Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Небесный суд вникает в каждую деталь прожитой жизни и особенно строго судит за грех злоречия»Рав Ицеле Петербургер
Когда человек обижен, он реагирует спонтанно, и слова его не проходят через фильтр разума и логики. С помощью этой реакции он пытается выразить свою боль криком, построенным из слов, а также атакует личность обидчика.

В предыдущих главах мы попытались проанализировать психологию человека, просящего прощения у Творца или у товарища, и увидели, что у супруга просить прощения труднее всего. В данной главе мы обсудим сложности, которые нагромождает супруг, ожидающий извинений.

Зачастую тот, кто жалуется, что у него не просят прощения, на деле сам и является причиной этого. Когда человек обижен, он реагирует спонтанно, и слова его не проходят через фильтр разума и логики. С помощью этой реакции он пытается выразить свою боль криком, построенным из слов, а также атакует личность обидчика. Иногда реакция обиженного грубее и резче изначального оскорбления, от которого пострадал он сам.

Рассмотрим несколько ситуаций и реакций, которые затрудняют принесение извинений.

Иногда пострадавший супруг, вместо того, чтобы реагировать на конкретное действие и объяснить обидчику, какую боль тот ему причинил и насколько это разрушительно для их эмоциональной связи, реагирует наступлением по всему фронту: «Ты не человек! У тебя отвратительный характер!! Ты неисправим!!!» Бывает, что обиженный сравнивает обидчика с известным злодеем или с родственником, который упоминался в прошлом как пример негативного человека. Подобная атака прекращает обсуждение по существу и попытки объяснить другому неверность его поведения, и превращает диалог в словесную перепалку.

Иногда пострадавший атакует именно тот участок жизни, который для обидчика важнее всего. Например, обидчик видит в изучении Торы самую важную задачу на земле. И когда обиженный хочет показать ему, насколько его действие или слова оскорбили его, он говорит со злостью: «Все твое изучение Торы ничего не стоит! Все думают, что ты большой ученый, а на самом деле ты пустышка!!» Или, например, если женщина считает, что молитва — это самое важное, и очень старается выполнять эту заповедь добросовестно, а муж нападает на нее именно в этом: «Твоя молитва мало что значит, если ты не в состоянии относиться к мужу подобающим образом».

Логично предположить, что когда один из супругов нападает подобным образом, он будет атаковать именно то, что для его партнера по браку наиболее ценно. Возможно, что тем самым он «преуспеет» отомстить и ответно оскорбить обидчика, но в то же время он и заблокирует возможность извинений с его стороны. Ведь если человек видит в какой-то заповеди или добродетели центр своей духовной жизни, нет смысла уничижать и преуменьшать ее важность, поскольку он не примет такого сравнения. Он придет к выводу, что его спутник жизни просто хочет оскорбить и обидеть его, или что он не в состоянии различить между действительно важными вещами и случайными и временными проблемами, которые можно пережить.

Некоторые реагируют на обиду, выдвигая претензии не только по поводу нынешнего происшествия, но и вспоминая негативное поведение обидчика в прошлом. «Ты не только обидел меня сегодня, но и вчера, когда я просила тебя… ты только посмеялся. Позавчера ты обещал прийти домой пораньше и не выполнил своего обещания. На прошлой неделе ты некрасиво обозвал меня». Такой образ мыслей не удивляет, поскольку пострадавший пытается сбросить за один раз все напряжение, которое скопилось у него от всех этих действий. Кроме того, он пытается доказать, что речь идет не о случайной обиде, а о продолжительной тенденции.

Даже если такое поведение обиженного не удивительно, в нем имеется тактическая ошибка, поскольку обидчик попытается защитить себя от гневных нападок обиженного и будет доказывать, почему тот неправ в своих утверждениях о предыдущих обидах. Для этого он выбирает один из примеров, которые упомянул пострадавший, из которого можно, по его мнению, доказать, насколько тот раздувает из мухи слона. Допустим, среди других претензий он упомянул обидное прозвище, которое обидчик употребил в его адрес. На это он отвечает: «Ведь ты сам много раз употреблял это выражение по отношению ко мне, и если ты считаешь, что не следует обижать супруга таким выражением, то вынь сначала бревно из своего глаза, а потом уже приходи ко мне с претензиями».

Обиженный понимает, что сделал ошибку, упомянув данный пример, и он пытается вспомнить другие примеры, которые, по его мнению, лучше докажут негативное поведение обидчика. Однако обидчик не дает ему это сделать, а постоянно цепляется за обидное прозвище, которое обиженный сам использует в его адрес, что ставит пострадавшего в невыгодную позицию. Обидчик может даже сказать: давай сначала поговорим об этом обидном прозвище, которое ты так часто используешь. Он поступает так, чтобы отвлечь внимание от последнего случая, которое и привело к взрыву гнева обиженного.

Поэтому, когда обидчику предъявляют претензии по поводу какого-то его действия или высказывания, следует говорить только о данном происшествии и не упоминать других случаев, даже если они соединяются в единую цепь.

Иногда супруг ожидает, что извинения будут сопровождаться подарком. Если так принято в обществе, к которому принадлежит пострадавший супруг, то его партнеру по браку следует действовать в соответствии с этим обычаем, потому что в противном случае примирение может быть неполным и не достигнет своих целей. Однако при этом следует заметить, что супруг, ожидающий подарка, чтобы помириться, тем самым создает дополнительные трудности на пути к примирению, поскольку, даже если его партнер считает, что нанес обиду и должен извиниться, он не всегда считает, что обида была столь велика, что оправдывает дарение подарка. Особенно если он происходит из общества, где поступать так не принято, разве что за редким исключением. Кроме того, не всегда у него есть достаточно средств, чтобы приобрести подарок, и тогда примирение ставится в зависимость от его финансовых возможностей или от даты получения зарплаты, а не от его доброй воли.

Из книги «Еврейский дом»

C любезного разрешения организации «Мишпаха кеАлаха»


Общее объяснение смысла ритуальной нечистоты (тумы)

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Почему Всевышний дал заповедь остерегаться ритуальной чистоты? Гармония как цель жизни.

Секрет еврейской женственности 6. Таинственные воды

Теила Абрамов,
из цикла «Секреты еврейской женственности»

Переход от статуса ритуальной нечистоты к статусу очищения должен быть освящен Всевышним. Для этого служит миква, в которую окунаются еврейские женщины. Кроме практической пользы, от посещения миквы есть и польза эмоциональная.

Что такое миква?

Рав Арье Каплан

Как выглядит миква и как она устроена?

Окаймленная лилиями 5. Значение чистоты семьи безмерно

Рав Норман Лем,
из цикла «Окаймленная лилиями»

Чистоте семьи даже больше, чем остальным заповедям, включая изучение Торы, мы обязаны сохранением народа Исраэля. Строительство миквы предшествует строительству синагоги и приобретению свитка Торы и всем остальным повелениям.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот.ру

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Секрет еврейской женственности 7. Немного математики

Теила Абрамов,
из цикла «Секреты еврейской женственности»

Во время «нечистого» периода запрещена не только супружеская близость, но и объятия, поцелуи и другие выражения близости. Начало периода ритуальной нечистоты зависит от нескольких факторов и может быть вычислено при помощи несложной формулы.

Секрет еврейской женственности 8. Беременность и роды

Теила Абрамов,
из цикла «Секреты еврейской женственности»

После рождения ребенка женщина становится «нидой», то есть, ритуально нечистой. Это накладывает отпечаток на ее отношения с мужем. Кроме технических подробностей, надо помнить, что ребенок — это радость в доме и воплощение самой первой заповеди Торы.

Окаймленная лилиями 6. Устойчивость супружеской жизни

Рав Норман Лем,
из цикла «Окаймленная лилиями»

Секрет еврейской женственности 5. Чтобы сердце любило сильнее

Теила Абрамов,
из цикла «Секреты еврейской женственности»

Все мы хотим, чтобы наша семья стала тесным союзом. Но как достичь такой близости? И как сохранить ее на протяжении всей жизни? Человеку свойственно «уставать» от привычного. По сути, одна из главных причин стремительного роста разводов в наше время — простое пресыщение. Муж и жена теряют интерес друг к другу, жалуясь, что не находят друг в друге ничего нового.

Кицур Шульхан Арух 162. Законы окунания в микву

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Чтобы понять и постичь 30. Как смотрит иудаизм на взаимоотношение полов?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Отношения между полами предписаны Торой. Но злоупотреблять ими, подчиняясь каждому сексуальному импульсу, не нужно. Самоконтроль в этой сфере должен быть повседневным.

Окаймленная лилиями 8. Святость времени

Рав Норман Лем,
из цикла «Окаймленная лилиями»

Женщина обязана также, в равной мере с мужчиной, исполнять определенные повелевающие заповеди: любить Всевышнего и благоговеть перед Ним, уважать отца и мать