Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Запрещено человеку принимать на себя устрожение и соблюдать Шабат в ситуации смертельной опасности. Если больной хочет принять на себя устрожение — следует его убедить в том, что это глупое устрожение.

Опасно больной

1. Написано в нашей Святой Торе1: «Соблюдайте же установления мои и законы мои, исполняя которые человек живет ими». Из этого стиха толковали мудрецы2: «Законы, исполняя которые человек живет, а не умирает», то есть «Законы Торы [реализуют] не месть в мире, а милость и милосердие, и мир в мире»3. Отсюда мы выучили, что Б-г не желает, чтобы человек жертвовал своей жизнью ради соблюдения заповедей (кроме случаев принуждения к нарушению запретов идолопоклонства, разврата и убийства, а также, в некоторых случаях, насильственного крещения («шмад»)), поэтому соблюдение Ша-бата и других заповедей отодвигается в случае опасности, связанной с тяжелой болезнью, и других опасностей для жизни.

2. Запрещено человеку принимать на себя устрожение и соблюдать Шабат в ситуации смертельной опасности (а если больной хочет принять на себя устрожение — следует его убедить в том, что это глупое устрожение, и если он не соглашается, то следует даже заставить силой, если закон государства это позволяет)4. И также нельзя искать нееврея (или ребенка) чтобы он нарушил Шабат для больного, а должен другой еврей поспешить и сделать нарушения сам, поскольку, может быть, пока будут искать нееврея (или ребенка) состояние больного ухудшится.

Законодатели спорят в двух случаях:

1) Если нееврей или ребенок уже находятся перед нами и могут приступить к спасению больного сразу.

2) Если мы имеем достаточно времени чтобы искать такого человека, и нет опасения, что за это время что-либо случится с больным. Первое мнение5 говорит, что приоритет такой: следует попросить нееврея, если нет нееврея — то ребенка, а если нет ребенка — то разрешено и еврею нарушить Шабат измененным способом или выполняя запрещенную работу вдвоем с другим евреем.

По второму мнению, наоборот, следует сделать нарушение именно при помощи еврея, чтобы подчеркнуть, что в таком случае разрешается без всяких сомнений делать работу6.

В респонсах «Шевет а-Леви» написано, что несмотря на то, что законодатели склоняются к решению не терять время на поиски нееврея, все же существует обычай искать, если ясно, что это не причинит опасность. И тому, кто так делает, следует объяснить другим евреям, стоящим там, что он ищет нееврея или ребенка именно в данной ситуации, поскольку это не мешает спасению человека. Но все это именно по обычаю ашкеназских евреев, но по обычаю сфарадим принято поступать в соответствии с постановлением «Шулхан Аруха» — делать нарушение при помощи еврея8.
Нужно иметь в виду, что все вышесказанное относится к тому случаю, когда есть несомненная опасность.Но в ситуации, где существует лишь вероятность опасности, и есть перед нами не-еврей или ребенок, которые могут сделать нужное нарушение быстро — несомненно, следует постараться сделать так, чтобы нарушение было совершено ими (несмотря на то, что еврею тоже разрешено нарушать Шабат в такой ситуации).

3. В ситуации возможной опасности также разрешается нарушать Шабат. Например, если, не дай Б-г, обвалился дом и существует вероятность, что под обвалом есть еврей, или если там точно есть еврей, но нет уверенности в том, что есть шанс его спасти (и также в ситуации, когда есть опасность, но, возможно, действия по спасению уже предпринимаются другим человеком) — в любом случае нужно пытаться спасти еврея даже посредством нарушения Шабата. И даже если в итоге окажется, что нарушение не привело к спасению — действия, направленные на спасение расцениваются как заповедь, а не как нарушение9.

4. И также разрешено любое действие, которое, возможно (а не точно), требуется для спасения больного. И поэтому, в случае если нет врача — разрешено делать все, о чем известно, что это иногда помогает от этой болезни (а если есть там тот, кто немного понимает в лечении — следует посоветоваться с ним. Но следует советоваться именно с тем, кто знаком со святостью Шабата, а не с тем, кто не знаком и, возможно, будет пренебрегать этой святостью без нужды)10.
И также нельзя задерживаться, чтобы советоваться с раввином или с врачом-специалистом о том, считается ли положение больного опасным, кроме случая, когда близкая опасность не представляется вероятной — тогда можно советоваться11.

5. Если есть врач, который оценивает состояние больного как опасное или возможно опасное, и говорит, что некое лекарство или определенная терапия требуются для его лечения — тогда, несмотря на то, что другой врач не согласен с первым, и утверждает, что нет опасности — следует прислушаться к первому врачу и выполнять то, что он говорит, так как угроза вероятна. Но если два врача исключают необходимость лечения, а третий с ними спорит — не слушаем его (смотри следующий параграф). А когда двое говорят, что нужно лечить, а трое или больше говорят, что нет — можно положиться на мнение двоих, чтобы лечить больного, так как мнение двух против многих создает сомнение [которое толкуется в сторону устрожения, а мнение одного не рассматривается вовсе]12.

6. В случае, когда большинство врачей говорят одно, а некий врач, который является большим специалистом, чем входящие в большинство, спорит и утверждает обратное — следует идти или за большинством, или за специалистом-одиночкой — в зависимости от того, кто утверждает, что лечить необходимо13.

7. Однако в случае, когда врачи согласны, что нет нужды в лечении, но сам больной чувствует, что оно ему необходимо — следует делать, как говорит больной (это именно в случае, когда спор относительно состояния больного, но если спор про правила лечения — тогда мнение больного не принимается во внимание14.

8. Разрешено нарушать Шабат чтобы спасать зародыш (эмбрион), даже в случае если не наблюдается никакая опасность для матери — нужно нарушать Шабат сразу15.

9. Даже в случае, когда ясно, что невозможно спасти человеку жизнь, а можно лишь продлить ему ее на некоторое время, и даже если это лишь вероятность — нарушают Шабат ради этого продления жизни16.

10. С другой стороны, даже если на данный момент состояние больного не является опасным, но его положение таково, что если им не будут заниматься, то, возможно, его состояние ухудшится и станет опасным — тогда разрешено, и даже заповедано заниматься его лечением, чтобы не дать ему войти в опасное состояние.

11. Все-таки разрешается выполнять только такие работы, запрещенные Торой, от которых, возможно, зависит выздоровление, или они укрепят его тело и иммунную систему, чтобы он смог противостоять опасности. Но другие вещи (запрещенные Торой), если нет никакой опасности в откладывании их на после Шаба-та, будут запрещены еврею в Шабат17. И также в случае, когда опасность не наступает сразу и возможно сделать нарушение измененным способом — нужно так сделать, потому что Шабат лишь отодвигается в случае опасности, но не отталкивается полностью18. И также если врачи говорят, что нужно лечить или оперировать, но не принципиально делать это срочно — следует подождать и осуществить это после Шабата.

12. Если известно перед Шабатом, что требуется делать запрещенные работы для спасения жизни еврея — то те работы, которые возможно сделать накануне Шабата — нужно сделать тогда, и таким образом не доводить дело до нарушения Шабата, ведь оно не является необходимым.

13. Разрешается зарезать животное или птицу, варить и разогревать еду для нужд больного даже в том случае, когда уже есть приготовленное и разогретое некошерное мясо. У этого закона несколько причин: одна из них состоит в том, что может быть больной узнает, что еда не-кошерная, и она станет ему противна, в результате чего он не станет ее есть, или его вырвет, и из-за этого он подвергнется дополнительной опасности19.

14. Что касается вопроса о нарушении Шабата для спасения жизни нееврея, то в нем имеются многочисленные детали, ситуации могут быть разные, поэтому следует выяснить у компетентного раввина как вести себя относительно этого вопроса в целом, а также в частных случаях.

Практические выводы из вышесказанного

1. Если у больного действительно высокая температура, или она не столь высока, но сопровождается ознобом,то состояние больного считается «возможно опасным» и разрешается нарушать Шабат чтобы его лечить20. Однако, в отношении того, у кого уже был диагностирован грипп, даже очень высокая температура не является признаком возможной опасности, и если нам точно известно, что он болен гриппом, то мы должны считать его неопасным больным21. Измерение температуры электронным термометром запрещено Торой и разрешается только в ситуации опасности. (Ртутный термометр запрещен только мудрецами, так как в Шабат нельзя производить измерения. Разрешается измерить температуру только если это нужно для заповеди или для здоровья. Сбивать термометр также разрешается, если нужно пользоваться им22.

2. Обезвоживание, обморок, крайне сильные боли в животе, укус змеи, собаки или скорпиона, глотание химического вещества — все это и подобное этому следует рассматривать как возможную опасность и спасать даже посредством нарушения Шабата евреем, пока нам не станет известно, что в данном случае нет опасности для жизни.

3. Перелом руки или ноги, если он открытый или есть сдвиг частей кости, считается опасностью. Возможный перелом в черепе тоже считается опасностью. В этих ситуациях нужно сфотографировать и зафиксировать перелом даже при помощи еврея (но если перелом неопасный — нельзя делать снимок и фиксировать даже с помощью нееврея). Просить нееврея помочь-можно лишь в том случае, когда есть опасность для органа, в котором произошел перелом, или если это причиняет больному боль во всем теле, или в случае «неопасно больного» (определение будет дано ниже)23.

4. Разрешено нарушать Шабат чтобы спасти того, у кого болят глаза, так как любая болезнь глаз может быть опасна для сердца и для всего тела. И поэтому если глаза сильно кровоточат или слезятся, или если есть в них серьезное воспаление или жжение — такие случаи включаются в это разрешение. Но это именно в том случае когда все начинается этими симптомами, а если болезнь заканчивается и присутствуют симптомы слезливости (или если глаза слезятся просто из-за аллергии24, то больной рассматривается как «неопасный», и закон о нем будет разъяснен ниже25.

5. Любая болезнь и сильная боль внутри, а именно от зубов и внутрь (и также сами зубы, ведь если они болят действительно сильно — возможно, что причина в воспалении корня зуба, а это считается как «возможная опасность»), все время пока не будет у нас информации от врача (или надежной общеизвестной информации), что данное состояние не является опасным, даже если оставить болезнь без немедленного вмешательства — мы относимся к состоянию больного как к опасному, и обязаны лечить его даже нарушая Шабат по Торе. И это именно из-за потери функциональности или сильной необъяснимой боли в определенной части тела. Но в случае простого недомогания мы не считаем этого человека опасно больным, за исключением ситуации, когда есть особая причина для этого (например, признаки жара, инфекции и т.п.), которые пробуждают подозрение на опасность26.

6. Если маленький ребенок находится один в комнате, и дверь в комнату захлопнулась, а открыть ее можно только нарушив Шабат, наши мудрецы постановили, что такая ситуация считается опасной для ребенка (так как иногда он может подвергнуть себя опасности, несмотря на то, что родители его успокаивают с другой стороны двери), и при отсутствии нееврея разрешено также и еврею делать работу и открывать дверь.

7. Больной, которого, согласно заключению врача, следует срочно оперировать в Шабат, а он хочет посоветоваться с еще одним врачом-специалистом — разрешено ему позвонить второму врачу, поскольку это рассматривается как «еще лучшее лечение»27. Таким же образом, если он хочет пройти операцию или другое лечение в более современной или специализирован-нойклинике — разрешено ему ехать для этого туда. Однако если преимущество второй больницы для него только в экономии денег — ехать не разрешается, так как нет в этом «еще лучше лечения»28. И все же, даже если финансовая проблема полностью препятствует ему пройти лечение в ближайшей больнице — поездка рассматривается как лечение.

8. Роженица считается находящейся в «опасном положении», и разрешается для ее нужд нарушать Шабат. Но, поскольку обычно роды проходят без осложнений, то нет большой опасности для нее,и поэтому ясно (смотри выше: глава 1, пункт 2), что везде, где можно сделать необходимое нарушение посредством нееврея, или, по крайней мере, измененным способом — нужно делать именно так. И когда приблизится предполагаемая дата родов — желательно, по возможности, максимально подготовить до Шабата все, что требуется для родов, чтобы не понадобилось нарушать Шабат29.

Начиная с первого этапа родов, и потом,после момента, когда роженица не может идти сама, без помощи — для такой женщины разрешено еврею нарушать Шабат вплоть до истечения трех дней после родов30. (А возможно, что до истечения семи дней после родов — если так скажет врач, или если она чувствует, что в опасности, разрешено нарушать Шабат для нее. Но после этого, если нет информации о каком-нибудь определенном осложнении или болезни, женщина не считается опасно больной, и все ее нужды разрешено делать только посредством нееврея, в соответствии с законом о неопасном больном31.
А относительно мер, с которыми до определенной степени можно подождать, как, например, поездка в больницу, или вызов акушерки — разрешено их предпринимать, начиная с регулярных родовых схваток, т.е. когда схватки происходят примерно каждые 15-20 минут32. Это, разумеется, общие указания, и в каждом случае нужно принимать в расчет условия места и времени — со всем, что может повлиять на роды.

Неопасно больной

1. В случае, где ясно, что болезнь не опасна, или, по крайней мере, нет опасности в том чтобы задержать лечение до исхода Шабата, запрещено больному, а также другому еврею нарушать запрет Торы для нужд лечения33.

2. И даже если есть риск потерять орган тела — не разрешается нарушить запрет Торы для предотвращения этой опасности, при условии, что ясно нам из слов врачей, что нет опасности распространения инфекции по всему телу в результате потери этого органа, или какой-то другой опасности в связи с этим (там же).

3. Но запреты мудрецов не распространяются на ситуацию болезни, и разрешено их нарушать даже еврею: если есть опасение потерять орган (или ослабить его постоянное функционирование)34 — разрешено нарушать запреты мудрецов даже обычным способом. Однако в том случае, если такого опасения нет — то нарушать запрет мудрецов можно только измененным способом (но если невозможно сделать измененным способом — то разрешается и обычным35). Некоторые великие законоучителя разрешают еврею-нарушать запрет Торы для неопасного больного измененным способом если нельзя найти нееврея. И в случае, когдав этом есть большая нужда, можно на них положиться36.

И также для неопасного больного разрешается просить нееврея сделать запрещенную работу, что в обычной ситуации не разрешается37. Запрет переносить «мукцэ»38 также разрешается для больного. А есть те, которые говорят, что это можно делать только измененным способом39.

4. Все эти вещи разрешаются только для «человека, который слег в кровать». Имеется в виду, что он не может продолжать функционировать и ходить так же, как раньше. Или когда эта болезнь настолько сильна, что больной чувствует, что все его тело болит. Но в случае, когда больной функционирует в состоянии близком к обычному, а боль чувствует только в определенном органе тела — в таком случае не разрешается нарушать запрет Торы даже при помощи нееврея40.
Однако попросить у нееврея нарушить запрет мудрецов разрешено в любом случае существенных болезненных ощущений. Но если у больного только легкое недомогание, то и это запрещено41.

5. В запрет просить нееврея нарушить запрет мудрецов для неопасного больного входит также и само занятие лечением, так как мудрецы запретили человеку с некоторым недомоганием принимать лекарство или лечиться другим обычным способом. Причина этого запрета в том, что во времена мудрецов Мишны больной, который обращался к врачу с просьбой обследовать его и определить, что с ним, получал от врача не только диагноз, но и указания насчет того, какие травы и каким образом нужно приготавливать для лечения. И больной или его семья (а иногда и сам врач) приготавливали лекарство самостоятельно, путем измельчения (перемалывания) трав. Это перемалывание запрещено Торой, поэтому мудрецы запретили принимать лекарства в Шабат из-за опасения, что человек из-за спешки (паники) нарушит запрет измельчать.

Постановление трактуется расширительно и включает в себя не только принятие лекарства, но и любое другое лечение, например массаж и т.д., если оно может вылечить от такой болезни. Но на лечение, которое не поможет излечиться, и лишь облегчает страдания, постановление не распространяется, и оно разрешено42.

6. Как было сказано, лечение запрещено в ситуации недомогания и небольшой боли, но разрешено в ситуации болезни, даже когда нет опасности43.

7. Все это сказано про прием лекарства, про еду, которую у здоровых людей не принято есть, или про совершение действий, которые определяются как явное лечение. Но еда, которую здоровые люди иногда едят, и совершение действий, которые делают и здоровые люди тоже, не включается в постановление мудрецов, поскольку не очевидно, что это действие делается для лечения.

Поэтому тому, у кого легкая зубная боль, разрешено пить спиртные напитки, чтобы при помощи алкоголя немного успокоить эту боль. Но-прополоскать рот водкой или уксусом, а потом выплюнуть запрещено, так как это лечение44.

8. В местах, где принято у некоторых здоровых людей пользоваться грелкой — разрешено тому, у кого болит спина или живот, пользоваться грелкой, ведь в таких местах это не считается лечением.

Практические детали, связанные с неопасно больным

1. Разрешается неопасно больному человеку обратиться к нееврею, что бы он заботился о его нуждах и совершал любые действия, которые требуются для него. Например, сделать рентгеновский снимок, наложить гипс, зажечь свет, отвезти на машине или на лифте, или любое другое действие, которое требуется.

2. Если можно подождать до исхода Шабата и больной не будет страдать от этого и у него не будет ухудшения — нельзя нарушать Шабат для него даже при помощи нееврея45.

3. Тому, у кого болит голова, живот, горло или что-нибудь другое, разрешено принимать таблетки, сироп или другое лекарство, только если он чувствует, что все его тело болит, или он вынужден лежать (из-за боли). И даже если до этого еще не дошло, но он заболеет в том случае если не примет лекарство — разрешено ему (сразу) принять лекарство. Еда, которую иногда едят здоровые, разрешена, даже если она облегчает эти боли.

4. Разрешено разрезать таблетку на две части. Также разрешено взять лекарство в форме порошка и подготовить его к употреблению, растворив в воде. Но нужно открывать его осторожно, чтобы не порвать буквы на упаковке46.

5. Больной диабетом, которому нужно попасть на лечение к врачу в Шабат, должен посоветоваться с раввином, можно ли ему это делать и если можно, то каким образом выходить на улицу в Шабат, когда там нет эрува (огражденной шабатней территории).

6. Испытывающему недомогание, но не являющемуся больным, которому врач предписал принимать лекарство на протяжении нескольких дней, и среди них выпал Шабат, а однодневное прерывание лечения может нарушить положительное влияние лекарства — законодатели разрешили ему продолжать принимать таблетки в Шабат47.

7. И также человеку, который плохо себя чувствует и подозревает, что, возможно, ему понадобится принять лекарство в Шабат для улучшения самочувствия, можно посоветовать до Шабата смешать лекарство (таблетки, капли или сироп) с водой или другой жидкостью так, что бы не было видно, что там есть лекарство, и, таким образом, это выглядит как просто питье (так же это напомнит ему, что запрещено облегчать без необходимости, ведь разрешили делать это именно накануне Шабата48.

8. Рану без подозрения на инфекцию и т.п., и не сильно болезненную (в такой степени, что человек не считается больным, см. выше главу 3 пункт 4) нельзя лечить в Шабат путем принятия таблеток, намазывания мази (см. ниже пункт

9), йода, и т.п. Однако дезинфицировать раны жидким мылом разрешено (по мнению большинства законоучителей, которые разрешают пользоваться жидким мылом в Шабат) при условии, что он не будет пользоваться ватой или губкой, которые выжимаются при использовании.

Останавливать кровотечение разрешено в любой ситуации, даже когда оно очень слабое и не считается болезнью, но нельзя давить слишком сильно — иначе, несомненно, из тела выйдет кровь.
Перевязка раны готовой повязкой без мази или лекарства разрешена, но нужно следить за тем, чтобы не завязывать и не приклеивать ее кончик, а следует засунуть его внутрь намотанного49.

9. Несмотря на то, что запрет мудрецов принимать лекарство в отношении больного не действует, пользование мазью запрещено Торой, поскольку это производнаяот работы «соскабливание кожи», поэтому запрещено использовать мазь для неопасного больного. Но если человек болен или у детей наблюдается раздражение кожи, то можно положить мазь на нужное место, не размазывая, и она впитается сама.

10. Новорожденные и маленькие дети считаются неопасными больными относительно их основных нужд50. Поэтому когда у них не хватает необходимой еды разрешено сказать нееврею, чтобы он сварил для них (Хазон Иш добавляет, что нужно быть осторожным и не изменять привычный рацион младенца, так как любое изменение может его ослабить, не дай Б-г). И также, когда дома темно и детям страшно, разрешено сказать нееврею, чтобы он включил свет. До какого возраста ребенок считается маленьким? Здесь нет общепринятого мнения, и возрастна-яграница меняется в зависимости от конкретного вопроса (еда, свет и т.д.)51. Старый и слабый человек также считается неопасным больным, и следует посоветоваться с врачом, а потом с раввином в каждом конкретном случае52.

11. В холодных странах, таких как Россия, если в холодное время года забыли организовать отопление (включить радиатор, растопить печь) — законоучителя53 приравнивают такое положение к болезни и разрешают сказать нееврею, чтобы он растопил печь. Есть некоторые авторитеты, которые считают, что в местах, где летом очень жарко и не включили кондиционер, закон такой же — можно сказать нееврею, что бы он его включил.

12. Витамины, таблетки кальция, фолиевая кислота, и другие виды препаратов, которые люди принимают, чтобы улучшить свое здоровье — считаются лекарством с т.з. запрета принимать лекарство в Шабат тому, кто не болен. Но есть те, кто разрешает в случае, если человек не чувствует слабости или боли и принимает витамины только для общего укрепления и для улучшения функционирования иммунной системы. Например, здоровые дети, которые принимают витамин С в зимнее время. И тем более пищевые добавки разрешены здоровому человеку54. И в любом случае, когда это нужно, как для взрослого, так и для ребенка — желательно посоветоваться с раввином относительно конкретного случая.

13. Нельзя заниматься физическими упражнениями, физкультурой (гимнастикой) или тренироваться на тренажере55. А в книге «Шмират Ша-бат ке-Илхата» написано, что можно разрешить выполнение простых упражнений руками). Также запрещено бегать с целью оздоровления56. Ходить с целью оздоровления нельзя, если видно по способу ходьбы, что это делается для оздоровления, но если ходьба выглядит обычной — то можно облегчить57.

14. Затыкание ушей ватой, чтобы в них не заходил холодный воздух, не считается лечением и разрешено при условии, что уже есть оторванный подходящий кусок ваты. И можно засовывать вату в ухо с силой, но нельзя придавать вате нужную для этого форму58.

В этой статье собраны лишь самые основные законы, и мы закончим словами наших мудрецов из трактата «Эрувин» (54а) «Сказал рав Йеуда от имени раби Хии: “Смотри, Вс-вышний — не как человек. Когда человек дает лекарство другому — некоторые органы оно лечит, а другие страдают от этого лекарства. Но Святой, благословен Он, не таков. Дал евреям Тору — лекарство, которое дарует жизнь всему телу, как сказано (Мишлей 4:22): “Всю его плоть лечит”. Да будет Его воля, чтобы в заслугу изучения Торы и укрепления в ее соблюдении дорогие читатели удостоились здоровой, радостной и счастливой жизни и вместе с ними весь народ Израиля”.


1 Ваикра 18-5.

2 “Йома” 85б.

3 Рамбам, “Законы Шабата” глава 2 алаха 3.

4 “Мишна Брура” прим. 6 на “Шулхан Арух” “Орах Хаим”, глава 328 параграф 12.

5 Рамо там же, от имени ашкеназских законодателей.

6 Это мнение “Шулхан Аруха”, основанное на выше приведенной алахе Рамбама.

7 “Кицур илхот Шабат”, алаха 13, на основании решения “Шулхан Арух а-Рав”.

8 “Каф а-Хаим”.

9 “Шулхан Арух” там же, параграф 15.

10 Рамо, параграф 10.

11 “Шулхан Арух”, там же, параграф 2.

12 “Биур Алаха” там же, “Шулхан Арух”, глава 618.

13 Смотри “Шмират Шабат ке-илхата”, глава 32 примечание 22.

14 “БиурАлаха” на “Шулхан Арух”, глава 328 параграф 9.

15 “Шмират Шабат ке-илхата” 36-2.

16 “Шулхан Арух” 329-4.

17 Мишна Брура», глава 328, параграф 4.

18 «Мишна Брура», пункт 39 от имени большинства ришоним.

19 «Шулхан Арух» и «Мишна Брура» там же, параграф 14.

20 «Шулхан Арух» там же, параграф 7.

21 «Орхот Шабат», глава 20, параграф 45.

22 Там же, 168.

23 «Орхот Шабат».

24 Респонсы «Шевет а-Леви».

25 «Шулхан Арух» там же, параграф 9.

26 «Шулхан Арух» и «Мишна Брура», там же параграф 3.

27 «Хут Шани».

28 «Орхот Шабат».

29 «Мишна Брура», параграф 5.

30 См. главу 330 в «Биур Алаха».

31 «Шулхан Арух» там же, параграф 4.

32 «Орхот Шабат» 73-75.

33 «Шулхан Арух» там же, параграф 17.

34 «Орхот Шабат» 102.

35 «Шулхан Арух» и «Мишна Брура» там же.

36 «Шмират Шабат ке-илхата» глава 33 примечание 17, см. также «Кицур Илхот Шабат» глава 44 пункт 11.

37 «Шулхан Арух» там же.

38 Вещи, использование которых может привести к нарушению Шабата.

39 «Мишна Брура» 58.

40 «Шулхан Арух» и «Мишна Брура» там же.

41 «Шулхан Арух» глава 307 параграф 5.

42 См. «Шулхан Арух» и «Мишна Брура» там же, параграф 43.

43 «Шулхан Арух» и «Мишна Брура» там же, параграф 17. А относительно того, требуется ли делать это измененным способом, см. книгу «Орхот Шабат» глава 20 примечание 177.

44 «Шулхан Арух» и «Мишна Брура» там же, параграф 32.

45 «Мишна Брура» там же, параграф 46.

46 «Орхот Шабат» 122.

47 Там же, примечание 179.

48 «Орхот Шабат» 131.

49 Там же 171 и далее, см. там 179 относительно пользования пластырем.

50 Рамо глава 276 и «Мишна Брура».

51 «Орхот Шабат» 114.

52 Там же 115.

53 «Шулхан Арух» глава 276 параграф 5.

54 См. «Орхот Шабат» 137-9 и в примечаниях мнения великих законодателей.

55 Там же 159.

56 См. «Орхот Шабат» 161.

57 См. там же примечание 224.

58 Там же 152.

Из журнала «Мир Торы»


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Cмысл изгнаний

Рав Берл Набутовский

Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.