Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глубокое проникновение в тему еврейства невозможно без ешив, поскольку без них иудаизм из живой традиции превращается в окаменелости и памятники литературы.

Даже солидарные с еврейством люди, даже те, кто уже начал соблюдать заповеди Торы, и даже те, кому довелось лично побывать в той или иной ешиве для «возвращающихся» на ознакомительном семинаре или Шабатоне, зачастую не понимают, что такое ешива, зачем она нужна, почему в религиозном обществе ешивы играют столь важную роль — важную до такой степени, что огромная часть этого общества определяет себя термином «олам а-ешивот» («мир ешив»).

Другими словами, все понимают, что понятие «ешива», чисто этимологически, имеет смысл «сидение», и что это такое место, где молодые еврейские ребята сидят и изучают Тору, и занимаясь там То-рой, они ничем другим (т.е. «полезным») не занимаются. Между тем, глубокое проникновение в тему еврейства невозможно без ешив, поскольку без них иудаизм из живой традиции превращается в окаменелости и памятники литературы.

И еще, из той же серии. Широко распространившееся критическое (и даже негативное) отношение к такому общественному институту как «коллель аврехим» связано вовсе не c бытовыми и социальны-ми проблемами этих самых аврехим, и, конечно же, не с тем, чем принято объяснять критику в адрес этих аврехим («Не работают! Сидят на шее!» и т.д. ), но, в первую очередь, с недостаточным пониманием критиками важности и абсолютной ценности изучения Торы. И это возвращает нас к «ешивскому вопросу» — к выяснению, почему учебное заведение, в котором молодой человек не приобретает востребованной рынком профессии (буду откровенен: не приобретает никакой профессии вообще), является неотъемлемой частью образа жизни и ключевым фактором, скрепляющим цепочку передачи древней, как мир, традиции.

В рамках короткой редакторской колонки невозможно рассказать об истории ешив, начиная с первой из известных нам, возглавленной старшим сыном Ноаха Шемом и его правнуком Эвером (в которой учились праотцы еврейского народа еще до Дарования Торы), и заканчивая многочисленными ешивами современности, разными по стилю, количеству учащихся, степени престижности и т.д. Трудно объяснить, «стоя на одной ноге», почему для религиозных людей настолько важно, чтобы мальчик учился в «ешиве ктане» («младшей» ешиве), а затем в «ешиве гдоле» («старшей» ешиве).

Я сосредоточусь на том, за какой надобностью молодому еврею из ассимилированной семьи идти в ешиву, и почему каждый год все новые и новые ребята, вовсе не из-за несчастной любви и не с целью убежать от проблем, и совсем не потому, что их больше никуда не берут… Нет, наоборот — умные, талантливые ребята, с хорошим жизненным планом, часто уже получившие светское образование, умеющие работать и зарабатывать, разбирающиеся в «высокой» культуре и даже познавшие толк в различного рода удовольстиях и излишествах, вдруг отправляются в ешиву и остаются там, прини-мая абсолютно осознаное решение выделить полгода, или год, или даже пару лет на то, чтобы научиться быть евреями.

Они ставят все, кроме изучения Торы, на «паузу» и посвящают себя учебе. Этот сугубо иудейский вариант модного ныне «дауншифтинга» отличается от дешевых подделок тем, что здесь молодой человек делает выбор, принимает решение, способное изменить в его жизни практически все, и при этом не руководствуется ни модой, ни идеологией, ведь его выбор непопулярен. И все же он выбирает именно такую жизнь, потому что высокая душа его, столкнувшись с Истиной, уже не может вести себя по-другому. Главное — не начинать душе мешать.

Я к тому, что уход в ешиву — это не поза, а возвращение к истинному себе, восстановление связи с Источником. Тот, кто может себе позволить учиться в ешиве, должен многим поступиться. Но решившись на «сидение», он определенно останется в выигрыше, получив нечто намного большее.

Из журнала «Мир Торы»


Разрушение единства, раздоры и споры приводят к страшным бедствиям. Единство еврейского народа — это сила и необходимое условие нашего существования Читать дальше

Пост Эстер

р. Ури Калюжный

О чём горевать в пост Эстер? Вроде бы, всё закончилось хорошо...

Израильский теннисист оставляет игру перед наступлением Йом-Кипура

Переводчик Мирьям Нирман

На общенациональном уровне самое страшное — изгнание из Земли Израиля, а на индивидуальном — «карет» — отсечение от общей, «коллективной» души еврейского народа

Права и обязанности еврея

Журнал «Мир Торы»

Законы и обычаи еврейской традиции… Насколько они обязательны? Разве они подобны Уголовному Кодексу, и за их нарушение можно угодить в тюрьму? А за исполнение этих законов полагается награда? Кто следит, соблюдаются они или нет? И почему так много людей столь ревностно выполняют предписания еврейской традиции?

Дарование Торы 2. Взаимное поручительство

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья величайшего каббалиста прошлого столетия, автора комментария «Сулам» на книгу «Зогар»

На тему недельной главы. Шмот 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Дарование Торы 1. Возлюби ближнего, как самого себя

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья, посвященная сути Торы, раскрывает ее через заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Осквернение имени Всевышнего и Освящение имени Всевышнего

Раби Йосеф Герц

Недельная глава «Эмор». Комментарий главного раввина Британской империи р. Й. Герца

Жизнь как служение. Специфические черты еврейского мировоззре­ния

Рав Цви Вассерман

Понимание жизни как служения, пол­ное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальней­шие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.