Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В женской психике присутствуют ориентированные на партнерство душевные качества, подходящие для семейной жизни; однако такие качества отсутствуют в мужской психике, и поэтому она по своей природе не отвечает требованиям брака

Брак — это семейное партнерство, которое объединяет мужчину и женщину на долгие годы. Чтобы сплотить их в рамках этого партнерства и чтобы правильно им управлять, каждый из них должен обладать психологической склонностью к связи с другим человеком и к зависимости от него. Обладают ли мужчина и женщина достаточными душевными качествами, которые облегчили бы им личностное объединение и консолидацию семьи? Это тем более важно в свете того, что брак по своей природе включает в себя рутину, обоюдное принуждение и продолжительное и существенное ограничение свободы, в то время как человек по своей природе стремится к свободе и независимости и склонен терять интерес к длительным рутинным процессам.

На этот вопрос можно дать однозначный ответ. В женской психике присутствуют ориентированные на партнерство душевные качества, подходящие для семейной жизни; однако такие качества отсутствуют в мужской психике, и поэтому она по своей природе не отвечает требованиям брака. Это — основной камень преткновения на пути мужчины и женщины, которые, несмотря на огромные различия между ними, решили соединить свои судьбы в рамках постоянной официальной связи.

Эту проблему мы можем распознать в нескольких часто встречающихся ситуациях. Почти каждый мужчина сразу же после свадьбы проходит через «кризис свободы». Он говорит себе: я думал, что после свадьбы все мои проблемы решатся, а сейчас я вижу, что брак — это еще одна проблема, которую я вынужден решать. Я должен рассказывать супруге, откуда я пришел и куда иду, я вынужден докладывать ей, что я делал и что собираюсь делать, и если этого не достаточно — она не забывает также спрашивать меня, о чем я думаю. После каждого разговора по телефону (а иногда во время разговора) она спрашивает меня: «С кем ты говорил? Что ты ему сказал?» А если я отвечаю, что ничего не сказал, тогда она желает знать, почему я ничего не сказал…

А супруга, когда замечает неудовольствие мужа, и видит, что его удивляет ее глубокий и искренний интерес к его жизни, думает про себя: что с ним случилось, он еще не осознал, что он женат? Он не знает, что мы — одно целое? Разве он не обращает внимания на то, что мне важно все с ним происходящее? Он не знает, что у него есть обязанности по отношению ко мне и ответственность за наши взаимоотношения?

В принципе, именно жена права, интересуясь делами мужа и расcпрашивая его о его телефонном разговоре: ведь в браке два человека берут на себя обязанности друг перед другом на десятки лет вперед. Они живут в одном доме, у них общие финансы, общие дети и потомки, и они находятся в плотном и постоянном эмоциональном взаимодействии. Не будем забывать, что они, в общем-то, одна душа!

Более того. Жена чувствует, что она «привязана к мужу»: она носит на пальце кольцо, которое символизирует связь между ними, она носит его фамилию и, зачастую, считается с его мнением. Она предполагает, что отсутствие с ее стороны интереса к жизни и делам мужа свидетельствовало бы о слабости их связи. Она сама обижается, если ей кажется, что муж ею не интересуется, и получает удовольствие, когда он расспрашивает о том, что с ней происходит. Поэтому для того чтобы хранить и усиливать связь между ними, она каждый день заваливает его вопросами.

А муж, выражая свое неудовольствие и раздражаясь необходимостью удовлетворять ее любопытство, неправ. У него отсутствуют те партнерские качества, которыми обладает жена, и поэтому он считает, что она сует нос в чужие дела.

Наши мудрецы (Пиркей дераби Элиэзер 13) прекрасно выразили партнерское достоинство женщины, когда описывали причину, по которой Ева накормила мужа, Адама, плодом Древа Познания, после того как сама его попробовала и узнала, что поевший от него умрет. «Сказала она: может быть, я сейчас умру, и Всевышний сделает другую женщину и даст Адаму. Но нет, я заставлю его съесть вместе со мной. Если мы умрем — умрем вдвоем, если выживем — выживем вдвоем. И взяла, и ела от плодов Древа, и дала его плоды мужу, чтобы он ел с ней».

Партнерское начало, которое присутствует в женщине и отсутствует в мужчине, раскрывается в еще одном аспекте. Всем известен факт, что женщины, как правило, разговаривают больше мужчин. Психологическая склонность женщины к разговорам больше подходит принципу партнерства в браке и больше способствует созданию взаимоотношений, нежели молчание мужа. Ведь человек отличается от животного именно способностью к речи, которая связывает людей. А когда люди ссорятся и ругаются, самое явное выражение расставания и отсутствия связи между ними — это молчание и игнорирование. Вначале поссорившиеся кричат друг на друга, но потом они выражают свои чувства молчанием — они прекращают разговаривать друг с другом иногда на многие дни и даже годы. Поссорившиеся люди чувствуют эмоциональное отвращение друг к другу, и они еще больше отдаляются и обрывают связь между собой тем, что прекращают разговаривать. Об этом прекрасно сказал рав Меир Хадаш: «Нет крика подобного крику молчания». Так учит нас и Тора: отсутствие речевой связи создает разделение между людьми. Когда люди объединились для негативной цели строительства Вавилонской башни, Всевышний перемешал их языки так, что они не могли общаться между собой как следует; и это привело к разобщению людей и к разделению между ними. Зная, что речь соединяет людей, мы не будем удивляться, что женщина, которой даны духовные качества для связи и партнерства, говорит не только для того, чтобы передать информацию или попросить что-то, но, в основном, потому, что потребность говорить заложена в ее личности. Чтобы начать и осуществить процесс консолидации семьи через общение.

Из книги «Еврейский дом»

C любезного разрешения организации «Мишпаха кеАлаха»


Современный термин «харедим» взят из слов пророка Йешаяу: «Слушайте слово Вс-вышнего, трепещущие пред словом Его!» Словосочетание «харедим лидвар Ашем» («трепещущие перед словом Вс-вышнего») со временем сократилось до слова «харедим» (трепещущие). Читать дальше

Бамбуковая колыбель 14. Гиюр по Галахе

Доктор Авраам Шварцбаум,
из цикла «Бамбуковая колыбель»

Приобрести книгу « Бамбуковая колыбель » в нашем онлайн магазине Приемные родители китаянки понимают, что другого выхода, кроме как пройти ортодоксальную церемонию гиюра, у них нет

Средства для ешив

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Финансирование ешив — камень преткновения в израильском обществе. Чтобы окончательно рассеять домыслы о миллиардах шекелей, которые тратятся на «паразитов», публикуем эту короткую и ёмкую статью.

Место в автобусе

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

В общественном транспорте религиозные мужчины и женщины сидят отдельно. Такой обычай проистекает из еврейских законов скромности, запрещающих общение между чужими людьми разных полов.

Одежда

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

По материалам газеты «Истоки»