Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Талмуд объясняет, что в этот момент Всевышний свернул наподобие свитка всю Эрец Исраэль и положил ее под спящего Яакова. Таким образом, она целиком была включена в эту клятву, и поэтому потомки Яакова смогли в будущем ее завоевать.

Как мог такой маленький и не имеющий боевого опыта народ-кочевник столь успешно воевать против численно пресвосходящих его и, на первый взгляд, более могущественных народов? Мудрецы говорят, что евреям помогало благословение, которое Всевышний дал Яакову за несколько сотен лет до описываемых событий. Когда Яаков шел из Беэр-Шевы в Харан, он заночевал на месте будущего Храма и увидел пророческий сон, в котором Б-г поклялся ему: «Землю, на которой ты лежишь, Я отдам тебе и твоему потомству» (Берешит 28:13). Талмуд объясняет, что в этот момент Всевышний свернул наподобие свитка всю Эрец Исраэль и положил ее под спящего Яакова. Таким образом, она целиком была включена в эту клятву, и поэтому потомки Яакова смогли в будущем ее завоевать. Данное Б-гом обещание стало существенным дополнением к завету, заключенному с Авраамом, ибо без активного вмешательства свыше для завоевания Эрец Исраэль потребовалось бы слишком много времени, человеческих жертв и материальных трат.

Еще одно доказательство активной заинтересованности Создателя в благоприятном исходе завоевания Эрец Исраэль приводит мидраш, объясняя стих: «Вот земля, которая упадет вам в наследие» (Бемидбар 34:2). Мидраш рассказывает, что Б-г сбросил с неба ангеловпокровителей семи народов Ханаана, связал их перед Моше и заявил: «Смотри, теперь они совершенно беспомощны». Тем самым Он прервал духовную линию жизни этих племен, обрекая их на поражение.

Иерихо: ключ к будущему

Иерихо был «столицей» зла. Ему не было равных в мерзости и разврате. Даже запоры на городских воротах были укреплены с помощью колдовства. Все семь ханаанских народов объединились для защиты этого средоточия нечистоты. Они разместили оборонительные отряды по всему периметру крепостной стены. Каждое из семи племен призвало на помощь дьявольскую магию и своих богов.

Взятие Иерихо

Проведя евреев через Иордан и тем самым показав Свою власть над водами, Б-г Израиля счел необходимым продемонстрировать, что и земля покорна Его воле. Подтверждением Его всемогущества стала блестящая победа еврейского народа над жителями Иерихо. Город был прекрасно укреплен. Казалось, взять его невозможно. Семь дней подряд армия израильтян обходила строем мощные городские укрепления. Впереди шли отряды из колена Реувена, Гада и Менаше. Далее шествовали семь коэнов, трубивших в бараний рог, а вслед за ними несли Ковчег Завета. Потом шли полки всех остальных колен, включая левитов. Завершали строй солдаты из колена Дана. В седьмой день — Шабат — евреи под трубные звуки шофаров обошли город семь раз. И вдруг гигантские и неприступные каменные стены Иерихо рухнули, не оставив после себя даже развалин, и евреи с победным кличем ринулись на решающий штурм. Город был полностью разрушен.

Молитва Алейну Лешабеах

Взятие Иерихо вошло в историю. В память о чудесном вмешательстве Б-га и Его решающем вкладе в победу были сочинены особые молитвы и хвалебные гимны. Наиболее известна среди них первая часть молитвы Алейну Лешабеах («Нам надлежит восхвалять…»), которую Иеошуа составил и впервые произнес в тот памятный день. Он сочинил ее в предвидении чуда и, как сообщает традиция, повторял текст в прямом и обратном порядке, пока обходил стены города, размышляя над тайным смыслом отдельных буквенных сочетаний. Позднее рабби Иоханан бен Заккай включил Алейну Лешабеах в число ежедневных молитв. Эта молитва охраняла еврейский народ после разрушения Второго Храма, когда силы зла и нечистоты вновь стали угрожать ему. В ней провозглашается безраздельная власть Б-га — Его всесилие и абсолютное Единство. Если эту истину произносить во всеуслышанье, силы зла будут скованы и уничтожены. Они не смогут питаться высшей энергией, которая порождается еврейской молитвой. Рабейну Ай Гаон пишет:«Никакая другая хвала Творцу не может сравниться с этой. Она возвышается над всеми другими хвалебными молитвами». Алейну надо читать с благоговением и сосредоточенностью, поскольку, как учит нас традиция, небесные воинства внимательно прислушиваются к молитве человека. Когда ангелы хором вторят ему: «Счастлив народ, утверждающий Единство Царства небесного. Счастлив народ, у которого Ашем — Б-г его» (Теилим 14:15), Всевышний внемлет им.

Семь лет войны

Несмотря на очевидную помощь Всевышнего, евреям пришлось воевать еще целых семь лет. Им удалось разбить тридцать одного ханаанского царя и овладеть значительной частью Эрец Исраэль. Однако лишь колена Иеуды, Эфраима и часть колена Менаше сумели полностью выкорчевать языческую нечистоту на занятых ими территориях.

Десять побед

В Писании дважды употребляется фраза «… когда Б-г приведет тебя в землю» (Шмот 13:5,11). Но между этими стихами есть одна разница. В первом случае слово «приведет тебя» содержит немой йуд, который отсутствует во втором стихе. Мудрецы учат, что буква йуд, численное значение которой равно десяти, указывает на десять блестящих побед, одержанных армией Иеошуа в Иерихо, Ае, Гивоне, Македе, Ливне, Лахише, Эглоне, Хевроне, Двире и Мероне. Второй стих, где этот йуд отсутствует, имеет в виду эпоху Машиаха, которая положит конец всем войнам.

Песнь победы

После победы над аморитами, когда солнце и луна остановились в небе, чтобы евреи успели завершить разгром врага, Иеошуа сочинил хвалебную песнь Творцу:

Как многочисленны дела Твои, Ашем, как велики и могучи Твои поступки. Кто может сравниться с Тобою …?
С благодарностью к Тебе я пою. Ты сила моя. Все цари мира склоняются перед властью Твоею…
Мы верили Тебе, Б-же, и Ты дал нам убежище в крепости Своей, защитил нас от наших врагов…
Без стыда мы воззвали к Тебе. Мы верили в Тебя, и Ты дал нам избавленье…
Луна и солнце застыли на небосводе, когда Ты Обрушил ярость Свою на врагов наших, наказав их Своим строгим судом…
В гневе уничтожил их яростью Своею…
Ты спас нас, дал избавленье от врагов наших и уничтожил их среди нас…
Так пусть же все враги Твои погибнут, пусть нечестивые разлетятся, как солома на ветру.

Семь лет освоения

За семилетним периодом завоеваний последовали семь мирных лет. Каждое колено поселилось на отведенной ему территории, каждая семья получила надел для постройки дома и ведения хозяйства. Евреи были настолько поглощены своими мирными заботами, что когда скончался их вождь Иеошуа бин Нун, они не почтили его память подобающим образом.

Моше наделил землей колена Реувена, Гада и половину колена Менаше, которые предпочли поселиться в Заиорданье. Иеошуа расселил колена Иеуды, Эфраима и вторую половину колена Менаше. Перед смертью он обозначил границы территорий остальных колен, хотя им удалось вступить во владение своими землями лишь спустя некоторое время. В результате была ликвидирована опасность пограничных споров и исключена вероятность «личных» завоеваний. Границы были обозначены с помощью кустов, называемых хацува, которые особенно удачно подходили для этой цели, поскольку их корни глубоко и прочно врастают в землю.

с разрешения издательства Швут Ами


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»