Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рабби Йоси бен Халафта так сказал своему сыну: «Если хочешь постичь Шехину в этом мире — отправляйся изучать Тору в Эрец Исраэль».

В 1622 г. выдающийся знаток Торы, главный раввин Праги рабби Ишая Горовиц (Шла Акадош) предпринял опасное и трудное путешествие в Святую Землю. Отказавшись от привычной спокойной жизни, оставив работу, имущество и общину, он решил добраться до Эрец Исраэль. Его путешествие по суше и по морю продолжалось несколько месяцев и сопровождалось множеством опасностей. Когда корабль, на котором плыл рабби Горовиц с женой и своим секретарем, приблизился к порту Триполи на северо-западе Ливана, его подожгли. Капитану удалось вывести судно в открытое море и погасить пожар, но там их поджидала другая неприятность — нападение военных судов. «Г-сподь спас нас, — свидетельствует рабби Горовиц.— Он послал сильный ветер с юга, и нам удалось набрать большую скорость; военные суда отстали».

Непрекращающиеся войны и опасности вынудили путешественников бросить якорь у берегов северной Сирии и двигаться дальше по суше с караваном верблюдов до города Алеппо, находящегося возле турецкой границы. Там они повернули к югу в сторону Хамата и затем продолжили путь до Дамаска. Это было долгое и утомительное путешествие под палящим летним солнцем. В каждом городе их встречала местная еврейская община, оказывавшая почести высокому гостю и неизменно просившая рабби Горовица остаться, но он упорно продолжал свой путь. Несмотря на денежные затруднения и тяготы опасного пути, любовь к Эрец Исраэль и мечта поселиться на Святой Земле вели его к цели.

Когда, наконец, рабби пересек северную Галилею и прибыл в город Цфат, он стал на колени и начал целовать пыль и камни, во исполнение сказанного в Писании (Теилим 102:15): «Ибо возлюбили рабы Твои камни ее и прах ее любят».

И сказал рабби Горовиц: «Как страстно благодарил я Б-га за те многочисленные чудеса, которые помогли мне добраться до нашей благословенной родины».

Что заставило Шла Акадош покинуть место, где он родился, расстаться с детьми, сложить с себя обязанности главы европейского еврейства и даже подвергнуть свою жизнь серьезной опасности? Что он нашел в земле наших праотцов, чтобы отказаться от почета, богатства и материальных удобств, окружавших его в Праге? Как он пришел к своему решению? Чем он руководствовался? Ведь в те времена города Израиля были разорены, а жившие в них еврейские общины малочисленны и разрозненны, в то время как Европа купалась в роскоши, была центром изучения Торы. В ней процветали ешивы и жили многие еврейские мудрецы. Чем же, в конце концов, Эрец Исраэль отличается от других земель?

Ответ на этот вопрос заключен в одном единственном слове: святость. Известно, например, что земное тяготение имеет свои, не заметные для человеческого глаза законы, но их можно обнаружить с помощью приборов; то же самое относится к святости. Ведь наряду с физическими существуют не менее реальные духовные законы. Святость это реальное, поддающееся измерению качество, которое выражает степень проявления Б-жественной Сущности через сотворенный им объект. Когда мы говорим, что Эрец Исраэль — Святая Земля, это значит, что из всех мест на планете присутствие Всевышнего наиболее отчетливо проявляется в Земле Израиля.

Израиль — уникальное и неповторимое место, отличающееся от всех других тем, что именно оно выбрано Создателем в качестве дома для еврейского народа. Земля и народ обручены друг с другом: Творец свел их вместе.

Притча о царской дочери

Магид из Дубно объясняет взаимоотношения между Всевышним, еврейским народом и Эрец Исраэль с помощью такой притчи.

У одного богатого человека была единственная дочь. Она была образованной и красивой, и отцу хотелось найти для нее хорошего жениха. Он ждал подходящей пары, а тем временем подруги девушки одна за другой выходили замуж и рожали детей. Девушка начала завидовать им и обратилась к Всевышнему за помощью: «Молю Тебя, Б-же, сделай так, чтобы и я вышла замуж». Г-сподь услышал ее молитву и послал ей в женихи красивого и способного молодого человека. Он был признанным мастером своего дела, которое приносило ему хороший доход.

Она полюбила его всем сердцем, и их брак оказался удачным. Однако вскоре после свадьбы мужу были предъявлены вздорные и беспочвенные обвинения; его жизнь оказалась в опасности, и он вынужден был бежать. Молодая жена упрашивала не оставлять ее. «Как долго я ждала тебя, и как скоро закончилось наше счастье. Ты, конечно, можешь сказать, что и другие женщины переживали разлуку, но их страдания не могут сравниться с моими. Они расставались с мужьями после многих лет супружеской жизни и могли смириться со своей утратой и одиночеством. А я только разобралась в своих чувствах и очень боюсь, что долгая разлука приведет к забвению. К тому же ты можешь совсем не вернуться. Ах, кто же меня тогда утешит?»

Она оставалась безутешной, пока не догадалась собрать его уникальные инструменты, которые невозможно было заменить или скопировать. «Это будет самым надежным залогом, — подумала она. — Он наверняка вернется, ведь иначе он просто не сможет работать». Приняв это решение, она отпустила мужа.

В течение нескольких лет от мужа не было никаких вестей. Наконец, однажды к ней явился человек, сказавший, что он приехал из далекой страны, где встретил ее мужа.

«Вы не знаете, когда он собирается вернуться ко мне?» — спросила она.

«Насколько я знаю, — ответил странник, — он не собирается возвращаться. Он поглощен д ругими делами».

«Но как он может работать без своих инструментов?»

Странник рассмеялся: «Почему ты решила, что твой муж хочет работать по своей прежней специальности? Он теперь зарабатывает себе на жизнь, работая носильщиком, таскает на плечах тяжелые мешки».

Женщина разрыдалась: «Теперь я потеряла всякую надежду когда-нибудь увидеть его».

О чем говорит притча?

Эта аллегорическая история, — говорит Магид, — учит нас, что вначале Всевышний дал землю всем народам, кроме Израиля, и у евреев не было своего дома. Когда же Авраам стал прародителем евреев, Б-г дал избранному народу Святую Землю. Этот «брак» оказался очень удачным. Он помог реализовать потенциальные возможности, присущие каждой из сторон. Народ погрузился в изучение Торы и исполнение Б-жественного предначертания и достиг такой близости к Б-гу, что даже пророческий дар оказался весьма распространенным. Что касается земли, она живо откликнулась на трепетное отношение к себе и исполнение мицвот, связанных с сельским хозяйством, таких, как отказ от ее обработки в седьмой год, выделение части от каждого урожая для коаним (священников) и нуждающихся членов общины.

Однако этот счастливый брак был насильно расторгнут во время Вавилонского изгнания и, позже, в результате Римского нашествия. Мидраш повествует, как плакали стены Иерусалима, когда его любимых детей уводили в плен.

Под «инструментами мастера» подразумеваются священные предметы, которыми пользовались во время службы в Храме. После разрушения Храма они были спрятаны в качестве «залога». Б-жественная искра, живущая в душе каждого еврея, может разгореться лишь в том случае, если будет реализован заложенный в этой душе потенциал. Но это возможно только после восстановления Храма. Поэтому каждый еврей чувствует, пусть даже и неосознанно, мучительное беспокойство и неудовлетворенность из-за того, что Храм до сих пор не восстановлен. И не должно казаться странным, что даже светские, полностью ассимилированные евреи тянутся в Израиль, к Стене Плача.

Тело и душа

Хофец Хаим пишет, что при сотворении вселенной Всевышний оставил для Себя Тору и Эрец Исраэль. Они связаны друг с другом, как тело и душа. Тело представляет собой лишь сгусток земного праха, если оно лишено души, которая дает ему жизнь. В то же время душа не может существовать и действовать в физическом мире, если не облечь ее в материальное тело, служащее посредником между душой и внешним миром. Когда душа и тело соединяются, рождается человек. Если следовать этой аналогии, Тора — это душа, которая не может существовать в мире без Эрец Исраэль — ее тела. Земля Израиля — необходимый элемент этого единства, ибо Тора может быть полностью реализована лишь в том случае, если евреи будут исполнять ее заповеди в этом мире, на этой Земле.

Суть иудаизма как раз и заключается в единстве этих двух компонентов — изучении Торы и выполнении ее законов в Эрец Исраэль, тем более, что многие заповеди Торы могут быть осуществлены только на Святой Земле. Таким образом, эти два компонента нуждаются друг в друге для реализации своей высокой миссии.

Земля нашего совершенства

Итак, вернемся к вопросу, что же особенно примечательного в этом кусочке земной тверди, называемом Эрец Исраэль? Чем он отличается от других стран; почему Всевышний избрал для евреев именно эту землю? Мидраш так комментирует слова Писания (Хавакук 3:6): «Встал Он и измеряет землю». Всевышний осмотрел всю планету и решил, что Эрец Исраэль — единственное место, подходящее для еврейского народа.

Поскольку Ашем («Имя» — один из возможных вариантов называния Всевышнего в обиходном языке) сделал Израиль Своей землей и наделил ее святостью, еврейский народ получил возможность полностью раскрыть свои способности именно здесь. Зоар учит нас, что Эрец Исраэль — единственное место, где евреи могут достичь совершенства, поскольку между народом и землей существует особая связь, позволяющая добиться этой цели на самом высоком уровне.

с разрешения издательства Швут Ами


Центральное место в главе Аазину занимает Песнь, записанная пророк Моше. В этой Песне зашифрована вся история еврейского народа, от начала до самого конца. Читать дальше