Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глубокое проникновение в тему еврейства невозможно без ешив, поскольку без них иудаизм из живой традиции превращается в окаменелости и памятники литературы.

Даже солидарные с еврейством люди, даже те, кто уже начал соблюдать заповеди Торы, и даже те, кому довелось лично побывать в той или иной ешиве для «возвращающихся» на ознакомительном семинаре или Шабатоне, зачастую не понимают, что такое ешива, зачем она нужна, почему в религиозном обществе ешивы играют столь важную роль — важную до такой степени, что огромная часть этого общества определяет себя термином «олам а-ешивот» («мир ешив»).

Другими словами, все понимают, что понятие «ешива», чисто этимологически, имеет смысл «сидение», и что это такое место, где молодые еврейские ребята сидят и изучают Тору, и занимаясь там То-рой, они ничем другим (т.е. «полезным») не занимаются. Между тем, глубокое проникновение в тему еврейства невозможно без ешив, поскольку без них иудаизм из живой традиции превращается в окаменелости и памятники литературы.

И еще, из той же серии. Широко распространившееся критическое (и даже негативное) отношение к такому общественному институту как «коллель аврехим» связано вовсе не c бытовыми и социальны-ми проблемами этих самых аврехим, и, конечно же, не с тем, чем принято объяснять критику в адрес этих аврехим («Не работают! Сидят на шее!» и т.д. ), но, в первую очередь, с недостаточным пониманием критиками важности и абсолютной ценности изучения Торы. И это возвращает нас к «ешивскому вопросу» — к выяснению, почему учебное заведение, в котором молодой человек не приобретает востребованной рынком профессии (буду откровенен: не приобретает никакой профессии вообще), является неотъемлемой частью образа жизни и ключевым фактором, скрепляющим цепочку передачи древней, как мир, традиции.

В рамках короткой редакторской колонки невозможно рассказать об истории ешив, начиная с первой из известных нам, возглавленной старшим сыном Ноаха Шемом и его правнуком Эвером (в которой учились праотцы еврейского народа еще до Дарования Торы), и заканчивая многочисленными ешивами современности, разными по стилю, количеству учащихся, степени престижности и т.д. Трудно объяснить, «стоя на одной ноге», почему для религиозных людей настолько важно, чтобы мальчик учился в «ешиве ктане» («младшей» ешиве), а затем в «ешиве гдоле» («старшей» ешиве).

Я сосредоточусь на том, за какой надобностью молодому еврею из ассимилированной семьи идти в ешиву, и почему каждый год все новые и новые ребята, вовсе не из-за несчастной любви и не с целью убежать от проблем, и совсем не потому, что их больше никуда не берут… Нет, наоборот — умные, талантливые ребята, с хорошим жизненным планом, часто уже получившие светское образование, умеющие работать и зарабатывать, разбирающиеся в «высокой» культуре и даже познавшие толк в различного рода удовольстиях и излишествах, вдруг отправляются в ешиву и остаются там, прини-мая абсолютно осознаное решение выделить полгода, или год, или даже пару лет на то, чтобы научиться быть евреями.

Они ставят все, кроме изучения Торы, на «паузу» и посвящают себя учебе. Этот сугубо иудейский вариант модного ныне «дауншифтинга» отличается от дешевых подделок тем, что здесь молодой человек делает выбор, принимает решение, способное изменить в его жизни практически все, и при этом не руководствуется ни модой, ни идеологией, ведь его выбор непопулярен. И все же он выбирает именно такую жизнь, потому что высокая душа его, столкнувшись с Истиной, уже не может вести себя по-другому. Главное — не начинать душе мешать.

Я к тому, что уход в ешиву — это не поза, а возвращение к истинному себе, восстановление связи с Источником. Тот, кто может себе позволить учиться в ешиве, должен многим поступиться. Но решившись на «сидение», он определенно останется в выигрыше, получив нечто намного большее.

Из журнала «Мир Торы»


Готовность прислушиваться к окружающим и исправлять свои недостатки — одна из главных тем самосовершенствования человека в иудаизме. С другой стороны, критиковать тоже нужно уметь. Читать дальше

История одного кольца

Хаим Вальдер

Супруги должны поддерживать друг друга и делать всё для того, чтобы покой и гармония не уходили из семьи. Следующая история служит подтверждением того, что ради любви еврейский муж готов пойти на лишения, как материальные, так и духовные.

На тему недельной главы, Шмини 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Похвала должна быть искренней и конкретной. Выражение «он хороший мальчик» зачастую раздражает родителей, которые хотят убедиться, что учитель не отделывается общими фразами, а действительно хорошо знает их ребенка. Хвалить нужно действия человека, упоминая его достижения и успехи.

Ущерб от недостатка комплиментов

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Тот, кто не получает комплиментов, зачастую неадекватно реагирует на всякие мелочи. Он требует от супруга делать для него или для семьи нереальные вещи.

Критика и изменение привычек

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Абсурд становится еще более явным, когда пытаются оценить удовольствие от курения и приходят к выводу, что оно не доставляет особого удовольствия, и уж, несомненно, такого, которое оправдало бы полное порабощение сигарете.

Тора и психология. Преодоление страхов. Страх провала и страх отверженности.

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»

В модели атеистов от обоих этих страхов избавиться нельзя. Люди их сами порождают. Они появляются как следствие убеждения, что у мира нет Творца.

На тему недельной главы. Ки теце

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Разрушительна сила злословия, которая неизбежно возвращается бумерангом к тому, кто позволил себе унизить человеческое достоинство другого

На тему недельной главы. Толдот

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Ситуации, когда не надо критиковать

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Зачастую встреча супругов — это момент, которого ждал тот, кто оставался дома, чтобы высказать все, что он набрал за день. Ведь у него тоже были сложности с детьми или с владельцем магазина напротив, и он ожидает прихода супруга, чтобы рассказать ему обо всем, что случилось.

Береги свою речь. Не злословьте о родственниках!

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Нельзя распространять негативную, пусть и правдивую, информацию. Не важно, о ком идет речь, — близком родственнике, ученом или малоученом человеке. Злословить и сплетничать запрещено Торой.

Береги свою речь. Намек на злословие

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

К нарушению запрета на злословие могут привести не только сплетни, но и чересчур щедрые комплименты. Если похвала содержит намек на недостатки человека, лучше вообще не хвалить его публично.

На тему недельной главы, Эмор 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Комплимент помогает убедить

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Критик попадает в замкнутый круг: в супруге есть черты, которые он хочет изменить; вследствие этого он делает замечания и не хвалит его