Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Подобно тому, как лица людей непохожи друг на друга, так различны и их мысли»Бэмидбар Рабба 21, 2
Рав Ханох Браун – в прошлом боевой офицер израильского спецназа. Оставив военную службу, он посвятил себя изучению и преподаванию Торы. Он обучает ребят в подмосковной ешиве «Торат Хаим» и в кочующей «исправительной» ешиве «Торат Адам». На протяжении двух десятков лет рав Ханох занимается изучением каббалистических книг. С кем, как не с ним, поговорить о «предмете» Каббалы, и о том, кто, где и как ее изучает?

Вы «сидите» в коллеле, где изучают Каббалу. Что за люди учатся в этом коллеле?

Это важные аврехим, мудрецы Торы, раввины, преподаватели и главы ешив, судьи раввинских судов — люди, которые посвятили себя изучению Торы и обладают огромными познаниями в ней. Желая углубить и дополнить свои познания в области тайн Торы они встречаются раз, два или три в неделю и учатся вместе, чтобы углубить свое понимание Святой Торы.

Каков возраст учащихся этого коллеля?

У нас в основном учатся люди от 40 и выше. Достижение сорокалетия — одно из условий изучения Каббалы, поскольку после 40 страсти уже не столь сильно обуревают человека, и он может сосредоточиться на духовной, святой работе по-настоящему.

Это как раз соответствует мишне в «Пиркей Авот» (5, 22), где сказано, что «в 40 лет приходит зрелость ума».

Судя по всему, в наши дни ситуация несколько изменилась. Если человек знает ШАС и книги законоучителей, и душа его жаждет изучения Каббалы — можно начать и в 30. Это связано с тем, что в нашем поколении уровень изучения Каббалы не столь уж высок, и «достижения» людей в постижении Каббалы сравнительно невелики, поэтому люди, которые проучили всю открытую часть Торы, могут приступить к изучению Каббалы и в 30, при условии, что их душевные качества в достаточной степени исправлены и хороши.

Нужно конкретизировать, что мы подразумеваем под словом «каббала».

Начать нужно с того, что Тора имеет четыре уровня понимания: «сод» (тайна), «ремез» (намек), «драш» (толкование) и «пшат» (простой смысл). «Пшат» — это то, с чего все начинается. В ешивах учатся понимать простой смысл написанного в Талмуде, тем же самым занимаются аврехим в коллелях, изучающие весь ШАС и алаху, потому что «Шулхан Арух» и другие алахические авторитеты — это «пшат». «Драш» — это толкование слов Святой Торы, с помощью которого из нее выводятся законы, и это важные книги, например т.н. «мидраш мудрецов» — «Мехильта», «Сифри» и «Сафра». «Ремез» — это изучение содержащихся в Торе намеков принципиально иными, более сложными способами, такими как гиматрия (анализ числовых значений букв и слов), о которой в «Пиркей Авот»(3, 18) написано, что «гиматрии — десерт для мудрости», а также сокращения, и другие правила, из которых люди, изучающие Тору, также выводят определенные законы и принципы. Постижение уровня «Сод», или Каббалы, как мы его понимаем сегодня, базируется на изучении тайн Торы, которые раскрывались на протяжении поколений через великих мужей Израиля, записывались в книги и передавались из уст в уста, от учителя к ученику. Эти книги занимаются внутренней сутью Торы и помогают человеку войти в высоко духовный, отделенный мир духовного строительства. Согласно Каббале, над нашим миром —

«миром Асия» (действия), который постигается через изучение алахи, находится мир тайн Торы, который «соединен» с Создателем и называется

«миром Ацилут» («выведения», «эманации»). Изучение «мира Ацилут» — это постижение того факта, что Тора, по сути своей, является «одеяниями». Если мы изучаем раздел «Незикин» («Ущербы»), например, главу «Бык, который забодал корову» или «Двое, ухватившихся за талит», или законы кидуша, который априори делается на вино, или разбираем обязанность молиться «Амиду» — это «одеяния» системы более высокого порядка, которая напрямую связана с высшим уровнем человеческой души, называемым «нешама». То есть «Каббала» — это не какое-то «другое изучение Торы», не дай Б-г, а та же самая Тора, по сути, но без «одеяний».

На какие книги делается упор в вашем коллеле?

В наши дни постижение этой части Торы базируется, прежде всего, на учении раби Ицхака Лурии Ашкенази (Аризаля), который открыл многое своему ученику раби Хаиму Виталю, а также на трудах раби Моше Хаима Луцатто (Рамхаля) и раби Элияу из Вильно (Виленского Гаона), которые в последующие поколения также открыли нам многие тайны, и их подход отличается от того, который мы видим у Аризаля. Но база, конечно, это рабейну Ари, открывший последним поколениям невероятные тайны Торы, полученные им, согласно преданию, от самого пророка Элияу. Хорошо известно, что практически все великие учителя последних поколений спорят друг с другом: мы не находим среди раввинов почти никого, кому удалось бы избежать возражений со стороны других авторитетных знатоков Торы. Аризаль — это единственный рав, с которым, действительно, не спорил никто. Все приняли как факт, что его Тора — истинна и получена от пророка Элияу. Тайны, открывшиеся в поколении святого Ари, передавались из поколения в поколение, от наставников к ученикам, в отдельных бейт-мидрашах, где изучали Каббалу, и так дошли до нас. Основные книги, которые мы изучаем — это труды, записанные раби Хаимом Виталем со слов Аризаля: «Эц Хаим» («Древо жизни») и «Шмона шаарим» («Восемь врат») — собрание книг, в которое входят

«Шаар а-гилгулим», «Шаар а-каванот», «Шаар а-кдамот», «Маамарей Рашби» и другие. Это наследие передавалось по цепочке. Огромную роль в передаче Каббалы сыграл Рашаш, который написал книги, приоткрывшие нам истинный смысл многих из этих тайн, в том, что касается «каванот» (намерений) в молитвах и в заповедях. Изучающие Каббалу придерживаются сообщенного в этих книгах вплоть до сегодняшнего дня, многие молятся по его сидуру.

Какими качествами должен обладать человек, который хочет изучать каббалу?

Во многих святых книгах написано, что наипервейшее условие, предшествующее изучению Каббалы, это хорошие качества характера. Если человек с плохими качествами, не дай Б-г, приступает к изучению Каббалы, он «одевает Тору в плохие одеяния», при этом он сам становится еще хуже. Но если у человека есть хорошие качества, то изучение святых книг поможет ему стать еще лучше, так как с их помощью он подвергнет себя многочисленным дальнейшим исправлениям. И также известно, что соблюдение в полном объеме всех заповедей, как между человеком и человеком, так и между человеком и Вс-вышним — необходимое условие для изучения Каббалы, ведь это не является чем-то самостоятельным относительно всей остальной Торы, не дай Б-г — нет, это часть, которая неотделима от «пшата», «пшат» без «одеяний». Поэтому невозможно приступить к изучению Каббалы без того, чтобы погрузиться прежде в выяснение простого смысла и намеков, и в глубины учености, которые содержатся в Талмуде и комментариях ришоним, а также в книгах наших законоучителей. И, следовательно, тот, кто не изучал Гемару и ришоним, не имеет ни

«руки», чтобы «взять» Каббалу, ни инструментария, необходимого для ее изучения. Очень может быть, что он поймет какие-то универсальные идеи и будет думать, что это Каббала, но это, на самом деле, не Каббала. Настоящая Каббала — это Тора Аризаля, переданная через раби Хаима Виталя и по цепочке дошедшая до нас. Часть знания, которая неотделима от простого понимания Торы и алахи. Хорошо известно, что все великие мекубалим скурпулезнейшим образом соблюдали алаху и выполняли во всех частностях алахические решения, вынесенные нашими учителями предшествующих поколений. И, конечно же, если человек изучал Каббалу и, не дай Б-г, начал думать о себе, что он великий мекубаль, и уже настолько близок к Святому, Благословен Он, что может делать все, что захочет — ему стоит вспомнить о том, что в предшествующих поколениях уже были такие люди. Они ушли от еврейства и не вошли в «цепочку передачи» Традиции.

Разве в этой «цепочке» не происходило революционных по сути своей новаций и открытий?

В «цепочке передачи» стоят лишь те, кто проявлял особую точность во всем, что касается алахи и Б-гобоязненности. Например, широко известен тот факт, что все родоначальники хасидизма не только выстраивали свою жизнь и свои намерения по Каббале, но и научили нас новому подходу к Каббале. Однако не нужно думать, что этот подход не является продолжением того, что было получено от предшествующих поколений. Еврейский народ похож на армию, в составе которой служит много очень разных солдат, подразделений, родов войск. Вот же самое с народом Израиля: есть люди, которые сосредоточились на «пшате», есть люди, которые посвятили себя алахе, есть те, кто изучает тайны Торы, но все они образуют единую армию. И великие представители учения хасидизма, и духовные лидеры литовского еврейства, и каббалисты Востока — все они шли в одном направлении: изучали тайную Тору, чтобы увеличить Славу Небес, ибо она по сути своей — продолжение, усиление и дополнительное понимание простых смыслов в Святой Торе.

Для наглядности приведу пример. Человек едет в машине: поворачивает ключ в замке зажигания, крутит руль, давит на кнопки, и понимает, что едет. Но он не понимает, как автомобиль работает. Если за рулем механик, то он, конечно, знает, как машина работает: он в точности понимает, как функционирует двигатель и все остальные системы. Механик водит несколько иначе, чем просто автолюбитель. Он делает это более осмысленно, ведь он в точности знает, что происходит, когда он нажимает на ту или иную кнопку. Это притча, а мораль состоит в том, что каждый простой еврей в любом конце мира, который исполняет заповедь: надевает цицит, накладывает тфилин и т.д. — участвует в приведении всех миров к полному исправлению, но это происходит у него неосознанно, как бы само по себе. А мекубаль знает, что конкретно он сейчас исправляет, к какому из миров относится та или иная заповедь, т.е. он ясно понимает, что делает. Служение человека, который учится и молится по Каббале, более точное, поскольку его мысли возвышеннее, и он знает все законы и необходимые намерения, он сконцентрирован и точно понимает, что происходит в результате его действий. Это и называется «приблизиться ко Вс-вышнему».

Вы употребили слово «тикун» — исправление. что имеется в виду?

Когда Первый Человек согрешил, наш мир рухнул вниз с той высокой ступени, на которой он находился, и это падение затронуло все миры. В результате перед еврейским народом была поставлена особая задача. Изначально решением этой задачи должны были заниматься поколения, предшествовавшие народу Израиля, но они портились и оказывались недостойными этой миссии. Мы помним, что произошло с

«поколением Потопа» и «поколением разделения». Собственно задача состояла в том, чтобы исправлять все миры. Идея «тикуна» состоит в том, чтобы провести Б-жественное влияние через все миры в «Мир Асия» («мир действия»). Поэтому еврейский народ стоял у горы Синай и получил там Тору — всю Тору, от простых смыслов до тайн. И эта Тора передавалась от отца к сыну, а вместе с ней и задача — исправлять последствия греха Первого Человека и все миры, чтобы привести все мироздание к раскрытию Единства Вс-вышнего. И не дай Б-г чтобы кто-то решил, что каббалистическая часть Торы — это некое разделение. Как раз наоборот: миры и

«десять Сфирот» кажутся раздробленными, но свет Святого, Благословен Он, распространяется во всех мирах, превращая все в одно большое единство.

В этом единстве исправление самого народа Израиля. Каждый еврей, как бы далеко он не находился, даже самой небольшой заповедью исправляет все, до самого источника своей души, который скрыт в высотах. И в результате того, что Творение будет исправлено, откроется праведный Машиах, скорее бы он пришел, в наши дни. Тогда все Творение вступит в эпоху Царствования Вс-вышнего и выяснится, что мироздание исправлено, включая народы и вообще весь этот мир. Все сотворенное будет возвещать на доступном нашему пониманию языке, что Ашем — Единый и Единственный Б-г, и нет другого. Когда это откроется, перед еврейским народом будут раскрыты глубочайшие тайны Торы, которые предстанут в виде невероятно ясной, точной информации. Очевидно, что все миры, и все народы изменятся, поскольку вообще ситуация станет абсолютно другой.

В наши дни много говорят и пишут о всевозможных мекубалим — такой-то «баба» благословил министра, другой великий мудрец пророчествовал о наводнении и сбылось.

Вся деятельность этих людей — ложь и обман. Истина сосредоточена в каббалистических бейтмидрашах, которые нигде не рекламируются, и никто из посторонних не знает о том, что люди там преподают и изучают Каббалу. Нужно знать, что вообще Тора — это не торговля, не бизнес и не реклама. Люди, которые по-настоящему изучают Каббалу, не имеют широкой известности. Они учатся скромно и скрытно. Еще один важный момент: Каббала не является, не дай Б-г,

«Торой для народа». Тот, кто пригоден для изучения Каббалы, может прийти и учиться. Тот, кто не пригоден — ничего не поймет, даже если он вроде как понимает какой-то «пшат» в прочитанном, какие-то внешние вещи и идеи.

Тора — это не идеи, это вещь очень конкретная, практическая. Если изучение Каббалы не сопровождается тем, что практическое исполнение заповедей становится все лучше и точнее, то такое изучение Каббалы нельзя считать приемлемым. Когда люди якобы изучают каббалистические книги, но при этом не соблюдают Шабат

— это неприемлемо, это не изучение Каббалы, это невозможно оправдать тем, что они начнут это делать потом, потому что «одевание Торы в плохие одеяния» уже произошло.

Точно также тот, кто считает, что можно «вырвать» тайную Тору и превратить ее во что-то универсальное, имеющее отношение ко всем желающим — сильно заблуждается. Каббала принадлежит исключительно народу Израиля, ведь очевидно, что Ашем специально создал вот эту ситуацию, когда нам были даны две части Торы: Письменная Тора, которую, теоретически, мог читать весь мир, и Устная Тора, которая передавалась от отца к сыну, и она была передана исключительно через тех, кто был принят нами в качестве руководителей, способных учить народ Израиля законам, молитве и Б-гобоязненности.

А кто может преподавать каббалу?

Я не хочу называть имен, но люди, которые преподают Каббалу, должны досконально владеть этой областью знания. Настоящие мекубалим, главы каббалистических ешив — это люди, которые посвятили изучению тайной части Торы десятки лет, известны как абсолютно Б-гобоязненные люди, которые изучают Тору Вс-вышнего не для себя, не для приобретения большего почета и уважения, а исключительно во Имя Небес. У этой части Торы нет никакого видимого раскрытия в этом мире, и, несмотря на это, есть настоящие раввины, которые дают уроки по Каббале. Они делают это не для обогащения, не для почета и не для того, чтобы открывать новые ешивы. Они увеличивают Славу Небес, ведь такая учеба раскрывает Славу самой Торы, показывая, насколько она грандиозна и велика!

Думаю, очень важно еще раз подчеркнуть, что Каббала, будучи внутренней частью Торы, открывается лишь скромным людям. Об этом написано в начале «Сафра де-цниюта» («Книга скромности»). Почему каббалистическая книга называется так? Потому что она предназначена только скромным, т.е. людям, которые не ищут рекламы, почета и признания широкой публики, не пытаются стать мировым брендом и прослыть чудотворцами. Каббала — это «скромное» знание. Ее изучение вообще запрещено рекламировать, Каббалу нельзя широко распространять. Рав, который преподает настоящую Каббалу, очень тщательно подбирает себе учеников. Далеко не каждого он примет, отберет только людей подготовленных, с хорошими качествами, скрупулезно соблюдающих алаху и изучающих Тору во Имя Небес, и ни в коем случае не станет обучать тех, кто не соответствует этим высоким требованиям, а просто внезапно возжелал еврейской мистики.

Раз уж об этом зашла речь, как бы Вы определили «еврейскую мистику» и насколько она отличается от каббалы?

Каббала — это не «еврейская мистика», не «общечеловеческая мистика», не «учение колдунов», не дай Б-г, и не «практическая каббала». «Еврейской мистики» не существует, это плод воображения специалистов по рекламе. Вся наша Тора, и Каббала в том числе, дана для изучения и исполнения, чтобы применять изученное на практике — более сосредоточенно молиться, правильно и точно выполнять ее заповеди и делать все это во Имя Небес.

Из журнала «Мир Торы»

Читайте также: тема Мистика и Иудаизм


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?