Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Не каждый день такое случалось, чтобы прекрасная женщина приходила к ученому с желанием стать еврейкой

Депрессивная покорность судьбе превалирует сегодня на сцене знакомств и поисков партнера. Может быть, и вы, как и многие люди, которых я встречала, понимаете, что зачастую все получается не так, как хотелось бы, но при этом сомневаетесь, можно ли что-либо сделать по этому поводу. Возможно, вы чувствуете, что вас связывают по рукам и ногам ожидания общества и его условности. Может быть, вы также боитесь одиночества. Поэтому вы прибегаете к физической близости, что дает временный «улет», но редко приводит к тем окончательным отношениям, к которым вы стремитесь.

Но, возможно, вы недооцениваете людей?! Другие чувствительные души могут тоже быть открыты, как и вы, к тому, чтобы попробовать нечто иное — если только кто-нибудь покажет им путь.

Верьте или нет, но Талмуд (Менахот 44а) излагает такую историю.

Жил да был молодой еврей, который скрупулезно соблюдал заповедь цицит (Цицит — это нити, прикрепляемые к четырехугольной одежде, которые напоминают еврею о его религиозных и моральных обязательствах, в частности предписание «не блуждать за своими глазами»). В общем-то, этот человек был благочестив, но была у него слабость к женщинам. Как-то он услышал о феноменально дорогой блуднице, нееврей ке, которая жила очень далеко. Он решил, что не может пропустить такой шанс, и послал своего человека, чтобы договориться о дате визита и полностью оплатить его.

Мужчина отправился в путь заранее, за несколько месяцев. Когда же настал долгожданный день и час, он постучался в дверь, и служанка отворила ее. Тогда блудница предстала перед ним во всей своей красе. Она показала клиенту нечто ослепительное: семь кроватей, одна выше другой, первые шесть сделаны из серебра и соединены серебряными лестницами, а седьмая лестница и кровать — золотые.

Блудница поднялась по всем лестницам, легла на золотую кровать и ждала его. Он с нетерпением вскарабкался за ней, но когда он добрался до верха, случилось нечто невероятное: когда он стал снимать одежду, цицит хлестнули его по лицу. Потрясенный, он спешно спустился назад и сел на землю.

Блудница не могла понять, в чем причина такой резкой перемены, — ничего подобного с ней еще не случалось. Она тоже спустилась по лестницам и села рядом с ним.

«Я клянусь Римом, — сказала она, — не отпущу тебя, пока ты не скажешь, какой недостаток ты увидел во мне, что сбежал?»

«Клянусь Храмом, — ответил он, — я никогда не видел такой красивой женщины, как ты. Но есть заповедь, которую наш Б-г приказал нам исполнять, цицит, и сейчас мои цицит поднялись и хлестнули меня по лицу, как четыре свидетеля, которые показывают против меня».

Женщина была поражена. «Прежде чем ты уйдешь, — сказала она, — я хочу знать твое имя, откуда ты, кто твой раввин и где ты изучаешь Тору».

Он записал все эти данные и ушел.

Блудница продала все свое имущество, оставив только простыни, которые были постелены на золотой кровати.

Она отправилась в дальнее путешествие в город, где жил этот человек, нашла место, где он учился, и пришла к его учителю. «Рабби, — сказала она, — я хочу перейти в иудаизм».

Не каждый день такое случалось, чтобы прекрасная женщина приходила к этому ученому с желанием стать еврейкой. Поэтому рабби сомневался в ее искренности и спросил: «Может быть, ты положила глаз на одного из моих учеников?»

В ответ она рассказала о том, что с ней случилось, и как это подвигло ее на то, чтобы принять иудаизм.

Рабби был поражен и согласился принять эту женщину. «Теперь иди и получи свою награду», — сказал он, дав ей свое благословение выйти замуж за этого ученика.

В качестве хеппи-энда: те же самые простыни, на которых эта пара чуть не согрешила, послужили для их брачной ночи. И Талмуд заключает: «Как велика награда в этом мире за заповедь цицит! А в Грядущем мире — никто не знает, насколько больше…»

Моя первоначальная реакция на эту историю была такой: «ЧТО?! Это то, что хочет нам сказать Талмуд — величайшее собрание еврейской мысли?! И я должна поверить, что “великая награда” этого парня за соблюдение заповеди цицит — это столь “возвышенная” вещь, как брак с самой красивой в мире бывшей проституткой?»

Но после продолжительного размышления, я поняла, что в этой трогательной истории и в рассматриваемой награде есть нечто большее. Вот женщина, которая жила в мире похоти, и занималась самой унизительной профессией, какую можно себе представить. И этот человек открыл ей глаза на существование духовности. Более того, в результате этого она оставила позади всю свою жизнь (включая прибыльную карьеру) в поисках истины. Сколь достойно награды сыграть подобную роль в жизни другого человека!

Но это еще не все. В конце концов, он удостоился жениться на женщине с удивительной внутренней силой и принципиальностью. Как видно, ее красота была не только внешней.

Эта история, как и все другие истории Талмуда, остается злободневной и сегодня. И она несет в себе глубокое послание надежды.

Сегодня, конечно, вряд ли цицит хлестнут парня по лицу (если он вообще их носит), чтобы не дать ему совершить что-то плохое, и тем самым вдохновить красивую женщину разделить с ним жизненный путь. Но этот рассказ — о чем-то не менее впечатляющем: о способности сопротивляться соблазну во имя чего-то большего.

Представьте себя на свидании с очень привлекательным человеком. Становится поздно, энергетика между вами отличная, и кажется естественным сделать этот волнующий шаг к физическим отношениям. Вы глубоко вздыхаете. И тогда вы смотрите в его или ее глаза и говорите: «Ты знаешь, ты — самая красивая женщина (самый привлекательный мужчина), которую я когда-либо встречал, и какая-то часть меня была бы счастлива вступить с тобой в физическую близость прямо сейчас. Но у меня есть один принцип: он называется (как в биржевой игре) “не играть на понижение”. Хотя отказаться сейчас от близости на физическом уровне может быть сложно, я верю, что в долгосрочной перспективе это себя оправдает. Поэтому, как насчет того, чтобы мы подождали, узнали друг друга получше и посмотрели, что на самом деле между нами может произойти».

Если бы я была типичной нерелигиозной женщиной, и мужчина сказал бы мне что-то подобное, то после того, как я бы оправилась от шока, я переполнилась бы благоговением и восхищением. На самом деле, я бы, возможно, упала к его ногам. Мужчина отреагировал бы на подобную речь с меньшим энтузиазмом, но если вы ему действительно нравитесь, — и если он чего-то стоит, — то он примет вызов. А если нет — что вы потеряли? Идите дальше и найдите кого-то, кто заинтересован в вас такой, какая вы есть.

Но, независимо от того, мужчина вы или женщина, вы тоже можете зажечь искру духовного пробуждения в другом человеке, и учитывая подлинные отношения, которые могут потом развиться, — кто знает, сколь велика будет ваша награда?!

Из книги «Волшебное прикосновение», вышедшей в издательстве «Мишпаха кеалаха»

Мы выражаем признательность издательству «Мишпаха кеалаха» и лично р. Аврааму Гевицману за любезное разрешение опубликовать отрывки из книги


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваэра

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.