Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Запрет отрывать молодого мужа от дома; запрет прибавлять или убавлять от Торы и оспаривать решение Мудрецов.

311-я заповедь – запрещение отрывать молодого мужа от дома в первый год после свадьбы для каких-либо общественных работ или для воинского служения. Но на протяжении всего года он освобождается от обязанностей, связанных с отлучкой из дома. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Если кто взял жену недавно, то пусть не идет он в войско, и да не будет на него возложено ничего...” (Дварим 24:5).

Сказано в трактате Сота (44а): “...То пусть не идет он в войско”. Может быть, хотя он и “не идет в войско”, но зато изготовляет оружие и обеспечивает воинов водой и провизией? Тора говорит: “...И да не будет на него возложено ничего”. На него “не будет возложено”, но будет возложено на других (имеется в виду, “на других”, освобожденных от воинской службы – на того, кто построил новый дом или посадил новый виноградник. См. Дварим 20:5-6; Д 191). Но после того, как сказано: “...И да не будет на него возложено ничего”, зачем же нужен стих: “...То пусть не идет он в войско”? Научить, что нарушитель, призывающий молодого мужа в войско, преступает два запрета Торы”.

И мы уже объясняли в “9-ом принципе” (см. Предисловие), что не во всех случаях, когда нарушается два запрета, речь идет о двух самостоятельных заповедях “Не делай”.

И знай, что и самому молодому мужу запрещено покидать свой дом и уезжать куда-либо по торговым делам в течение первого года.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Сота (43а-44б).

 

 

312-я заповедь – запрещение оспаривать законодательное решение хранителей Традиции, да пребудет на них мир, и поступать вопреки такому решению. И об этом речение Ашема: “Не отступай от слова, которое они скажут тебе, ни вправо, ни влево” (Дварим 17:11). И сказано в Сифри (Шофтим): “Не отступай...” – это заповедь “Не делай”.

И, если этот запрет преступает один из авторитетных знатоков Торы, который оспаривает законодательное решение Санхедрина и наставляет людей поступать в соответствии со своим мнением, он карается удушением, как это разъяснено в конце трактата Санхедрин (84б). И там же (86б-89а) приводятся другие законы, связанные с выполнением этой заповеди.

 

 

313-я заповедь – запрещение прибавлять что-либо к Торе, полученной Моше на Синае, как к Письменной Торе, так и к Устной. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Все, что я заповедую вам, бережно исполняйте, не прибавляй к этому...” (Дварим 13:1). И ясно сказано в нескольких местах Талмуда (Рош ашана 28б, Зевахим 80а): “преступает заповедь “Не прибавляй”, “нарушил заповедь “Не прибавляй”.

 

 

314-я заповедь – запрещение убавлять что-либо от Торы, как Письменной, так и Устной. И об этом Его речение: “...И не убавляй от этого” (Дварим 13:1). И в нескольких местах Талмуда сказано: “преступает заповедь “Не убавляй”, “и вот, нарушил заповедь “Не убавляй”.

 

 

315-я заповедь – запрещение проклинать судью. И об этом Его речение: “Б-га не проклинай” (Шмот 22:27. Этот стих допустимо также перевести: “Судей не проклинай” – НД 60).

Преступивший этот запрет карается бичеванием.

 

 

 

 

 

 

 

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Разрушение единства, раздоры и споры приводят к страшным бедствиям. Единство еврейского народа — это сила и необходимое условие нашего существования Читать дальше

Пост Эстер

р. Ури Калюжный

О чём горевать в пост Эстер? Вроде бы, всё закончилось хорошо...

Израильский теннисист оставляет игру перед наступлением Йом-Кипура

Переводчик Мирьям Нирман

На общенациональном уровне самое страшное — изгнание из Земли Израиля, а на индивидуальном — «карет» — отсечение от общей, «коллективной» души еврейского народа

Права и обязанности еврея

Журнал «Мир Торы»

Законы и обычаи еврейской традиции… Насколько они обязательны? Разве они подобны Уголовному Кодексу, и за их нарушение можно угодить в тюрьму? А за исполнение этих законов полагается награда? Кто следит, соблюдаются они или нет? И почему так много людей столь ревностно выполняют предписания еврейской традиции?

Дарование Торы 2. Взаимное поручительство

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья величайшего каббалиста прошлого столетия, автора комментария «Сулам» на книгу «Зогар»

На тему недельной главы. Шмот 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Дарование Торы 1. Возлюби ближнего, как самого себя

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья, посвященная сути Торы, раскрывает ее через заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Осквернение имени Всевышнего и Освящение имени Всевышнего

Раби Йосеф Герц

Недельная глава «Эмор». Комментарий главного раввина Британской империи р. Й. Герца

Жизнь как служение. Специфические черты еврейского мировоззре­ния

Рав Цви Вассерман

Понимание жизни как служения, пол­ное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальней­шие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.