Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Подход хасидских книг к тексту Торы отличается одной особенностью. Темой комментария являются, как правило, не они – герои, события и принципы, описанные в данном отрывке, а мы – сегодняшние евреи, которые этот отрывок изучают, и наши современные проблемы. Ведь Б-жественная Тора – это не сборник законов и историй, которые произошли когда-то, не дай Б-г. Слово «Тора» происходит от корня слова «ораа» – указание. Её задача научить каждого еврея, в каком бы положении он не находился, что ему делать, чтобы измениться к лучшему и, таким образом, стать ближе к Б-гу. Праведник, говорящий или пишущий объяснение, помогает нам понять, какое указание содержится в данном отрывке Торы для нас

Возьмём для примера благословение, данное Яаковом Эфраиму и Менаше, сыновьям Йосефа. Йосеф подводит их поближе для получения благословения, при этом первенец Менаше стоит справа, а Эфраим — слева от отца. Благословляя внуков, Яаков скрещивает руки так, что его правая рука оказывается на голове Эфраима, и при произнесении благословения он ставит его на первое место. Получается, что младший оказывается впереди старшего брата. Йосеф пытается возражать. Но Яаков его не слушает. Он говорит, что такой выбор не случаен и не продиктован просто плохим зрением. Он знает, что делает. Затем в Торе повторяется ещё раз, что Яаков поставил Эфраима перед Менаше. В чём смысл этого? Вот что говорит на эту тему раби Элимелех из Лиженска, благословенна память о праведнике, в своей книге «Ноам Элимелех». Яаков стремился благословить еврейский народ, чтобы особая Б-жественная поддержка и благословение сопровождали его постоянно, и евреи смогли бы с честью выдержать все тяжёлые испытания и долгое изгнание. С этой целью он благословил Эфраима и Менаше так, чтобы через них были благословенны все его потомки. Почему именно через них? Дело в том, что в каждом поколении обязательно должны быть праведники двух видов: и как Эфраим, и как Менаше.

Менаше, говорит раби Элимелех, был праведником высочайшего уровня. Всё его внимание и силы были направлены на Вс-вышнего и высшие миры. Его постоянно заботило, что можно ещё сделать для Б-га, как улучшить служение, чтобы Там, Наверху, стало больше света. Он был оторван от этого мира и им почти не интересовался.
Эфраим был младше и, как следствие, не находился на такой высокой ступени, как его брат. В противоположность ему он видел свою задачу в том, чтобы спустить в наш мир Сверху жизненную силу и принести благословение и удачу людям. В этом состояла природа его служения. Яков, который стремился к тому же, предпо-чёл поставить на первое место Эфраима, чтобы главная сила досталась именно этому внуку и всем подобным ему праведникам. А через него и нам, его потомкам, была бы обеспечена особая Б-жественная помощь на все времена. Йосеф хотел того же, что и его отец. Но он считал, что для этой цели достаточно будет его собственной правой руки. А правую руку Яакова нужно возложить на Менаше, служение которого выше и совершеннее. Но отец с ним не согласился, так как решил, что самое главное — это именно путь Эфраима, «…и поставил Эфраима перед Менаше».
В заключении раби Элимелех, благословенна память праведника, ссылается на один отрывок из «Теилим» (25), где сказано: «Тайна Г-спода — боящимся Его, и Его Союз, чтобы возвещать его». О служении праведника, подобного Эфра-иму, не должно быть широко известно, чтобы ему не могли помешать различные обвинители, в этом «тайна Г-спода — боящимся Его». Но о служении таких праведников, как Менаше, наоборот, необходимо много рассказывать, чтобы люди хотели им подражать и исполнять свой долг перед Б-гом. В этом и состоит «Его Союз, чтобы возвещать его».

Раби Леви Ицхак из Бердичева, благословенна память праведника, в книге «Кдушат Леви» даёт другое объяснение этому месту Торы. Комментируя его, он приводит отрывок из Талмуда («Брахот»), где сказано, что Вс-вышний не похож на человека. Люди вначале ставят ведро, а потом наливают в него воду. Вс-вышний же, наоборот, вначале льёт воду, а потом подставляет ведро. Что наши мудрецы хотели этим сказать? Каждый вечер, читая перед сном «Шма, Исра-эль…», мы произносим фразу, где сказано, что за соблюдение заповедей Вс-вышний обещает: «… Все болезни, которые Я послал в Египет, не пошлю тебе, ибо Я Г-сподь, целитель твой». Но если нам обещано, что болезней не будет, зачем же нужно излечение и к чему слова: «… ибо Я Г-сподь, целитель твой»?

Раби Леви Ицхак объясняет смысл этих слов. Под болезнями, «которые Я послал в Египет», подразумевают удары, сделанные ради ударов, то есть казни египетские. Вс-вышний обещает: «Такое наказание “не пошлю тебе”. Евреям Б-г посылает болезнь только ради того исцеления, которое приходит после неё. Например, Вс-вышний хочет сделать человеку подарок, послать ему Свыше благословение, но видит, что человек к этому не готов, “не является подходящим для благословения сосудом”. Поэтому вначале Б-г вынужден послать трудности и испытания, которые изменят человека и подготовят его к восприятию подарка, уже посланного ему, но ещё находящегося, так сказать, в дороге. Именно этот принцип имели в виду наши мудрецы в трактате “Брахот”: Вс-вышний вначале “льёт воду” — посылает Свой дар, выражающий Его “хесед” (милосердие) по отношению к человеку, а затем “подставляет ведро” — дает ему трудности для того, чтобы они превратили человека в подходящий для благословения сосуд. Вода выражает в этом мире Б-жественное качество Хесед. Во-первых, потому что вода всегда двигается сверху вниз, а Хесед — это стремление одарить своим благом других, нуждающихся в этом. Во-вторых, вода — это источник жизни. В любом месте, где она оказывается, всё расцветает и растёт.»

…Читатель может спросить: почему для того, чтобы изменить человека к лучшему, сделать его более совершенным, нужно посылать трудности и несчастья? К сожалению, в большинстве случаев, когда у человека всё хорошо, и жизнь его течёт спокойно и гладко, он ленится и не работает над собой, духовно почти не развивается. Только когда наступает тяжёлая полоса и начинаются трудности и неудачи, человек начинает шевелиться, пробует искать новые возможности. В результате, трудности его закаляют, человек выходит из них более сильным и развитым, чем раньше. Именно испытания помогают раскрыть потенциал, скрытый глубоко в нашей душе.

Это правило верно и по отношению к выдающимся праведникам. Наши мудрецы говорят, что причина бесплодия праматерей Сары, Рив-ки и Рахели в том, что «Вс-вышний жаждет молитв праведников». Безусловно, они ни в коем случае не были «лентяйками», но даже по отношению к ним Б-жественная Мудрость решила, что они будут развиваться гораздо лучше, если подвергнуть их тяжёлому испытанию и много лет не давать им детей. Тем более это относится ко всем нам. Если в период трудностей и испытаний не опускаться, не искать оправданий нежеланию работать над собой, а спрашивать себя, что в этой ситуации Б-г от меня хочет, что я могу ещё сделать, — можно, с Б-жьей помощью, с честью выдержать все трудности и усовершенствовать свою душу, сделать ее способной вместить в себя большое благословение Свыше. В этом же смысл благословения Яакова. Имя Менаше символизирует беду. В Торе смысл его имени объяснен так: «…Ибо изгнал меня Б-г из дома моего отца». Имя Эфраим — спасение: «…Ибо размножил меня Б-г». Поставив Эфра-има перед Менаше, Яаков определил принцип, по которому Б-г будет управлять еврейским народом. Лекарство всегда будет предшествовать болезни, спасение и утешение — беде, а вода — построению нового сосуда.

Дай Б-г всем евреям и каждому из нас быть благословенными, как Эфраим и как Менаше!

Из журнала «Мир Торы»