Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Детство» закончилось с переходом через Иордан. Маца, которую евреи ели во время пасхального седера, стала их первой земной пищей.

Обрезание было совершено 11-го нисана. А уже через три дня, в канун праздника Песах, евреи должны были приготовить пасхальных ягнят и принести их в жертву. Обрезание является одним из условий участия в пасхальных церемониях. Поскольку это было первое празднование Песаха после Исхода из Египта (для того, чтобы начать соблюдать данную заповедь, требовалось сперва войти в Святую Землю), следовало совершить ряд предварительных действий: сделать обрезание и пройти духовное очищение, включающее погружение в микву и окропление специально подготовленной святой водой. Очистив тела и души, евреи могли радостно встретить свой первый Песах, отпраздновав Исход из Египта и его благополучное завершение — вступление в Святую Землю.

Обрезание направляет сексуальные устремления человека в русло святости и духовности. Поэтому, как отмечает Рамбан, евреи должны были исполнить эту заповедь сразу же после прихода в Эрец Исраэль. Святость Земли Израиля оставалась до поры до времени нераскрытой, подобно посеянным, но не давшим всходов семенам. Как только еврейский народ перешел ее границу, Земля стала раскрывать перед ним заключенную в ней святость. Семена дали всходы, и евреи смогли с полным правом назвать свою страну Святой Землей. Их приход высвободил огромный запас энергии, которую следовало направить в нужное русло. Обрезание было необходимо для того, чтобы придать действиям евреев цельность и нужную направленность. Крайняя плоть олицетворяет клипот — силы зла и нечистоты, отдаляющие человека от Б-га. Удаление крайней плоти позволяет приблизиться к высшей чистоте «образа Б-жьего», посвятить все существо человека, включая половое влечение, служению Творцу. Поэтому, когда еврейский народ вступил в Святую Землю, он получил строгое предупреждение: «Только когда вы обрезаны и можете сдерживать свои чувственные желания, вам разрешено войти в Землю Обетованную и жить в ней. Но помните, если вы не сохраните этот уровень чистоты и предадитесь порокам “необрезанной плоти”, земля изрыгнет вас, как изрыгает ныне развратных язычников».

Приношение Омера

Первой, совершенно новой заповедью, исполненной еврейским народом после вступления в Эрец Исраэль, стало приношение Омера. Книга Сефер ахинух объясняет, что соблюдение этой заповеди приносит благословение полевым злакам, дарует им крепость и изобилие. Эта связь заставляет человека задуматься о путях Всевышнего, о Его чудесах, поддерживающих из года в год жизнь на нашей планете. Приношение в Храм небольшой меры ячменной муки нового урожая давало возможность земледельцам Эрец Исраэль начать жатву на своих полях. Таким образом, жертва Омера подобна благословению перед едой, которое «разрешает» нам воспользоваться дарами Всевышнего.

На протяжении сорока лет странствий по пустыне еврейский народ не имел заботы о собственном пропитании. Подобно младенцу, питающемуся молоком матери, он получал с неба манну. «Детство» закончилось с переходом через Иордан. Маца, которую евреи ели во время пасхального седера, стала их первой земной пищей. После приношения Омера 16-го нисана Ашем дал разрешение убирать выращенный урожай и использовать его в пищу. Еврейский народ достиг зрелости и был в состоянии твердо стоять на собственных ногах и на собственной земле.

Мидраш в присущем ему иносказательном стиле сообщает, что Авраам удостоился получить в наследие Эрец Исраэль благодаря приношению Омера. Эти елова наших мудрецов сообщают, что данное Аврааму обещание наследования Земли его потомками могло осуществиться лишь после того, как евреи принесут Омер в жертву Всевышнему в положенное время. Хотя за пять дней до того евреи совершили обрезание, это не было новой мицвой — народ уже исполнял ее при выходе из Египта. Подобно этому первый пасхальный седер в Земле Израиля имел «предшественников»: седер в Египте и седер первого года странствий в пустыне. С приношением Омера евреи вошли в мир Торы, которая только теперь, после их прихода в Святую Землю, раскрылась перед ними во всей полноте.

Первые 14 лет покорения и освоения Эрец Исраэль

В первые четырнадцать лет покорения и заселения Святой Земли евреи были освобождены от выполнения большинства заповедей, связанных с пребыванием в ней. Говоря о некоторых заповедях, Тора предваряет их замечанием: «когда войдете в землю»; это значит, что данная заповедь вступит в силу лишь после завершения 14-летнего периода завоеваний, когда жизнь народа войдет в нормальную колею. Но есть и исключения из этого правила. Например, мицва отделения халы (части теста) для передачи ее коэнам и их семьям стала обязательной для исполнения сразу же после вступления в Святую Землю. То же самое относится к заповеди орла — запрету употреблять в пищу плоды дерева в первые три года после его посадки.

Райский сад на земле

«И когда войдете в страну и посадите все виды деревьев плодоносных… три года они будут запрещены (орла) вам» (Ваикра 19:23). Б-г повелевал евреям начать заселение страны с возделывания земли, а именно — с посадки плодовых деревьев. Мидраш отмечает, что таким образом Всевышний хотел внедрить в сознание народа один важный урок. Перед форсированием Иордана Моше велел им «следовать за Ашемом, Б-гом вашим… и прилепиться к Нему» (Дварим 13:5). Казалось бы, он требует от евреев невозможного. Как может простой смертный вознестись к небесам и прилепиться к Шехине! К тому же мы знаем, что «Б-г — огонь пожирающий» (Дварим 4:24). Тора говорит нам о том, что если идти путями Всевышнего, можно приблизиться к Нему и даже соединиться с Ним. Замечательный пример тому — мицва посадки деревьев. Подражая Творцу, который начал жизнь на земле с посадки Райского сада, Его дети также начали сажать деревья, как только вступили в Святую Землю. Если они и дальше будут скрупулезно выполнять законы, данные Всевышним, их страна превратится в земной Ган Эден (Райский сад).

Почему перестала падать манна

В каббалистических книгах говорится, что в период существования Храма плоды Эрец Исраэль были такими же сладкими и сказочно вкусными, как манна. Это объясняет, почему манна никогда не выпадала в Эрец Исраэль и почему народ никогда не жаловался на ее отсутствие.

Иеошуа добавляет вторую часть к Послетрапезному Благословению

Здоровая пища укрепляет союз тела и души. Б-г хочет, чтобы по окончании трапезы благодарили Его за посланное нам пропитание: «И будешь ты есть и насытишься, и благословлять будешь Ашема». (Дварим 8:10). Благословение, которое мы читаем после еды, состоит из нескольких частей, введенных в него в разное время. Первую часть «… питающий все» составил Моше.

Иеошуа добавил второе благословение, в котором выражается благодарность Всевышнему за то, что Он привел евреев в Святую Землю. «Благодарим Тебя, Ашем, Б-г наш, за то, что ты дал отцам нашим в наследие желанную, прекрасную и просторную землю…», ту самую землю, где похоронены наши праотцы и праматери, куда так стремился Моше, ту самую Землю Обетованную, текущую молоком и медом, унаследовать которую жаждали многие поколения евреев от Авраам до Моше. И вот, когда Иеошуа ввел наш народ в цветущую Б-жественную Эрец Исраэль, он составил вторую часть Благословения, чтобы благодарить Б-га за чудесный подарок всякий раз, когда мы «едим и насыщаемся».

«Благодарим Тебя за землю и за завет, который Ты запечатлел на нашей плоти, и за Твою Тору, которой Ты научил нас». Мудрецы говорят, что в этом благоеловении необходимо упомянуть завет обрезания и дарование Торы. Оба они связаны с нашим правом на Землю. Авраам принял заповедь обрезания и за это получил в наследие Страну Израиля, как сказано в Берешит (17:8-9): «И дам тебе и потомству твоему после тебя Землю… ты же соблюдай завет Мой». А Тора является тем самым средством, благодаря которому евреи, из поколения в поколение, сохраняют за собой право на владение Эрец Исраэль, ибо сказано: «И дал Он им земли народов… чтобы они соблюдали заветы Его и хранили Его учение» (Теилим 105:44-45).

В начале второго благословения Иеошуа говорит о наследовани и земли и лишь затем о заповеди обрезания и Торе, хотя, если следовать хронологии, порядок должен быть обратным. Завет обрезания был дан еще Аврааму, Тору евреи получили во времена Моше, а Святую Землю унаследовали только при его преемнике Иеошуа. Ясно, однако, что текст благословения неслучаен, ведь Эрец Исраэль была обещана Аврааму задолго до обрезания и дарования Торы. Именно Земля стала главной целью, к которой вела вся цепь событий, происшедших впоследствии с еврейским народом. Пребывание в Египте и Исход, получение Торы, — все это было лишь прелюдией к вступлению в Эрец Исраэль, как сказано в Писании: «Я выведу вас изпод ига Египетского в землю…» (Шмот 3:17). Если бы не особая значимость Святой Земли, то отпала бы необходимость в самом Исходе. Б-г мог бы дать им Тору и в земле Гошен, уничтожить их поработителей и создать независимую еврейскую республику на территории Египта.

с разрешения издательства Швут Ами


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Глава начинается своего рода заглавием, определяющим дальнейшее содержание: «Вот родословная Ицхака, сына Авраама...» Первое значащее слово в этой фразе — «толдот». Оно означает: родословная, история, жизнеописание, порождение. Читать дальше

Недельная глава Толдот

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).

Благословение

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.

Избранные комментарии на недельную главу Толдот

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Яаков и Эсав были близнецами, но их физическое и духовное строение отличалось. Несмотря на образование, полученное дома у Ицхака и Ривки, братья были диаметрально противоположными друг другу.

Глава Толдот

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Ицхак до жертвоприношения имел «женскую душу». Поэтому в начале главы «Вайера», где ангелы сообщают Аврааму о рождении сына, сказано: «И вот, сын у Сары, жены твоей».