Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Небесный суд вникает в каждую деталь прожитой жизни и особенно строго судит за грех злоречия»Рав Ицеле Петербургер
В женской психике присутствуют ориентированные на партнерство душевные качества, подходящие для семейной жизни; однако такие качества отсутствуют в мужской психике, и поэтому она по своей природе не отвечает требованиям брака

Брак — это семейное партнерство, которое объединяет мужчину и женщину на долгие годы. Чтобы сплотить их в рамках этого партнерства и чтобы правильно им управлять, каждый из них должен обладать психологической склонностью к связи с другим человеком и к зависимости от него. Обладают ли мужчина и женщина достаточными душевными качествами, которые облегчили бы им личностное объединение и консолидацию семьи? Это тем более важно в свете того, что брак по своей природе включает в себя рутину, обоюдное принуждение и продолжительное и существенное ограничение свободы, в то время как человек по своей природе стремится к свободе и независимости и склонен терять интерес к длительным рутинным процессам.

На этот вопрос можно дать однозначный ответ. В женской психике присутствуют ориентированные на партнерство душевные качества, подходящие для семейной жизни; однако такие качества отсутствуют в мужской психике, и поэтому она по своей природе не отвечает требованиям брака. Это — основной камень преткновения на пути мужчины и женщины, которые, несмотря на огромные различия между ними, решили соединить свои судьбы в рамках постоянной официальной связи.

Эту проблему мы можем распознать в нескольких часто встречающихся ситуациях. Почти каждый мужчина сразу же после свадьбы проходит через «кризис свободы». Он говорит себе: я думал, что после свадьбы все мои проблемы решатся, а сейчас я вижу, что брак — это еще одна проблема, которую я вынужден решать. Я должен рассказывать супруге, откуда я пришел и куда иду, я вынужден докладывать ей, что я делал и что собираюсь делать, и если этого не достаточно — она не забывает также спрашивать меня, о чем я думаю. После каждого разговора по телефону (а иногда во время разговора) она спрашивает меня: «С кем ты говорил? Что ты ему сказал?» А если я отвечаю, что ничего не сказал, тогда она желает знать, почему я ничего не сказал…

А супруга, когда замечает неудовольствие мужа, и видит, что его удивляет ее глубокий и искренний интерес к его жизни, думает про себя: что с ним случилось, он еще не осознал, что он женат? Он не знает, что мы — одно целое? Разве он не обращает внимания на то, что мне важно все с ним происходящее? Он не знает, что у него есть обязанности по отношению ко мне и ответственность за наши взаимоотношения?

В принципе, именно жена права, интересуясь делами мужа и расcпрашивая его о его телефонном разговоре: ведь в браке два человека берут на себя обязанности друг перед другом на десятки лет вперед. Они живут в одном доме, у них общие финансы, общие дети и потомки, и они находятся в плотном и постоянном эмоциональном взаимодействии. Не будем забывать, что они, в общем-то, одна душа!

Более того. Жена чувствует, что она «привязана к мужу»: она носит на пальце кольцо, которое символизирует связь между ними, она носит его фамилию и, зачастую, считается с его мнением. Она предполагает, что отсутствие с ее стороны интереса к жизни и делам мужа свидетельствовало бы о слабости их связи. Она сама обижается, если ей кажется, что муж ею не интересуется, и получает удовольствие, когда он расспрашивает о том, что с ней происходит. Поэтому для того чтобы хранить и усиливать связь между ними, она каждый день заваливает его вопросами.

А муж, выражая свое неудовольствие и раздражаясь необходимостью удовлетворять ее любопытство, неправ. У него отсутствуют те партнерские качества, которыми обладает жена, и поэтому он считает, что она сует нос в чужие дела.

Наши мудрецы (Пиркей дераби Элиэзер 13) прекрасно выразили партнерское достоинство женщины, когда описывали причину, по которой Ева накормила мужа, Адама, плодом Древа Познания, после того как сама его попробовала и узнала, что поевший от него умрет. «Сказала она: может быть, я сейчас умру, и Всевышний сделает другую женщину и даст Адаму. Но нет, я заставлю его съесть вместе со мной. Если мы умрем — умрем вдвоем, если выживем — выживем вдвоем. И взяла, и ела от плодов Древа, и дала его плоды мужу, чтобы он ел с ней».

Партнерское начало, которое присутствует в женщине и отсутствует в мужчине, раскрывается в еще одном аспекте. Всем известен факт, что женщины, как правило, разговаривают больше мужчин. Психологическая склонность женщины к разговорам больше подходит принципу партнерства в браке и больше способствует созданию взаимоотношений, нежели молчание мужа. Ведь человек отличается от животного именно способностью к речи, которая связывает людей. А когда люди ссорятся и ругаются, самое явное выражение расставания и отсутствия связи между ними — это молчание и игнорирование. Вначале поссорившиеся кричат друг на друга, но потом они выражают свои чувства молчанием — они прекращают разговаривать друг с другом иногда на многие дни и даже годы. Поссорившиеся люди чувствуют эмоциональное отвращение друг к другу, и они еще больше отдаляются и обрывают связь между собой тем, что прекращают разговаривать. Об этом прекрасно сказал рав Меир Хадаш: «Нет крика подобного крику молчания». Так учит нас и Тора: отсутствие речевой связи создает разделение между людьми. Когда люди объединились для негативной цели строительства Вавилонской башни, Всевышний перемешал их языки так, что они не могли общаться между собой как следует; и это привело к разобщению людей и к разделению между ними. Зная, что речь соединяет людей, мы не будем удивляться, что женщина, которой даны духовные качества для связи и партнерства, говорит не только для того, чтобы передать информацию или попросить что-то, но, в основном, потому, что потребность говорить заложена в ее личности. Чтобы начать и осуществить процесс консолидации семьи через общение.

Из книги «Еврейский дом»

C любезного разрешения организации «Мишпаха кеАлаха»


Общее объяснение смысла ритуальной нечистоты (тумы)

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Почему Всевышний дал заповедь остерегаться ритуальной чистоты? Гармония как цель жизни.

Секрет еврейской женственности 6. Таинственные воды

Теила Абрамов,
из цикла «Секреты еврейской женственности»

Переход от статуса ритуальной нечистоты к статусу очищения должен быть освящен Всевышним. Для этого служит миква, в которую окунаются еврейские женщины. Кроме практической пользы, от посещения миквы есть и польза эмоциональная.

Что такое миква?

Рав Арье Каплан

Как выглядит миква и как она устроена?

Окаймленная лилиями 5. Значение чистоты семьи безмерно

Рав Норман Лем,
из цикла «Окаймленная лилиями»

Чистоте семьи даже больше, чем остальным заповедям, включая изучение Торы, мы обязаны сохранением народа Исраэля. Строительство миквы предшествует строительству синагоги и приобретению свитка Торы и всем остальным повелениям.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот.ру

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Секрет еврейской женственности 7. Немного математики

Теила Абрамов,
из цикла «Секреты еврейской женственности»

Во время «нечистого» периода запрещена не только супружеская близость, но и объятия, поцелуи и другие выражения близости. Начало периода ритуальной нечистоты зависит от нескольких факторов и может быть вычислено при помощи несложной формулы.

Секрет еврейской женственности 8. Беременность и роды

Теила Абрамов,
из цикла «Секреты еврейской женственности»

После рождения ребенка женщина становится «нидой», то есть, ритуально нечистой. Это накладывает отпечаток на ее отношения с мужем. Кроме технических подробностей, надо помнить, что ребенок — это радость в доме и воплощение самой первой заповеди Торы.

Окаймленная лилиями 6. Устойчивость супружеской жизни

Рав Норман Лем,
из цикла «Окаймленная лилиями»

Секрет еврейской женственности 5. Чтобы сердце любило сильнее

Теила Абрамов,
из цикла «Секреты еврейской женственности»

Все мы хотим, чтобы наша семья стала тесным союзом. Но как достичь такой близости? И как сохранить ее на протяжении всей жизни? Человеку свойственно «уставать» от привычного. По сути, одна из главных причин стремительного роста разводов в наше время — простое пресыщение. Муж и жена теряют интерес друг к другу, жалуясь, что не находят друг в друге ничего нового.

Кицур Шульхан Арух 162. Законы окунания в микву

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Чтобы понять и постичь 30. Как смотрит иудаизм на взаимоотношение полов?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Отношения между полами предписаны Торой. Но злоупотреблять ими, подчиняясь каждому сексуальному импульсу, не нужно. Самоконтроль в этой сфере должен быть повседневным.

Окаймленная лилиями 8. Святость времени

Рав Норман Лем,
из цикла «Окаймленная лилиями»

Женщина обязана также, в равной мере с мужчиной, исполнять определенные повелевающие заповеди: любить Всевышнего и благоговеть перед Ним, уважать отца и мать