Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Горе тому, кто опозорит бедного! Следует же быть ему вместо отца, утешая его и говоря с ним, как сказано: «Отец Я нищим».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Первая глава из книги р. Рефаэля Айзенберга "Выживание: Израиль и человечество"

Об авторе

Рефаэль Алеви Айзенберг, раввин и доктор социологии, родился в 1916 году в Мюнхене (Германия) в семье вы ходцев из Восточной Европы. Свое образование он по­лучил в мюнхенском колледже бизнеса, в знаменитой еши­ве Франкфурта и в раввинской семинарии Хильдсхаймер в Берлине.

Летом 1939 года семье Айзенбергов удается эмигриро­вать в Шанхай (Китай). Китайский период значительно обогатил житейский опыт молодого знатока Торы и начи­нающего бизнесмена.

По окончании Второй мировой войны Рефаэль Айзен­берг переезжает в США. Его широкое участие в междуна­родной торговле позволило ему создать финансовую базу для последующей вовлеченности в дела еврейского обра­зования и благотворительности.

В 1965 году Айзенберг обосновывается в Израиле, где продолжает свою благородную публицистическую и фи­лантропическую деятельность. Его перу принадлежат кни­ги Конфликт между Западом и Востоком, В конце дней, Проверим себя и вернемся и Выживание - Израиль и человечество.

Рав Рефаэль Алеви Айзенберг скончался в Иерусалиме в 1976 году.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Возрождение государства Израиль на его собственной территории - спустя 2000 лет! - весь мир рассматривал как нечто сверхъестественное и неслыханное в истории. У людей разного общественного положения это событие вы­звало восторг и надежду, даже пессимисты чувствовали се­бя приободренными. Неужели предсказания древних про­роков Израиля становятся реальностью? Неужели еврей­ский народ поднимается из пепла и над Израилем встает солнце новой эры? Возможно ли в нынешних условиях возрождение еврейского государства ex nihilo, дабы вопло­тить в жизнь Законы Моше и выполнить Б-жественную миссию - направить человечество на путь всеобщей справедливости, правды и мира? Ибо таким в глазах всего мира был традиционный образ еврейского народа - на­рода, преданного Б-гу, наставлениям Его Торы и Его про­роков. Именно евреи всегда больше других желали наступ­ления нового века и стремились делами приблизить его начало. И больше других они страдали от постоянных раз­доров и войн, которыми был отмечен долгий и извилистый путь человечества на нашей планете.

Ощущение приподнятости и радостного удивления охватило вернувшийся на родину народ, когда в качестве официального государственного символа было принято изображение древней меноры. Пока евреи жили на своей земле (до 70 г. н.э.), в Священном Храме во время службы неизменно зажигалась менора: она символизировала свет Б-жественного Учения и напоминала Израилю о необхо­димости постоянного нравственного очищения.

Однако не только менора служила связующей нитью между образованием еврейского государства и обновлени­ем древнего еврейского духа. Название Израиль так­же связывает землю еврейского народа с его великой миссией. Наш праотец Яаков и его потомки назывались Израиль - "борцы за Б-га и человека" (Берешит 32:29), ибо им было предначертано бороться за признание Б-га всеми людьми, добиваясь таким образом спасения человечества.

Тем более удивительно, что за сорок лет существования нового государства секулярное руководство Израиля по­стоянно пыталось игнорировать еврейскую веру, традиции и заповеди, которые поддерживали евреев в их долгом изгнании. И это вопреки тому, что основы западной циви­лизации покоятся именно на библейском учении. Но вме­сто них фундаментом законодательства и идеалов вновь созданного государства стали различные идеологии, по­рожденные современным материализмом: капитализм, коммунизм и социализм.

Однако живую искру древнего Израиля погасить не удалось. Сейчас, в момент его величайшего морального упадка, нарастает динамичная реакция на секулярный материализм. Этот процесс - не только результат демо­графического роста и укрепления общины Торы за десяти­летия, последовавшие за духовным распадом европейского еврейского сообщества. Главное в том, что многие разо­чаровались в бездуховности жизни, лишенной Б-га, и вновь открыли для себя религиозные ценности.

Поэтому именно в Израиле с огромной силой разгоре­лась борьба - идеологический Кulturkampf - между Б-госознанием и Б-гоотрицанием.

В условиях морального кризиса, эмиграции, эконо­мических переворотов, интифады и непрестанной внешней угрозы быстро испаряется секулярная израильская мечта. Но антирелигиозные силы, не сдавая позиций, ведут от­чаянную войну за выживание перед лицом возрождения религии. И каждый должен самостоятельно принять реше­ние - потребовать, наконец, обратно собственное насле­дие или навсегда отказаться от него.

Все это происходит на фоне важных исторических со­бытий, потрясающих весь цивилизованный мир. Возможно ли, что человечество на самом деле готовится вступить в новую эру Б-госознания? Не есть ли это те самые родовые муки, которые, по предсказанию пророков и мудрецов Израиля, будут испытывать Израиль и все человечество перед окончательным наступлением мессианской эры?

Чтобы лучше почувствовать размах этой борьбы "за Б-га и человека", обратимся к истории Израиля - народа, который стоял на Синае. По ходу этого обзора мы увидим, что внутренняя борьба Израиля - это непрерывное чередование периодов Б-гоотрицания и Б-гопризнания, что свойственно истории человечества в целом. В то же время мы убедимся в неповторимости судьбы еврейского народа и в уникальности его миссии, ради выполнения которой он духовно растет и совершенствуется, чтобы стать ис­тинным светочем для всего мира.

(продолжение следует)

Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя.


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.