хроник других семитских народов, зачастую характеризует евреев весьма нелицеприятно, что служит еще одним доказательством ее вневременного авторства. Конечно, ни один из этих фактов сам по себе не является непогрешимым, но все они указывают на реальность Б-га и Его Торы.

Однако пришло время скомандовать «Стоп!» всем доказательствам и подвести итог тому, что имеем. Доказательства существования Б-га и Торы это, как говорится, «перемешанный мешок». Некоторые доказательства основаны на эмпирических фактах, другие — на индуктивных рассуждениях. Б-г в Своей Неизреченной Мудрости создал душу каждого еврея совершенно неповторимой. Неудивительно поэтому, что Он предложил нам столько путей, ведущих к Нему.

Обретение Эмуны (веры) это сложный процесс. Для одних он проходит легко, другие затрачивают на него всю жизнь. Вера — конечный результат соединения усилий разума, чувства и интуиции и, конечно, Б-жественной помощи — все в различных количествах, в зависимости от особенностей конкретной еврейской души.

Еврейский мистицизм учит, что некуда апнимит души, внутреннее средоточие Б-жественности, неустанно жаждет признать своего Создателя и служить Ему. Поэтому нет сомнений в том, что еврей, стремящийся выполнять заповеди своей религии, осилит дорогу, ведущую на «гору Б-га», хотя на ней и встречаются препятствия.

Пустота секулярного века видна во всем. Настала пора по-новому взглянуть на истины иудаизма. Пророк Ошеа еще в VIII в. до и. э. предсказал день далекого будущего, когда «…Эфраим скажет: “Что мне делать с идолами?” Я отзовусь и обращу на него Мой взор; Я как вечно зеленый кипарис, от Меня будут плоды тебе. Кто мудр, да разумеет это, благоразумный пусть поймет это: ведь верны пути Б-га: праведные пойдут по ним, но преткнутся на них грешники».

С разрешения издательства Швут Ами


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше