Об авторе
Рефаэль Алеви Айзенберг, раввин и доктор социологии, родился в 1916 году в Мюнхене (Германия) в семье вы ходцев из Восточной Европы. Свое образование он получил в мюнхенском колледже бизнеса, в знаменитой ешиве Франкфурта и в раввинской семинарии Хильдсхаймер в Берлине.
Летом 1939 года семье Айзенбергов удается эмигрировать в Шанхай (Китай). Китайский период значительно обогатил житейский опыт молодого знатока Торы и начинающего бизнесмена.
По окончании Второй мировой войны Рефаэль Айзенберг переезжает в США. Его широкое участие в международной торговле позволило ему создать финансовую базу для последующей вовлеченности в дела еврейского образования и благотворительности.
В 1965 году Айзенберг обосновывается в Израиле, где продолжает свою благородную публицистическую и филантропическую деятельность. Его перу принадлежат книги Конфликт между Западом и Востоком, В конце дней, Проверим себя и вернемся и Выживание - Израиль и человечество.
Рав Рефаэль Алеви Айзенберг скончался в Иерусалиме в 1976 году.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Возрождение государства Израиль на его собственной территории - спустя 2000 лет! - весь мир рассматривал как нечто сверхъестественное и неслыханное в истории. У людей разного общественного положения это событие вызвало восторг и надежду, даже пессимисты чувствовали себя приободренными. Неужели предсказания древних пророков Израиля становятся реальностью? Неужели еврейский народ поднимается из пепла и над Израилем встает солнце новой эры? Возможно ли в нынешних условиях возрождение еврейского государства ex nihilo, дабы воплотить в жизнь Законы Моше и выполнить Б-жественную миссию - направить человечество на путь всеобщей справедливости, правды и мира? Ибо таким в глазах всего мира был традиционный образ еврейского народа - народа, преданного Б-гу, наставлениям Его Торы и Его пророков. Именно евреи всегда больше других желали наступления нового века и стремились делами приблизить его начало. И больше других они страдали от постоянных раздоров и войн, которыми был отмечен долгий и извилистый путь человечества на нашей планете.
Ощущение приподнятости и радостного удивления охватило вернувшийся на родину народ, когда в качестве официального государственного символа было принято изображение древней меноры. Пока евреи жили на своей земле (до 70 г. н.э.), в Священном Храме во время службы неизменно зажигалась менора: она символизировала свет Б-жественного Учения и напоминала Израилю о необходимости постоянного нравственного очищения.
Однако не только менора служила связующей нитью между образованием еврейского государства и обновлением древнего еврейского духа. Название Израиль также связывает землю еврейского народа с его великой миссией. Наш праотец Яаков и его потомки назывались Израиль - "борцы за Б-га и человека" (Берешит 32:29), ибо им было предначертано бороться за признание Б-га всеми людьми, добиваясь таким образом спасения человечества.
Тем более удивительно, что за сорок лет существования нового государства секулярное руководство Израиля постоянно пыталось игнорировать еврейскую веру, традиции и заповеди, которые поддерживали евреев в их долгом изгнании. И это вопреки тому, что основы западной цивилизации покоятся именно на библейском учении. Но вместо них фундаментом законодательства и идеалов вновь созданного государства стали различные идеологии, порожденные современным материализмом: капитализм, коммунизм и социализм.
Однако живую искру древнего Израиля погасить не удалось. Сейчас, в момент его величайшего морального упадка, нарастает динамичная реакция на секулярный материализм. Этот процесс - не только результат демографического роста и укрепления общины Торы за десятилетия, последовавшие за духовным распадом европейского еврейского сообщества. Главное в том, что многие разочаровались в бездуховности жизни, лишенной Б-га, и вновь открыли для себя религиозные ценности.
Поэтому именно в Израиле с огромной силой разгорелась борьба - идеологический Кulturkampf - между Б-госознанием и Б-гоотрицанием.
В условиях морального кризиса, эмиграции, экономических переворотов, интифады и непрестанной внешней угрозы быстро испаряется секулярная израильская мечта. Но антирелигиозные силы, не сдавая позиций, ведут отчаянную войну за выживание перед лицом возрождения религии. И каждый должен самостоятельно принять решение - потребовать, наконец, обратно собственное наследие или навсегда отказаться от него.
Все это происходит на фоне важных исторических событий, потрясающих весь цивилизованный мир. Возможно ли, что человечество на самом деле готовится вступить в новую эру Б-госознания? Не есть ли это те самые родовые муки, которые, по предсказанию пророков и мудрецов Израиля, будут испытывать Израиль и все человечество перед окончательным наступлением мессианской эры?
Чтобы лучше почувствовать размах этой борьбы "за Б-га и человека", обратимся к истории Израиля - народа, который стоял на Синае. По ходу этого обзора мы увидим, что внутренняя борьба Израиля - это непрерывное чередование периодов Б-гоотрицания и Б-гопризнания, что свойственно истории человечества в целом. В то же время мы убедимся в неповторимости судьбы еврейского народа и в уникальности его миссии, ради выполнения которой он духовно растет и совершенствуется, чтобы стать истинным светочем для всего мира.
(продолжение следует)
Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»