Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отношение христианских завоевателей к евреям было благосклонным, так как они видели в евреях реальную политическую и экономическую силу.

Изменение облика страны

Кордовское королевство распалось на многие мелкие княжества, и с этого времени христиане стали проникать на юг Испании. В 4845 (1085) году король Кастилии Альфонсо V захватил город Толедо в центре страны и сделал его своей столицей.

Несмотря на требования папы, отношение христианских завоевателей к евреям было благосклонным, так как они видели в евреях реальную политическую и экономическую силу. Альфонсо V надеялся с помощью евреев покорить и южную Испанию.

Но в этот момент из Марокко на помощь мусульманам пришли племена берберов — альморавидов, решивших очистить ислам от чуждых влияний. В 4846 (1086) году после тяжелого трехдневного сражения берберы разбили войска Альфонсо V и установили власть ислама над южной Испанией. Более двухсот лет Испания была разделена на две части: мусульманскую и христианскую. Христианскую еврейские писатели называли Эрец Эдом, а мусульманскую — Эрец Ишмаэль.

Начав с преследований, альморавиды вскоре осознали невыгоду такой политики и сменили кнут на пряник. Евреи появились при дворе, вновь стали занимать государственные должности. Известны имена нескольких крупных еврейских врачей.

Так продолжалось около шестидесяти лет, пока новая фанатичная секта альмухадов — выходцев из Марокко — не покорила южную Испанию. Альмухады изгнали из страны как евреев, так и христиан. Остаться могли только те, кто согласился принять ислам и исполнять все его законы.

Но таких среди евреев было немного. Большинство ушло в изгнание, переселилось в Эрец Эдом. За четыреста лет до этого арабы спасли евреев Испании от преследований христиан, а теперь евреи искали убежище в христианской стране.

Центр еврейства переместился в христианскую Испанию, культурным центром испанского еврейства стал город Толедо.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Дарование Торы стало ключевым событием не только еврейской, но и общемировой истории? Письменная Тора была переведена на древнегреческий и другие языки, а законы Торы и принципы иудаизма легли в основу мировых религий — христианства и ислама. Как результат, все человечество приняло новые ценности: Единобожие, добросердечие и взаимопомощь, запрет посягательства на чужую жизнь и имущество, неделя с выходным днем, запрет разврата и т.д. Читать дальше

Рассказы мудрецов о Даровании Торы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?

Недельная глава Итро

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Центральная глава рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Ради этого и произошел выход из Египта.

Бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм

Лоренс Келеман

Мы публикуем отрывок из книги Лоренса Келемана «Возможность получить» (Permission to Receive).

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Моше на горе Синай

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Устная Тора

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»