Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Первая глава из книги р. Рефаэля Айзенберга "Выживание: Израиль и человечество"

Об авторе

Рефаэль Алеви Айзенберг, раввин и доктор социологии, родился в 1916 году в Мюнхене (Германия) в семье вы ходцев из Восточной Европы. Свое образование он по­лучил в мюнхенском колледже бизнеса, в знаменитой еши­ве Франкфурта и в раввинской семинарии Хильдсхаймер в Берлине.

Летом 1939 года семье Айзенбергов удается эмигриро­вать в Шанхай (Китай). Китайский период значительно обогатил житейский опыт молодого знатока Торы и начи­нающего бизнесмена.

По окончании Второй мировой войны Рефаэль Айзен­берг переезжает в США. Его широкое участие в междуна­родной торговле позволило ему создать финансовую базу для последующей вовлеченности в дела еврейского обра­зования и благотворительности.

В 1965 году Айзенберг обосновывается в Израиле, где продолжает свою благородную публицистическую и фи­лантропическую деятельность. Его перу принадлежат кни­ги Конфликт между Западом и Востоком, В конце дней, Проверим себя и вернемся и Выживание - Израиль и человечество.

Рав Рефаэль Алеви Айзенберг скончался в Иерусалиме в 1976 году.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Возрождение государства Израиль на его собственной территории - спустя 2000 лет! - весь мир рассматривал как нечто сверхъестественное и неслыханное в истории. У людей разного общественного положения это событие вы­звало восторг и надежду, даже пессимисты чувствовали се­бя приободренными. Неужели предсказания древних про­роков Израиля становятся реальностью? Неужели еврей­ский народ поднимается из пепла и над Израилем встает солнце новой эры? Возможно ли в нынешних условиях возрождение еврейского государства ex nihilo, дабы вопло­тить в жизнь Законы Моше и выполнить Б-жественную миссию - направить человечество на путь всеобщей справедливости, правды и мира? Ибо таким в глазах всего мира был традиционный образ еврейского народа - на­рода, преданного Б-гу, наставлениям Его Торы и Его про­роков. Именно евреи всегда больше других желали наступ­ления нового века и стремились делами приблизить его начало. И больше других они страдали от постоянных раз­доров и войн, которыми был отмечен долгий и извилистый путь человечества на нашей планете.

Ощущение приподнятости и радостного удивления охватило вернувшийся на родину народ, когда в качестве официального государственного символа было принято изображение древней меноры. Пока евреи жили на своей земле (до 70 г. н.э.), в Священном Храме во время службы неизменно зажигалась менора: она символизировала свет Б-жественного Учения и напоминала Израилю о необхо­димости постоянного нравственного очищения.

Однако не только менора служила связующей нитью между образованием еврейского государства и обновлени­ем древнего еврейского духа. Название Израиль так­же связывает землю еврейского народа с его великой миссией. Наш праотец Яаков и его потомки назывались Израиль - "борцы за Б-га и человека" (Берешит 32:29), ибо им было предначертано бороться за признание Б-га всеми людьми, добиваясь таким образом спасения человечества.

Тем более удивительно, что за сорок лет существования нового государства секулярное руководство Израиля по­стоянно пыталось игнорировать еврейскую веру, традиции и заповеди, которые поддерживали евреев в их долгом изгнании. И это вопреки тому, что основы западной циви­лизации покоятся именно на библейском учении. Но вме­сто них фундаментом законодательства и идеалов вновь созданного государства стали различные идеологии, по­рожденные современным материализмом: капитализм, коммунизм и социализм.

Однако живую искру древнего Израиля погасить не удалось. Сейчас, в момент его величайшего морального упадка, нарастает динамичная реакция на секулярный материализм. Этот процесс - не только результат демо­графического роста и укрепления общины Торы за десяти­летия, последовавшие за духовным распадом европейского еврейского сообщества. Главное в том, что многие разо­чаровались в бездуховности жизни, лишенной Б-га, и вновь открыли для себя религиозные ценности.

Поэтому именно в Израиле с огромной силой разгоре­лась борьба - идеологический Кulturkampf - между Б-госознанием и Б-гоотрицанием.

В условиях морального кризиса, эмиграции, эконо­мических переворотов, интифады и непрестанной внешней угрозы быстро испаряется секулярная израильская мечта. Но антирелигиозные силы, не сдавая позиций, ведут от­чаянную войну за выживание перед лицом возрождения религии. И каждый должен самостоятельно принять реше­ние - потребовать, наконец, обратно собственное насле­дие или навсегда отказаться от него.

Все это происходит на фоне важных исторических со­бытий, потрясающих весь цивилизованный мир. Возможно ли, что человечество на самом деле готовится вступить в новую эру Б-госознания? Не есть ли это те самые родовые муки, которые, по предсказанию пророков и мудрецов Израиля, будут испытывать Израиль и все человечество перед окончательным наступлением мессианской эры?

Чтобы лучше почувствовать размах этой борьбы "за Б-га и человека", обратимся к истории Израиля - народа, который стоял на Синае. По ходу этого обзора мы увидим, что внутренняя борьба Израиля - это непрерывное чередование периодов Б-гоотрицания и Б-гопризнания, что свойственно истории человечества в целом. В то же время мы убедимся в неповторимости судьбы еврейского народа и в уникальности его миссии, ради выполнения которой он духовно растет и совершенствуется, чтобы стать ис­тинным светочем для всего мира.

(продолжение следует)

Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя.


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше