Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глубокое проникновение в тему еврейства невозможно без ешив, поскольку без них иудаизм из живой традиции превращается в окаменелости и памятники литературы.

Даже солидарные с еврейством люди, даже те, кто уже начал соблюдать заповеди Торы, и даже те, кому довелось лично побывать в той или иной ешиве для «возвращающихся» на ознакомительном семинаре или Шабатоне, зачастую не понимают, что такое ешива, зачем она нужна, почему в религиозном обществе ешивы играют столь важную роль — важную до такой степени, что огромная часть этого общества определяет себя термином «олам а-ешивот» («мир ешив»).

Другими словами, все понимают, что понятие «ешива», чисто этимологически, имеет смысл «сидение», и что это такое место, где молодые еврейские ребята сидят и изучают Тору, и занимаясь там То-рой, они ничем другим (т.е. «полезным») не занимаются. Между тем, глубокое проникновение в тему еврейства невозможно без ешив, поскольку без них иудаизм из живой традиции превращается в окаменелости и памятники литературы.

И еще, из той же серии. Широко распространившееся критическое (и даже негативное) отношение к такому общественному институту как «коллель аврехим» связано вовсе не c бытовыми и социальны-ми проблемами этих самых аврехим, и, конечно же, не с тем, чем принято объяснять критику в адрес этих аврехим («Не работают! Сидят на шее!» и т.д. ), но, в первую очередь, с недостаточным пониманием критиками важности и абсолютной ценности изучения Торы. И это возвращает нас к «ешивскому вопросу» — к выяснению, почему учебное заведение, в котором молодой человек не приобретает востребованной рынком профессии (буду откровенен: не приобретает никакой профессии вообще), является неотъемлемой частью образа жизни и ключевым фактором, скрепляющим цепочку передачи древней, как мир, традиции.

В рамках короткой редакторской колонки невозможно рассказать об истории ешив, начиная с первой из известных нам, возглавленной старшим сыном Ноаха Шемом и его правнуком Эвером (в которой учились праотцы еврейского народа еще до Дарования Торы), и заканчивая многочисленными ешивами современности, разными по стилю, количеству учащихся, степени престижности и т.д. Трудно объяснить, «стоя на одной ноге», почему для религиозных людей настолько важно, чтобы мальчик учился в «ешиве ктане» («младшей» ешиве), а затем в «ешиве гдоле» («старшей» ешиве).

Я сосредоточусь на том, за какой надобностью молодому еврею из ассимилированной семьи идти в ешиву, и почему каждый год все новые и новые ребята, вовсе не из-за несчастной любви и не с целью убежать от проблем, и совсем не потому, что их больше никуда не берут… Нет, наоборот — умные, талантливые ребята, с хорошим жизненным планом, часто уже получившие светское образование, умеющие работать и зарабатывать, разбирающиеся в «высокой» культуре и даже познавшие толк в различного рода удовольстиях и излишествах, вдруг отправляются в ешиву и остаются там, прини-мая абсолютно осознаное решение выделить полгода, или год, или даже пару лет на то, чтобы научиться быть евреями.

Они ставят все, кроме изучения Торы, на «паузу» и посвящают себя учебе. Этот сугубо иудейский вариант модного ныне «дауншифтинга» отличается от дешевых подделок тем, что здесь молодой человек делает выбор, принимает решение, способное изменить в его жизни практически все, и при этом не руководствуется ни модой, ни идеологией, ведь его выбор непопулярен. И все же он выбирает именно такую жизнь, потому что высокая душа его, столкнувшись с Истиной, уже не может вести себя по-другому. Главное — не начинать душе мешать.

Я к тому, что уход в ешиву — это не поза, а возвращение к истинному себе, восстановление связи с Источником. Тот, кто может себе позволить учиться в ешиве, должен многим поступиться. Но решившись на «сидение», он определенно останется в выигрыше, получив нечто намного большее.

Из журнала «Мир Торы»


Каково отношение к животным в еврейской религии? Стоит ли, согласно Торе, быть вегетарианцем, разрешено ли эксплуатировать животных и для каких целей, почему есть животные кошерные и некошерные — эти и другие вопросы мы затронем в рамках данной темы Читать дальше

Недельная глава Шмини

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Шмини»

Мир сокрытый, мир явный

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Двойственность скрытого, внутреннего мира и мира явного, открытого.

Падение теории неодарвинизма

Рав Пинхас Шнайдер

Всякое случайное изменение в генах – или порча и ухудшение, или, в лучшем случае, бессмысленная трансформация. Случайное изменение не улучшает наследственность, и не добавляет информации, поднимающей организм на новую ступень развития. Его потомки не будут более развитыми, чем он. Цепочка мутаций не превращает амебу в муху, червяка - в слона, а тем более в человека.

Запрещенные в субботу работы, связанные в Мишкане с обработкой кож.

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»

Запреты охотиться, умерщвлять животное, обрабатывать кожу и их следствия.