Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Основа жизненности человека — постоянно укрепляться в преодолении своих дурных качеств. Если он этого не делает, то зачем живёт?»Виленский Гаон, Эвен Шлема 1, 2
Качество Яакова уподобляется качеству Творца

Сказано в стихе (Брейшит 32: 25): «и остался только (один) Яков и боролся некто с ним до восхода зари».

Необходимо понять следующее: боролся ли Яков, с помощью какой-то особенной силы, которой он обладал, или же, наоборот, поскольку Яков обладал неким особенным качеством, поэтому ангел боролся с ним, чтобы уничтожить это качество?

Находим в мидраше (Раба 77:1): о праотце Якове сказано таким же образом — «только (один) Яков», как сказано о Всевышнем (Йишаягу 2): «и возвысится в день тот, только (один) Всевышний». Здесь мудрецы отметили, что качество Якова уподобляется качеству Творца. Один из аспектов — это качество «Только Он Один». Здесь не просто имеется в виду, что у Всевышнего нет необходимости и нужды в ком-то или в чем-то, так как такое сравнение невозможно по отношению к Якову. С другой стороны, конечно не имеется в виду, что Яков остался в одиночестве, беспомощный, и поэтому ангел решил, что это подходящий случай для нападения, поскольку такое сравнение не верно по отношению ко Всевышнему. «Только он один» — это качество самодостаточности. Все есть в нём самом. Поясняет рабейну Йерухам (в книге«Даат Тора»), что с помощью этого качества сражался Яков и победил. Это качество, самодостаточность, цельность, независимость — это качество, которым Израиль удостоится жизни в мире грядущем, в мире, где раскроется это качество Всевышнего. Всё в нём.

Сказано в мишне («Пиркей авот», 4:1): Бен Зома говорил: кто мудр? Учащийся у каждого человека… Кто могуч? Победивший своё злое начало…Кто богат? Радующийся совей доле… Кто уважаем? Уважающий других…

Здесь раскрывается удивительная вещь. В самом человеке есть все достоинства, без какой-либо зависимости от других. И наоборот, эти достоинства только тогда цельны и совершенны, когда они происходят из самодостаточности.

Если бы мудрость зависела только от обучающего, то у человека, которого нет того, кто передал бы ему мудрость, не было бы ни каких шансов. Что же будет с этим достоинством? Причина того, что человек учится у каждого, в том, что он сам любит мудрость. Это его собственное достоинство, которое всегда с ним.

Если бы мощь зависела от способности побеждать других, то что было бы с совершенством этого качества, если бы нашелся кто-то более могучий? Однако, тот, кто победил себя, своё злое начало, тот по-настоящему могуч, и это всецело его достоинство.

Богатство — несомненное достоинство, однако, если бы богатство зависела от того, сумеет ли его обладатель уберечься от грабежа, то какая польза от него? Однако, если человек доволен своей долей — все есть в нем самом.

Если почет и уважение зависит от того, уважают ли его, то что будет, если человека не будут уважать? Он будет пребывать в позоре. Однако, если он почитает других — это потому, что это качество присутствует в нём самом. Он самодостаточен.

Таким образом, Яков победил ангела качеством самодостаточности — все в нем. Нет необходимости искать что-то где-то в другом месте. Собственно, к этому и побуждает йецер ара — злое начало.

С другой стороны, рав Аарон Котляр, задаёт вопрос: почему из всех праотцов ангел боролся именно с Яковом?

Сказано в мишне («Пиркей авот» 1:2): на трёх вещах стоит мир: на Торе, на служении, и на милосердии. Эти вещи соответствуют трем столпам — трем праотцам. Качество милосердия соответствует Аврааму, как сказано («Миха») — милосердие принадлежит Аврааму. Служение принадлежит Ицхаку, который пошёл на самопожертвование. Яков — это Тора, как сказано «дал истину» (Тору) Якову («Миха» 7:20); «Яков, человек цельный, сидящий в шатрах» (и изучающий Тору). (Брейшит 25:27).

Ангел боролся именно с качеством, которым обладал Яков — с Торой. И поскольку праотцы — колесница истории, поэтому происходящее с ними — признак того, что во всех поколениях, именно это качество в Израиле — мешает больше всего. И поэтому эта война ведется всеми возможными средствами: ангелами, физическим преследованием, лживым мировозpрением — идолопоклонством или атеизмом. В гемаре (трактат Хулин 91), приводится, что по одному из мнений, ангел предстал как простолюдин, а, по другому мнению, наоборот, как талмид-хахам, мудрец и знаток Торы. Так же, как происходит сейчас, когда знатоков Торы стало меньше, чем всего сто лет назад, поэтому появилось множество искажающих Тору, выдающих фальшивку за правду, как будто они — это путь Торы. Для этой борьбы, для сохранения Торы и народа Израиля, необходимы мудрецы и знатоки Торы. И также, как ангел признал победу Якова, также и истина Торы восторжествует, однако, для этого необходимо большое самопожертвование: учиться так учились преведущие поколения, быть погруженными в Тору, отдавать ей все силы, для того, чтобы быть вооруженными истиной Торы.


Недельная глава Беар в основном посвящена владению землей и рабами в Эрец Исраэль, то есть, законам о выкупе земли и еврейских рабов и законам года отдыха земли: шмита и йовель. Читать дальше

Недельная глава Беар

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы

Ужасные бедствия, намеки на которые содержатся в заповедях Шмиты и Йовеля

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

На разрушение мира, которое произойдет перед приходом Машиаха, косвенно указывают заповеди о шмите и йовеле. Поэтому так важно соблюдать сказанное в них.

Врата Востока. Недельная глава Беар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Беар

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Беар в основном посвящена владению землей и рабами в Эрец Исраэль, то есть, законам о выкупе земли и еврейских рабов и законам года отдыха земли: шмита и йовель.

Избранные комментарии на главу Беар

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

На горе Синай Всевышний дал евреям законы о седьмом годе. Это место было выбрано неслучайно: Творец продемонстрировал, что только Он является истинным хозяином и владельцем еврейской земли.

Тора запрещает обманывать при продаже. Беар

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Запрещено красть даже самую мелкую монету, а также незаслуженно хвалить свой товар. Нельзя рассказывать ближнему о покупке той же вещи подешевле, чтобы не расстраивать его.

На тему недельной главы. Беар 2

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Недельная глава Беар — Бехукотай

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай