Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Монархи стремились покорить эту землю и ее главный город — Иерусалим. Какую бы цель ни преследовали завоеватели — укрепить свое стратегическое положение, установить деспотическую власть или навязать свои религиозные догматы с помощью крестовых походов — все они разоряли, опустошали и оскверняли Святую Землю.

Гармония сил

Свидетельство очевидца

Святость Земли Израиля, выражающаяся в изобили и благ, которым она одаривает своих обитателей, если они преданно служат Всевышнему, в точности соответствует ее бесплодию, если это условие не соблюдается. Когда Рамбан путешествовал по Святой Земле в XIII веке, он писал в одном из своих писем: «Что я могу сказать о Земле? — Как заброшена она, и как велико ее запустение. Воистину — чем святее место, тем сильнее оно разрушено. Иерусалим (место, где стоял Храм) разрушен больше других городов, а территория Иудеи (где находится пещера Махпела) опустошена больше, чем Галилея…».

Многие монархи стремились покорить эту землю и ее главный город — Иерусалим. Какую бы цель ни преследовали завоеватели — укрепить свое стратегическое положение, установить деспотическую власть или навязать свои религиозные догматы с помощью крестовых походов — все они разоряли, опустошали и оскверняли Святую Землю, порабощали и истребляли ее жителей.

Предупреждение Торы

Тора говорит, что хананейские народы, первоначально населявшие Эрец Исраэль, были самыми развращенными за всю историю человечества. Поэтому Ашем особенно строго предостерегает евреев от подражания им: «…не научись делать мерзости, какие делали те народы. Да не найдется у тебя никого, проводящего сына своего или дочь свою через огонь. Ни кудесника, ни волхва, ни гадателя, ни чародея. Ни заклинателя, ни вызывающего духов, ни знахаря, ни вопрошающего мертвых. Ибо мерзок перед Ашемом всякий, делающий это; и за мерзости сии Ашем, Б-г твой, изгоняет их от лица твоего» (Дварим 18:9-13). «Ибо люди, жившие на земле, совершали мерзости… и осквернилась земля. Чтобы не изрыгнула вас земля, если вы оскверните ее, как изрыгнула она народ, бывший до вас» (Ваикра 18:27-28).

Раши говорит, что Эрец Исраэль похожа на изнеженного царского сына, которого тошнит от несвежей пищи. Точно так же реагирует Эрец Исраэль на грехи населяющих ее людей. Мальбим развивает эту мысль. Израиль, обладая особой святостью, очень чувствителен ко всяческим грехам и мерзостям. Другие земли лишены этого свойства, поскольку сами нечисты. Поэтому выражение «изрыгнуть грешников» к ним не относится. Желудок человека не принимает лишь то, что противно и чуждо ему. Так же и Страна Израиля терпит только тех, чье поведение не оскверняет ее; всех остальных она решительно изгоняет из своих пределов.

Создание утопии

Важный вопрос

Почему Создатель дал еврейскому народу территорию, которую занимали семь народов, а не создал для него новую, не запятнанную грехом землю? Ведь из истории мы знаем, что грехи хананейцев не исчезли с лица Земли вместе с их носителями, но продолжали оказывать отрицательное влияние на евреев, побуждая их к непристойностям и идолопоклонству. Почему Ашем дал им «бывшую в употреблении» территорию, а не даровал новую, девственно чистую землю, свободную от грехов ее обитателей? Как было бы хорошо, если бы Творец совершил очередное чудо и вопреки законам природы создал новую земную твердь, не населенную прежде никем. Этот нетронутый край стал бы тогда Святой Землей, родиной Его избранного народа.

Ему, совершившему чудеса в Египте, рассекшему Ям Суф, поддержавшему евреев манной во время их странствий по пустыне, ничего бы не стоило сотворить для них новую сушу и дать возможность начать с нуля жизнь на совершенно новой, чистой от греха, никем не заселенной прежде земле. Разве трудно было Ашему сделать такой подарок «царству священников, Его святому народу»?

Ответ 1: бремя Торы

Если бы Б-г создал для еврейского народа совершенно новую землю, Он не смог бы требовать от него выполнения заповедей в качестве условия обладания этой землей. Евреи могли устать от «бремени Торы» и пожаловаться Ашему, что другие народы имеют собственную землю и для этого им не надо исполнять 613 заповедей…, так чем же они хуже? Именно эта мысль выражена в одном из псалмов (Теилим 105:44): «Он дал им землю народов (Эрец Исраэль, а не вновь созданную землю)… чтобы они соблюдали законы Его и сохраняли учение Его». Поскольку Всевышний забрал Землю у других народов из-за их грехов и передал ее евреям с условием, чтобы они ревностно соблюдали законы Торы и исполняли мицвот, обладание Эрец Исраэль и возможность пользоваться ее благами целиком и полностью зависят от выполнения этого условия. Стоит евреям нарушить договор, и они лишатся права на владение своей землею. Итак, еврейский народ получил в вечную собственность Эрец Исраэль, когда стоял у горы Синай и выразил готовность принять на себя «бремя Торы», провозгласив (Шмот 24:7): «Сделаем (все, что заповедано нам) и поймем (посвятив себя изучению Торы)».

Ответ 2: проявление силы Б-га

В Мидраше дается другой ответ на поставленный нами вопрос. Сказал Б-г Израилю: «Я мог бы создать для вас новую землю, но лучше Я дам вам землю эту, чтобы вы видели, как я мощью Своей сокрушаю врагов ваших перед вами и передаю вам в руки эту Землю, как сказано: “Могущество дел Своих показал он народу Своему, дав ему наследие народов” (Теилим 111:6)».

Когда солдат в рукопашном бою уничтожает сразу нескольких врагов, он отчетливо ощущает присутствие Творца. Такое проявление Б-жественной силы впечатляет гораздо сильнее, чем самое большое, но ни к кому лично не относящееся чудо. Этот солдат чувствует близость Ашема. Всевышний бережет его и наделяет сверхъестественной силой, помогая одолеть любкх врагов. Такое личное ощущение Б-жественной силы и возможность быть участником Его чудес оказывают на человека ни с чем не сравнимое влияние, намного более сильное, чем если бы он был посторонним наблюдателем. В глубине его души растет признательность и благодарность к Творцу. Если бы Б-г каким-то сверхъестественным образом создал новую землю, евреи воеприняли бы это как сон наяву, невероятное чудо, но чудо «постороннее», и оно не произвело бы на них такого глубокого впечатления, как то, что случилось с каждым из них.

Кроме того, как мог Всевышний обещать страну Израиля еврейским патриархам, жившим за сотни лет до Исхода, если бы этой земли еще не существовало в то время? Ведь когда Авраам обходил Эрец Исраэль, что называется, вдоль и поперек, он фактически вступал во владение этой Землей. Стремление Авраама жить в Эрец Исраэль и быть похороненным в ней стало важным фактором, позволившим его потомкам унаследовать ее.

Небесные силы

Особая святость Эрец Исраэль вызвана также тем, что это «…земля, о которой Ашем,Б-г твой, печется. Глаза Ашема, Б-га твоего, всегда на ней: от начала года и до конца года» (Дварим 11:12). Рамбан пишет, что Б-г создал мир в виде особой иерархической системы и наделил определенной властью высшие сферы, чтобы они управляли нижними сферами. Так, ангелы и небесное воинство управляют созвездиями, планетами и астрологическими силами, которые, в свою очередь, влияют на разные страны и народы. В Торе так говорится об этом: «…звезды и даже все воинство небесное… которыми наделил Ашем, Б-г твой, все народы…» (Дварим 4:19). Традиция утверждает, что Ашем дал каждому народу свое созвездие на небе и своего ангела-покровителя, которые управляют этим народом и выполняют роль посредников между ним и Б-гом. Даниэль (10:13) пишет: «Ангел-покровитель Персидского царства противостоял мне».

Покровитель Израиля

Только одному народу и одной стране, — продолжает Рамбан, — Властелин вселенной не дал созвездия и ангела-покровителя — народу Израиля и Стране Израиля. Они получают указания непосредственно от Всевышнего без всяких посредников. Страна Израиля, которую Б-г выбрал для Своего пребывания, предназначена для евреев, поставивших Его Имя во главу угла своей веры (в Шма говорится: «Слушай, Израиль, Ашем наш Б-г, Ашем Един»), Таким образом Писание провозглашает: «…будете моим драгоценным уделом из всех народов, ибо Моя вся земля» (Шмот 19:5). И в другом месте: «…вы завладеете землею их, и я отдам ее вам в наследие… Я Ашем, Б-г ваш, который выделил вас из всех народов» (Ваикра 20:24). Когда Тора говорит, что Б-г выделил нас из всех народов, имеется в виду, что Он установил с нами прямую связь; и это качественно отличает нас от других народов, управляемых Бжественным Провидением через посредников. Поэтому вполне естественно, что земля, находящаяся под покровительством Ашема, призвана стать родиной Израиля, народа-избранника, главная задача которого — служить Всевышнему.

Семьдесят и один

Традиция утверждает, что в мире существует семьдесят небесных сил, покровительствующих семидесяти народам; Израиль — это семьдесят первый народ. Число это не случайно. Когда Яаков переселился в Египет, его семья насчитывала семьдесят душ, не считая его самого. Позже Б-г сказал Моше: «Собери мне семьдесят мужей из старейшин Израиля» (Бемидбар 11:16). Число старейшин вместе с Моше — тоже семьдесят один. Санхедрин, высший судебный и административный орган в Израиле, состоял из семидесяти членов и главного судьи; другими словами, и здесь мы имеем дело с числом семьдесят один. Престол Славы Единого постоянно окружен семьюдесятью ангелами.

Можем ли мы сказать, что Ашем случайно или из чистого каприза установил с Израилем прямую связь, в то время как другие народы вынуждены обращаться к Нему через ангелов. В мидраше объясняется, что Б-г назначил семьдесят ангелов-покровителей посредниками между Собою и народами земли, чтобы наказать последних за дерзость, выразившуюся в строительстве

Вавилонской башни. Авраам, которому было тогда сорок восемь лет, оказался единственным человеком во всем поколении, выступившим против ее сооружения, и за это он удостоился чести быть непосредственно связанным с Б-гом. Той же привилегии удостоились его потомки.

Посредники между Б-гом и народами наделены неодинаковой властью; одни из них обладают большим влиянием, другие — меньшим. Семь из семидесяти посредников управляли народами Ханаана; именно они внушали самый большой страх и благоговение. Поскольку физические свойства народа отражают внутренний характер его небесного покровителя, и поскольку среди ханаанцев было много гигантов и богатырей, напрашивается вывод, что их ангелы-покровители также были «гигантами духовных миров».

Дождь с небес

Прямая и безраздельная власть Всевышнего над Эрец Исраэль является ее главной особенностью, и этим она отличается от всех других земель. Во втором разделе Шма мы говорим: «И дам Я дождь Земле вашей своевременно» (Дварим 11:14). Мидраш объясняет, что когда Б-г говорит: «И дам Я…». Он имеет в виду Себя лично, а не ангела. И когда Он продолжает: «…Дождь Земле вашей», тем самым он выделяет Израиль из всех других земель. Другой мидраш учит нас, что Б-г посылает дождь, в первую очередь, Земле Израиля и лишь потом всему остальному миру. На первый взгляд, каждый метеоролог может оспорить это наивное утверждение, ткнув пальцем в карту погоды. Однако, говоря о приоритете Израиля при распределении дождей, мы вовсе не имеем в виду схему облачности и осадков. Мидраш сообщает нам, что в Рош Ашана Ашем распределяет дожди всего мира на предстоящий год. При этом Он учитывает заслуги поколения. И здесь приоритет отдается Израилю: Господин Мира в первую очередь судит его и выносит решение. И от этого решения зависит благополучие всего остального мира. В каждой стране, включая Эрец Исраэль, дожди выпадают по воле Всевышнего, но ни одна карта погоды не в состоянии отразить эту волю.

Признаки особого внимания

Историки древности отмечали, что на Святой Земле росли необыкновенно большие и вкусные плоды. За сто лет до разрушения Второго Храма там выпадали исключительно благоприятные дожди. Дожди шли два раза в неделю — в ночь среды и шабата. В результате вырастала пшеница, зерна которой были размером с фасоль, а ячменные зерна были не меньше косточки маслины. Образцы этих культур аккуратно собирались и сохранялись для будущих поколений, чтобы показать им, каких результатов может добиться тот, кто преданно служит Б-гу. Лишь грехи уменьшают Его щедрость. Таким образом,плодородие Эрец Исраэль целиком и полностью зависит от воли Б-га. Если Он прикажет ей быть щедрой и плодородной, то даже минимальных усилий будет достаточно, чтобы получить обильные урожаи. Если же Он обречет ее на бедность и голод, то не помогут ни интенсивный труд, ни самая современная техника.

Когда Ирод перестраивал Второй Храм, дожди выпадали только ночью, а утром ветер разгонял облака, и всегда ярко светило солнце. Это означало, что перестройка Храма не была лишь причудой Ирода, любившего жить в роскоши, но полностью соответствовала желанию Всевышнего.

Плоды, выращенные в Израиле, особенно в районе Геносара, возле Тверии, отличаются особой сладостью. Маарша объясняет, что сладкие плоды не всегда приносят радость. Например, когда разведчики (Бемидбар гл. 13-14) вернулись из Земли Израиля с огромными сочными плодами, они утверждали, что эти фрукты вредны как раз из-за избыточного содержания сахара. По их мнению, плоды этой земли ослабляют организм, а их сладость не уравновешивается достаточным количеством солей. Недостаток отчета, представленного разведчиками, заключался в том, что они судили об Эрец Исраэль и ее плодах только с физической точки зрения, игнорируя духовную сущность явления. На самом деле, сладость принесенных ими плодов была совершенно безвредна. Эти фрукты были земным аналогом небесной манны, которая поддерживала евреев в пустыне. Даже если бы пустыня изобиловала фруктовыми деревьями, овощами и зерновыми, все равно евреям потребовалась бы манна, поскольку продуктам, выращенным вне Эрец Исраэль, недостает определенных духовных витаминов.

Страна, текущая молоком и медом

Образ «земли, текущей молоком и медом» часто иллюстрируется козой, кормящей своих детенышей под финиковой пальмой или смоковницей: мед капает прямо с фиников и, стекая по стволу дерева, смешивается с козьим молоком. В Талмуде рассказывается о крестьянине, который однажды увидел, что вокруг его города образовался пруд из инжирного сока. А Реш Лакиш сообщал, что возле селения Ципори в Галилее скопилось огромное количество молока и меда, создавшее небольшое озеро, площадью в шестнадцать квадратных миль. Бааль Атурим отмечает, что «шеетнадцать квадратных миль» напоминают нам о том, что в Писании шестнадцать раз говорится о «земле, текущей молоком и медом».

Из Талмуда мы узнаем, что в будущем деревья Эрец Исраэль будут плодоносить каждый день. Услышав это, один из учеников Раббана Гамлиэля заметил с усмешкой: «Если “Ничего нет нового под солнцем” (Коэлет 1:9), как мы можем верить этому предсказанию?» Тогда учитель вывел его на улицу и указал на куст каперсника, который дает три вида плодов одновременно. Точно так же для осуществления упомянутого пророчества не требуется ничего «нового»; ведь прообраз будущих деревьев уже существует «под солнцем».

Приоткрыть завесу

Рабби Нахман из Брацлава говорил, что одним физическим зрением не увидишь разницу между Эрец Исраэль и остальным миром. Только развив в себе духовные качества и научившись смотреть за пределы внешней оболочки предметов и явлений, можно по достоинству оценить уникальную красоту Эрец Исраэль и признать ее святость.

Поездка в Святую Землю

Рассказывают об одном молодом знатоке Торы, жившем в XIX веке, который решил перебраться в Израиль. Ступив на Святую Землю, он поцеловал ее и вознес хвалу Творцу за то, что Он помог ему осуществить сокровенную мечту: посетить родину святых предков. На следующий день он сел в экипаж и отправился в Иерусалим. И тут его настроение стало менять\ся. Да, это была Святая Земля, но как же убого она выглядела! Его окружал безрадостный и мрачный ландшафт; города, мимо которых он проезжал, имели типичный средиземноморский вид. Куда делась святость, изливавшая на Эрец Исраэль особый свет? Кто мог доказать, что это не простая земля, а обитель Ашема? Нет, встречавшиеся на его пути камни были обычными камнями, а земля внешне ничем не отличалась от земли в любом другом месте, да и люди были самыми обычными людьми. Его отчаяние еще больше усилилось, когда он въехал в Иерусалим: этот духовный центр человечества оказался захолустным городишком, сплошь застроенным домами из камня и извести, с лавчонками, ешивами и синагогами, какие можно было встретить в любом другом еврейском гетто. Куда делся святой заоблачный город, который он рисовал в своем воображении? Город, пронизанный светом правды, обитель праведников, посвятивших свою жизнь служению Б-гу? О, сколь горьким было его разочарование!

Субъективная реальность

С каждым днем он выглядел все более угнетенным и подавленным. Наконец, не в силах смириться с горькой реальностью, противоречившей мудрости величайших знатоков Торы, он решил вернуться в Европу. Неужели они так заблуждались, — размышлял он. — Может быть, это я виноват. Может быть, я просто недостоин видеть эту землю в ее истинном виде и^-за моих собственных грехов. Могу ли я удостоиться воочию увидеть Его Святое Присутствие, стать одним из тех, чей жизненный опыт не разрушает, а укрепляет веру в святость Эрец Исраэль? Он долго раздумывал, затем решил обратиться с чистосердечной молитвой к Б-гу, прося об исполнении его желания. Сорок дней он постился (подкрепляя себя ночью) и смиренно разговаривал со Всевышним. И, наконец, с изумлением и благодарностью почувствовал, как раскрываются его глаза, и перед его внутренним взором предстает Святая Земля, и каждый ее камень, каждая травинка и даже товары на рынке излучают Б-жественный Свет. Да, мудрецы оказались правы. Эрец Исраэль — Святая Земля. Но красоту ее может оценить лишь тот, кто видит эту святость.

Скрытые сокровища

Так почему же люди, приезжающие в Эрец Исраэль и видящие ее достопримечательности, не в состоянии постигнуть уникальные свойства этой земли? Почему их взор не проникает за внешнюю форму вещей и не может разглядеть скрытую в них святость? Гурский ребе отвечает: Б-г показывает скрытые сокровища Эрец Исраэль только тем, кто трепещет перед Ним.

В других странах сокровищами считаются спрятайные в недрах земли золото, серебро и драгоценные камни. Естественное богатство Эрец Исраэль — ее святость. Эта земля — обитель Б-жественного Присутствия, где влияние Творца проявляется наиболее открыто и ощутимо.

В Израиле нет никаких материальных богатств, порождающих ненависть, предательство, бесконечные конфликты и войны. Если бы Израиль был богат материальными ресурсами, он бы еще больше привлекал к себе многочисленных завоевателей, и между двенадцатью коленами Израилевыми тоже мог бы разгореться (упаси Б-г) территориальный спор.

с разрешения издательства Швут Ами