Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Стремление сделать что-то хорошее само по себе хорошо»Раби Нахман из Бреслава
Качество Яакова уподобляется качеству Творца

Сказано в стихе (Брейшит 32: 25): «и остался только (один) Яков и боролся некто с ним до восхода зари».

Необходимо понять следующее: боролся ли Яков, с помощью какой-то особенной силы, которой он обладал, или же, наоборот, поскольку Яков обладал неким особенным качеством, поэтому ангел боролся с ним, чтобы уничтожить это качество?

Находим в мидраше (Раба 77:1): о праотце Якове сказано таким же образом — «только (один) Яков», как сказано о Всевышнем (Йишаягу 2): «и возвысится в день тот, только (один) Всевышний». Здесь мудрецы отметили, что качество Якова уподобляется качеству Творца. Один из аспектов — это качество «Только Он Один». Здесь не просто имеется в виду, что у Всевышнего нет необходимости и нужды в ком-то или в чем-то, так как такое сравнение невозможно по отношению к Якову. С другой стороны, конечно не имеется в виду, что Яков остался в одиночестве, беспомощный, и поэтому ангел решил, что это подходящий случай для нападения, поскольку такое сравнение не верно по отношению ко Всевышнему. «Только он один» — это качество самодостаточности. Все есть в нём самом. Поясняет рабейну Йерухам (в книге«Даат Тора»), что с помощью этого качества сражался Яков и победил. Это качество, самодостаточность, цельность, независимость — это качество, которым Израиль удостоится жизни в мире грядущем, в мире, где раскроется это качество Всевышнего. Всё в нём.

Сказано в мишне («Пиркей авот», 4:1): Бен Зома говорил: кто мудр? Учащийся у каждого человека… Кто могуч? Победивший своё злое начало…Кто богат? Радующийся совей доле… Кто уважаем? Уважающий других…

Здесь раскрывается удивительная вещь. В самом человеке есть все достоинства, без какой-либо зависимости от других. И наоборот, эти достоинства только тогда цельны и совершенны, когда они происходят из самодостаточности.

Если бы мудрость зависела только от обучающего, то у человека, которого нет того, кто передал бы ему мудрость, не было бы ни каких шансов. Что же будет с этим достоинством? Причина того, что человек учится у каждого, в том, что он сам любит мудрость. Это его собственное достоинство, которое всегда с ним.

Если бы мощь зависела от способности побеждать других, то что было бы с совершенством этого качества, если бы нашелся кто-то более могучий? Однако, тот, кто победил себя, своё злое начало, тот по-настоящему могуч, и это всецело его достоинство.

Богатство — несомненное достоинство, однако, если бы богатство зависела от того, сумеет ли его обладатель уберечься от грабежа, то какая польза от него? Однако, если человек доволен своей долей — все есть в нем самом.

Если почет и уважение зависит от того, уважают ли его, то что будет, если человека не будут уважать? Он будет пребывать в позоре. Однако, если он почитает других — это потому, что это качество присутствует в нём самом. Он самодостаточен.

Таким образом, Яков победил ангела качеством самодостаточности — все в нем. Нет необходимости искать что-то где-то в другом месте. Собственно, к этому и побуждает йецер ара — злое начало.

С другой стороны, рав Аарон Котляр, задаёт вопрос: почему из всех праотцов ангел боролся именно с Яковом?

Сказано в мишне («Пиркей авот» 1:2): на трёх вещах стоит мир: на Торе, на служении, и на милосердии. Эти вещи соответствуют трем столпам — трем праотцам. Качество милосердия соответствует Аврааму, как сказано («Миха») — милосердие принадлежит Аврааму. Служение принадлежит Ицхаку, который пошёл на самопожертвование. Яков — это Тора, как сказано «дал истину» (Тору) Якову («Миха» 7:20); «Яков, человек цельный, сидящий в шатрах» (и изучающий Тору). (Брейшит 25:27).

Ангел боролся именно с качеством, которым обладал Яков — с Торой. И поскольку праотцы — колесница истории, поэтому происходящее с ними — признак того, что во всех поколениях, именно это качество в Израиле — мешает больше всего. И поэтому эта война ведется всеми возможными средствами: ангелами, физическим преследованием, лживым мировозpрением — идолопоклонством или атеизмом. В гемаре (трактат Хулин 91), приводится, что по одному из мнений, ангел предстал как простолюдин, а, по другому мнению, наоборот, как талмид-хахам, мудрец и знаток Торы. Так же, как происходит сейчас, когда знатоков Торы стало меньше, чем всего сто лет назад, поэтому появилось множество искажающих Тору, выдающих фальшивку за правду, как будто они — это путь Торы. Для этой борьбы, для сохранения Торы и народа Израиля, необходимы мудрецы и знатоки Торы. И также, как ангел признал победу Якова, также и истина Торы восторжествует, однако, для этого необходимо большое самопожертвование: учиться так учились преведущие поколения, быть погруженными в Тору, отдавать ей все силы, для того, чтобы быть вооруженными истиной Торы.


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше

Чтобы понять и постичь 16. Что такое Тора?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Крылья для полета

Рав Моше Пантелят

Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.

Назад к… свету, или кому темно в средневековье?

Рав Пинхас Перлов

Нет человека, который не испытывал бы ностальгии по школьным годам, озаренным волшебным светом детства и юности.

Избранные комментарии на главу Шлах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Разведчики, которых Моше отправил в землю Ханаанскую, не были рядовыми членами общины. Однако они не справились с возложенной миссией и даже попытались сместить Моше и Аарона.

Изучение Торы

Рав Реувен Пятигорский

Заповедь обучить сына Торе и соблюдению заповедей возлагается на отца. Если он не владеет предметом, можно нанять педагога или отправить ребенка в подходящее учебное заведение. Число учеников в «хедере» не должно превышать 25-и.

О свинине и свастике

Исраэль Бен Давид

Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Избранные комментарии на главы Вайелех-Аазину

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Бесконечная цепь 5. Текст Торы и его каббалистическое понимание

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Как видно из сказанного выше, была приложена масса усилий для того, чтобы в текст Торы не могли проникнуть изменения

Избранные комментарии на главу Дварим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Перед своей смертью Моше должен был передать народу Израиля много важных постановлений. В каждом из них выражена безграничная любовь Б-га к нам.

Избранные комментарии на главу Беаалотха

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смертным не дано понять волю Всевышнего. Процесс шествия евреев по пустыне был тому подтверждением.

Избранные комментарии на главу Пинхас

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.