Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Только евреи могут сделать Эрец-Исраэль плодородной, превратить пустыни в густые леса и возродить к жизни заброшенные поля

Писание называет Святую Землю многими именами: Земля газелей, Земля жизни, Земля желанная и Земля ханаанская. Каждое название отражает определенную грань ее святости.

Земля газелей

Эрец Исраэль называют Землей газелей, и Талмуд объясняет это так. Если газель лишается части шкуры, то новая кожа никогда не нарастет полностью; часть плоти газели остается открытой. То же самое происходит и с Эрец Исраэль, которая обеспечивает еврейский народ достаточной площадью и пропитанием, пока он живет в ее пределах, но стоит ему покинуть эту землю, как она вянет и даже как будто уменьшается в размерах.

Способность Святой Земли наливаться соками и засыхать, давать обильные урожаи и становиться бесплодной, в зависимости от присутствия на ней еврейского народа или, наоборот, его отсутствия, представляет собой убедительное доказательство того, что Эрец Исраэль предназначена только для этого народа. Только евреи могут сделать эту землю плодородной, превратить пустыни в густые леса и возродить к жизни заброшенные поля. Очевидно, что земля и народ неразрывно связаны; их «брак» заключен на небесах и провозглашен еще во времена Творения.

Земля жизни

Эрец Исраэль называют также Эрец Хаим (Землей жизни), поскольку через нее, как через распахнутые ворота, человеческие души спускаются на землю и рождаются для временной жизни в этом мире. Тем же путем они возвращаются в мир вечной жизни. Земля Израиля — самое подходящее место для таких перемещений, потому что именно из ее праха Ашем сотворил Адама — основателя человеческого рода и здесь же вдохнул в него жизнь.

Земля живых

Эрец Хаим можно перевести и как «Земля живых». Такой перевод, подчеркивающий множественное число слова хаим, указывает на два качества Эрец Исраэль — места, где сливаются воедино физический и духовный миры. С одной стороны, она живет по законам природы и кормит человека своими плодами, снабжает его свежим воздухом. Даже если не брать в расчет духовные «витамины», которыми богаты продукты, выращенные только на этой земле, Эрец Исраэль все равно остается подлинной Землей жизней, ибо по-настоящему заботится о физическом здоровье своих жителей.

Но есть и духовный смысл в том, что Страну Израиля называют также «Землей живых». Традиция утверждает, что Израиль — это врата в мир грядущий, где душа будет продолжать свое существование после смерти тела. Именно это качество особенно ценили наши патриархи. Какой же смысл в том, что через Израиль проходит путь, ведущий в духовные сферы?

Это означает, что Эрец Исраэль придает земной жизни ее высшую форму; именно в ней достигается истинная гармония тела и души. Изречения наших мудрецов («тому, кто похоронен в Израиле, прощаются все грехи», «в Израиле есть свой собственный ангел смерти», «когда будет воскрешение из мертвых, то первыми поднимутся похороненные в Эрец Исраэль» и др.) указывают на одно важное свойство Святой Земли — ее прямую связь с духовными мирами.

Наряду с земной Эрец Исраэль существует ее небесный двойник, куда после смерти человека попадает его душа и где она купается в лучах Б-жественного Света и наслаждается присутствием Творца. Не следует, однако, думать, что пребывание души в высших сферах после смерти человека представляет собой физическую реальность. Душа существует вне времени и пространства. Мир грядущий не подобен «миру» в общепринятом смысле этого слова, не похож он и на «рай». Скорее, это форма существования души, не ограниченная рамками физического тела. Когда мы говорим, что после своей смерти праведники вступают в духовный мир, являющийся отражением земного Райского сада, это означает, что их души осуществляют свою давнюю мечту, сливаясь воедино с Б-гом. В нашем физическом мире духовные сферы представлены Храмом и горой Мориа, где присутствие Ашема наиболее ощутимо. Пока существовал Храм, каждый житель Святой Земли мог видеть Шехину, которая пребывала в Ционе, и наслаждаться ее светом.

Земля вечной жизни

Говоря «Земля жизни», мы имеем в виду также то время, когда в Эрец Исраэль произойдет воскрешение мертвых. В первую очередь поднимутся те, кто похороней в этой земле. А кости погребенных за ее пределами будут двигаться по подземным ходам, пока не достигнут Святой Земли, где и произойдет их воскрешение. Так само название — Земля жизни — выражает веру в будущее воскрешение мертвых и во вторую жизнь, которая начнется именно в Эрец Исраэль.

В нашем физическом мире, где все происходящее, в том числе и смерть, кажется окончательным и необратимым, нелегко сохранять эту веру. Даже царь Давид был подвергнут испытанию, пережив тяжелую внутреннюю борьбу. «Не отдавай меня на волю врагов моих, — воскликнул он в отчаянии, — ибо встали против меня свидетели лживые… (перед которыми я не устою); если бы я не верил, что увижу благо Ашема в земле живых…» (Теилим 27:12-13). «Свидетели лживые» — это скептицизм и разочарование, порожденные страданиями праведников, процветанием нечестивых и очевидным отсутствием справедливости.

Лишь благодаря своей глубокой вере в грядущий мир царь Давид сумел преодолеть в себе еретические мысли. «Если бы я не верил, что увижу благо Ашема в Земле живых (в грядущем мире Истины и Справедливого Суда), то свидетели лживые, смущающие сердце мое, убедили бы меня, упаси Б-же, отвергнуть Б-жественное Провидение».

Земля желанная

Святую Землю называют также Эрец Хэмда — Земля желанная. Мидраш объясняет это тремя причинами. Во-первых, патриархи стремились (хамад) поселиться в ней, чему мы находим много подтверждений в книге Берешит. Во-вторых, Эрец Исраэль, будучи центром святости на нашей планете, была выбрана Б-гом для строительства Храма — Его обители, как сказано: «Гору ту возжелал (хамад) Б-г, чтобы обитать на ней» (Теилим 68:17). И, наконец, даже нееврейские цари стремились (хамад) хоть как-то закрепиться на Святой Земле. Например, расстояние между ханаанскими городами Иерихо и Ай составляло всего около четырех километров, но в каждом из них был свой собственный царь. Не случайно Ирмеяу в своем пророчестве отмечает, что «Он (Ашем) даст вам землю приятную, лучшее наследие из всего множества народов».

Страна Израиля никогда не обладала богатыми природными ресурсами и не занимала важного стратегического положения. Тем не менее на протяжении всей истории правители различных государств жаждали обладать ею. Почему? Какую ценность она для них представляла? Можно предположить, что они бессознательно тянулись к ее духовным богатствам. Все завоеватели Эрец Исраэль очень гордились своим приобретением, как сказано в Талмуде: «Почему Тора называет гору Хермон четырьмя разными именами? Сидонцы звали ее Сирионом, амориты дали ей имя Сенир, было у нее и еще одно название — гора Сион. Зачем потребовалось Торе упоминать каждое из этих имен? Для того, чтобы воздать должное Эрец Исраэль. Каждое царство гордилось этой горой и заявляло: “Пусть называют ее придуманным нами именем”.»

Земля ханаанская: неожиданное название

Эрец Исраэль называют также Землей ханаанской. На первый взгляд, это имя, призванное, как будто, увековечить память о жестоких язычниках, явно противоречит по смыслу всем другим названиям, прославляющим нашу землю. К тому же хананеи были лишь одним из десяти народов, населявших Эрец Исраэль до прихода евреев. Почему же именно его именем она была названа?

Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомним, что Б-г часто пользуется особым принципом соответствия, противопоставляя десять принципов святости десяти уровням порока и нечистоты (называемым клипот — оболочки). Каждый из языческих народов, населявших Эрец Исраэль, воплощал в себе одно из этих порочных качеств, противоположных святости. Впоследствии семь народов были покорены армией Иеошуа, остальные три будут разбиты во времена Машиаха. Ханаан был самым сильным из этих народов, поэтому земля была названа его именем.

Призыв к смирению

Однако слово «ханаан» означает покорность или смирение. Это название призвано напомнить нам, что мы можем претендовать на Эрец Исраэль лишь будучи смиренными и послушными воле Ашема. Иначе эта земля просто-напросто изрыгнет нас. Эрец Ханаан представляет собой личное владение Всевышнего, окружающее Его обитель — Святой Храм. Жителям этой земли оказана особая честь — жить «рядом» с Царем Царей, и поэтому они должны особенно преданно служить Ему. Низменные страсти и необузданные нравы побуждают людей нарушать Его Закон (Тору), что приводит к их изгнанию из Святой Земли. Только полное подчинение воле Б-га позволит еврейскому народу вернуться в Эрец Исраэль, жить там в спокойствии и безопасности и быть уверенным, что земля вознаградит его изобилием.

Страна Израиля

В самом названии Эрец Исраэль заключена загадка. Исраэль (получивший при рождении имя Яаков) был третьим патриархом и отцом двенадцати колен. Почему же Земля была названа именно его именем, а не в честь его отца Ицхака или деда Авраама — основателя еврейского народа. Ведь, например, Ицхак за всю свою жизнь ни разу не покидал эту землю и, значит, в каком-то смысле имеет больше прав на нее. Да и у Авраама было столько заслуг, что если б не они, мы не могли бы вообще претендовать на Эрец Исраэль. Он первый принес в мир идею высшего единства Б-га, и за это его потомству была обещана Святая Земля.

Ответить на поставленный вопрос совсем не просто. Тот факт, что Яаков был отцом двенадцати колен, доказывает, в первую очередь, его совершенство. Все его дети были праведными евреями. Каждый из них был абсолютно беспорочен и лишен хоть одной черты, которая нуждалась бы в исправлении. При Яакове род патриархов достиг полного расцвета, чего нельзя сказать об Ицхаке, у которого родился Эсав, и об Аврааме — отце Ишмаэля.

Писание говорит о Яакове как о человеке, «живущем в шатрах» (Берешит 25:27), подразумевая его преданность учению Торы, которым он занимался с редкостным упорством и полным самоотречением. Благодаря своей внутренней силе, почерпнутой из Торы, ему удавалось с честью выйти из целого ряда духовных испытаний, и за это Всевышний наградил его вторым именем — Исраэль (Израиль). В момент, когда посланный Ашемом ангел впервые назвал Яакова этим вторым именем, тот поднялся на более высокий уровень духовного совершенства, став, фактически, новым человеком.

В буквальном переводе Израиль означает «тот, кто прямодушен и честен с Б-гом». Именно такими качествами должны были обладать его потомки, чтобы получить право на Эрец Исраэль. Если же они не будут «прямодушны с Б-гом», Земля изрыгнет их.

На волнах святости

На все четыре стороны света расходятся из Эрец Исраэль волны святости. Постороннему наблюдателю т рудно разглядеть эти волны, они просто недоступны его чувствам и сознанию. Тем не менее, они способны пробудить в человеке безотчетное стремление к возвышенным целям. Если человек активно ищет эту святость, она становится для него гораздо более реальной, и он начинает испытывать прямое и ее конкретное воздействие на свою жизнь. И тогда человек начинает вести себя иначе, ибо помнит, что он находится во дворце Царя Царей. Он следит за своими речами и стремится избежать таких поступков, которые могут дискредитировать его перед Повелителем.Такой человек испытывает любовь к своей Земле и глубокую благодарность к Творцу за предоставленную ему возможность быть рядом с Ним на этой Земле.

с разрешения издательства Швут Ами