Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
После преступления Каина оно поднялось на второй небесный свод. Когда поколение Эноша начало поклоняться идолам, Шехина удалилась еще выше.

…Во времени

Еврейская традиция говорит о трех мерах реальности: времени, пространстве и душе. В каждой из этих сфер есть некая центральная точка, излучающая святость, где Б-жественное Присутствие проявляет себя особенно ярко.

Поскольку святость измеряется степенью проявления Б-жественного Начала (Шехины) в том или ином отрезке времени или предмете, в истории бывают такие моменты, которые отличаются большей «святостью». Мидраш рассказывает, что пока Адам не согрешил, Б-жественное Присутствие окутывало всю землю. После этого оно удалилось от земли на первый небесный свод. После преступления Каина оно поднялось на второй небесный свод. Когда поколение Эноша начало поклоняться идолам, Шехина удалилась еще выше. Во время Потопа она переместилась на четвертый свод, а после греха Вавилонской башни ушла еще дальше. Изза грехов жителей Сдома Б-жественное Присутствие удалилось на шестой небесный свод, а из-за безнравственности египтян оно поднялось на седьмой, самый высокий свод.

Благодаря заслугам семи праведников Б-жественное Присутствие, постепенно опускаясь, вернулось на прежнее место. Вначале Авраам выполнил заповедь обрезания, освятив половую жизнь человека. Святость Ицхака нейтрализовала грехи Сдома, а святость Яакова — грех Вавилонской башни; добродетели Леви перекрыли грехи поколения Потопа, а заслуги Кеата — грехи поколения Эноша; Амрам искупил преступление Каина, а Моше — грехопадение Адама. Поэтому, когда Израиль получал Тору у горы Синай, Б-жественное Присутствие находилось так же близко к земле, как перед грехом Адама и Хавы. (Но после того, как евреи сделали золотого тельца, Шехина снова удалилась из нашего мира.)

Когда народ Израиля получал Тору, он был в зените своей славы. Следующий пик его развития пришелся на период освящения Первого Храма царем Шломо. Но затем святость народа Израиля вновь начала уменьшаться, подтверждением этого было ослабление пророческого дара у евреев во времена Второго Храма, а также отсутствие в Храме священных предметов: Ковчега, херувов, урим и тумим (деталей одежды Первосвященника).

…В мире физическом и в мире духовном

И в духовном и в физическом смыслах Эрец Исраэль и еврейский народ наделены особой святостью. В Мидраше говорится, что, когда Б-г создавал мир, Он отделил Эрец Исраэль от прочих земель.Внутри самой Эрец Исраэль был выделен Иерусалим, а в самом Иерусалиме — место, на котором стоял Храм. Точно так же Всевышний поступил и с народами земли. Он создал их по Своему образу, но выделил Израиль. Внутри самого еврейского народа он выбрал колено Леви, где особое место занял род Аарона, наделенный более высокой степенью святости.

Таким образом, уровень святости народа Израиля соответствует уровню святости Земли Израиля. Б-г дал евреям Эрец Исраэль, соединив особый народ с уникальной землей. Он привел колено Леви в Иерусалим и назначил потомков Аарона служителями в Храме.

Единый Храм

Ашем определил для Храма особое место. На иврите Храм называется микдаш, что означает «святое место». Во времена Второго Храма сын Шимона Праведного построил в Александрии его точную копию, простоявшую более двухсот лет. Но мудрецы никогда не освящали это здание, и проводимые в нем богослужения считались вероотступничеством. Ибо для Храма есть только одно место — Святая Земля, и только один народ может служить в нем — сыны Израиля.

Десять уровней святости

В пространстве существует «десять уровней святости…». В Мишне (Келим 1:6-9) они перечисляются по мере возрастания все города, обнесенные крепостной стеной; территория внутри стен Иерусалима; Храмовая гора; внутренняя часть Храма; помещение для женщин; помещение для мужчин; помещение для священнослужителей; пространство между жертвенником и Святилищем;

Святилище;

и, наконец, Святая Святых, в пределы которого разрешалось вступать только Первосвященнику всего один день в году — во время торжественной службы в Иом Кипур. Причем перед этим он проходил особую процедуру очищения.

Понятие уровня святости, присущей в разной степени различным неодушевленным предметам, приложимо и к человеку. Именно мера индивидуальной святости определяет уровень святости в физическом смысле, который может быть достигнут человеком. Эрец Исраэль не включена в перечисленные десять ступеней святости. Для того, чтобы войти в эту землю, не нужно ни предварительной подготовки, ни очищения; во всяком случае религиозный закон не вводит никаких ограничений.

С другой стороны, на Храмовую гору запрещен доступ мужчинам после семяизвержения и женщинам в период менструации. Неевреи и те, кто прикасался к мертвым телам, не могут входить во внутреннюю часть Храма. И, наконец, даже тот, кто чист по всем параметрам, должен перед входом в мужскую часть Храма погрузиться в микву (ритуальный бассейн, дающий человеку духовную чистоту).

Западное направление

Еще одно качество святости — направленность. Святость ориентирована на запад. Подтверждение этому мы находим в Гемаре. В ней рассказывается, что однажды римский император Антоний вступил в философский спор с одним из величайших еврейских мудрецов Иеудой Анаси. «Почему солнце встает на востоке и садится на западе?» — спросил император.

«А если бы было наоборот, ты бы задал тот же самый вопрос?» — в свою очередь спросил его мудрец.

«Как раз об этом я и хотел поговорить. Почему солнце предпочитает заходить именно в западном направлении? Что особенного в западе?»

Ответил ему Рабби: «Для того, чтобы передать шалом Творцу, ибо мы знаем, что Шехина пребывает именно на западе, как сказал Нехемия: Небесное воинство кланяется Тебе» (он имел ввиду, что под словом «кланяется» подразумевается «садится», и по этой причине и солнце, и луна, и звезды заходят на западе).

«Но в таком случае, — заметил Антоний, — солнцу достаточно только достигнуть зенита, передать “шалом” и сразу сесть за горизонт».

«Солнце продолжает свой путь по небосводу, очень медленно опускаясь к горизонту на западе, — сказал Иеуда Анаси, — для того, чтобы предупредить людей о наступлении ночи. Такая “медлительность” дает им возможность вернуться домой до наступления темноты».

Б-г вездесущ

На первый взгляд утверждение, что святость имеет направление и что Шехина находится на западе, ставит под сомнение важнейший принцип еврейского монотеизма. Ведь единство Б-га подразумевает, что Его Присутствие распространено в равной степени во всем творении. В Писании мы находим множество подтверждений этому тезису, например: «Вся земля наполнена Его славой» (Иешаяу 6:3).

Это кажущееся противоречие разрешается весьма просто. Верно, что Б-г присутствует в равной мере на всем протяжении времени и пространства, но та степень, с которой Он раскрывает Себя и Свое совершенство перед живым существом или неодушевленным предметом в какой-то момент времени, неодинакова и зависит от многих факторов. Понять эту идею нам поможет классическая метафора. Душа — это живая сила человеческого тела, ею наполнена каждая клетка, каждый орган. Но хотя эта живая сила распределяется равномерно по всему организму, ее ядро — сознание — проявляет себя, главным образом, через мозг, а другая важнейшая часть — чувство — через сердце. То же самое можно сказать о Всевышнем. Его Присутствие, в котором заложены потенциалы абсолютной святости и абсолютного сознания, распределено в равной степени по всему творению. Но эти потенциалы могут проявлять себя с особой силой и интенсивностью в определенные моменты времени, через людей и предметы и в каких-то конкретных направлениях. Многие из нас испытывали на себе эманацию «Б-жественности», присущей праведникам. Такой «Б-жественный» потенциал заложен во всех людях, но реализуется он только у тех, кто наделен святостью.

Живший в XIX веке комментатор Торы посвятил много страниц объяснению, почему святость сильнее проявляет себя в одном из множества направлений. Но в конце анализа он заключил, что талмудическое высказывание «Шехина пребывает на западе» имеет отношение к такому уровню истины, которую ни один смертный не в состоянии постичь.

Земля подобна дому

Эрец Исраэль обладает большей святостью, нежели все другие земли. Но еще более возвышен Б-гом еврейский народ. При всей своей святости земля — всего лишь безжизненная материя, в то время как еврейский народ состоит из людей, получивших свои души прямо с Престола Славы, что позволяет им достигать высших уровней Б-жественной святости. Евреи связаны со своей землей, как человек связан со своим домом. Дом необходим хозяину. Более того, дом отражает его характер. Человек должен относиться к своему дому с уважением, содержать его в чистоте, создавать в нем здоровую атмосферу, которая свидетельствовала бы о святости тех, кто в нем обитает.

Аналогичная связь существует между душой и телом. Еврейский народ, исполняя заповеди Всевышнего, дает Эрец Исраэль духовность и жизненную силу. А земля, в свою очередь, обеспечивает все его физические потребности.

с разрешения издательства Швут Ами


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше