Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ошибся ли царь Давид?

Почему же тогда Давид решился на военную кампанию против Сурии, не очистив предварительно Эрец Исраэль от всех следов языческой скверны и не ликвидировав последний оплот семи ханаанских народов? И как могли члены Санхедрина — семьдесят мудрейших знатоков еврейского Закона — поддержать его план? Но самое непонятное — как удалось заручиться согласием урим и тумим, непосредственных выразителей воли Всевышнего? Если Давид и в самом деле нарушил закон Торы, почему Талмуд и Мидраш ничего об этом не говорят?

Ответ

По-видимому, Санхедрин, а также урим и тумим поддержали план Давида, разрешив ему, однако, лишь покорить Сурию, но не аннексировать ее. Война имела, прежде всего, стратегическое значение и была необходимадля укрепления безопасности государства. Только на таких условиях было позволено ее начать. Сам Давид ничего не говорил о своем намерении расширить границы, поэтому не было никакой необходимости вспоминать о принципе «всякое место, на которое ступит нога твоя». Лишь после завершения военных действий возбужденный блестящей победой Давид запросил у Санхедрина санкцию на присоединение Сурии. Ответ был, конечно, отрицательный. До тех пор, пока ханаанские народы сохраняли хоть какое-то подобие независимоети, границы Эрец Исраэль нельзя было расширять. Без полного освящения Страны Израиля не могло быть и речи о дальнейших территориальных приобретениях.

Другое объяснение

Рабби Иоэль Тейтельбаум (Сатмартский ребе) предложил другое решение этой проблемы. Хотя царь Давид перед военными походами всегда советовался с Санхедрином, урим и тумим, на этот раз он этого не сделал. Дело в том, что он получил пророчество и решил действовать в соответствии с ним. В этом пророчестве Б-г велел Давиду покорить Сурию и наделил его так называемыми «особыми полномочиями, включающими временную приостановку действия законов Торы» (ораат шаа). Авторитетный еврейский пророк в конкретном случае может приостановить (но не изменить!) действие закона Торы, если этого требует его пророчество. Так, например, пророк Элияу принес жертву на горе Кармель, хотя Тора допускает жертвоприношения только в Иерусалимском Храме. Дело в том, что Элияу получил пророчество о предстоящем чуде: принесенную им жертву поглотит огонь с неба и, тем самым, Имя Ашема освятится, в то время как приношение Баалу не будет возгораться, даже если под ним разводить огонь. Элияу исходил из принципа ораат шаа. В Торе приводится несколько подобных случаев. Таким же, по мнению рава Тейтельбаума, было решение Давида напасть на Арам. Царь Давид мог не консультироваться с Санхедрином (в функции которого входили вопросы, относящиеся к исполнению Закона, и, при необходимости, запрет на те действия, которые противоречат Торе), поскольку его решение было санкционировано более высокой инстанцией — Б-жественным пророчеством.

Статус Сурии в соответствии с еврейским Законом

На каком бы объяснении мы ни остановились, алахический вывод ясен. Сурия была оккупирована, но не присоединена. Она не получила статус Эрец Исраэль. Тем не менее рабаним требуют от евреев, населяющих эту область, соблюдать некоторые мицвот, связанные с обработкой земли, такие, как шмита (субботний год) и отделение маасрот (десятин) и тру мот (доли коаним) от урожая. Мудрецы ввели эти законы, чтобы избавить евреев от соблазна эмигрировать в Сурию в год шмиты.

В отношении некоторых законов Сурия занимает промежуточное положение между Израилем и всем и другими странами. Например, еврею, живущему в Израиле, разрешается сдать в аренду идолопоклоннику свой дом, но нельзя этот дом продать ему, в то время как землю нельзя даже сдавать внаем. В Сурии же запрещена только продажа земли неевреям. Во всех других землях на продажу домов и земельных участков не накладывается никаких ограничений. С другой стороны, гет — документ о расторжении брака, посылаемый из Сурии в Эрец Исраэль, должен быть подтвержден при получении двумя свидетелями в соответствии с правилами, действующими для заграницы. На духовном уровне земля Сурии не обладает святостью и в этом отношении ничем не отличается от остального мира.

От Шломо до Машиаха

Царь Шломо и все последующие израильские монархи отказались от права на кибуш йохид; все их военные действия носили строго оборонительный характер. Потребность в кибуш йохид возникнет лишь в эпоху Машиаха, когда границы Эрец Исраэль подвергнутся значительным изменениям.

с разрешения издательства Швут Ами


Шавуот — праздник дарования Торы. Еврейская традиция отмечает тот факт, что исход из Египта (который мы празднуем в Песах) был не самоцелью, а лишь подготовкой к получению Торы на горе Синай. Читать дальше

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»

Законы праздника

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?

Самоотверженность во имя Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Накануне праздника Шавуот, Дня дарования Торы, уместно вспомнить, что наши мудрецы настойчиво подчеркивают одну мысль: не на Синае мы получили ее и не шестого числа месяца сиван. Каждый еврей получает ее ежедневно , когда учит, и везде , где готов пожертвовать ради нее жизнью.

Бедствия при невыполнении шмиты и йовеля

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель

Исполнение заповедей связано с духовным миром человека. С другой стороны, Тора упоминает лишь материальные блага, полагающиеся тем, кто ревностно соблюдает заветы Творца.