Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек должен в первую очередь заботиться о потребностях души, а потом уже о потребностях тела. Но это верно только в том случае, когда речь идёт о его душе и о его теле. Если же он должен заботиться о других людях, то в первую очередь следует заботиться об удовлетворении их материальных нужд.»Рав Исроэль Салантер
Не давите на детей, это вызывает отторжение. Воспитательная работа должна проводиться не в качестве реакции на проступки, а задолго до них.

На этой стадии, после того, как высказанные нами положения подтверждены достаточно выразительными примерами, мы вправе, пожалуй, подвести некоторые предварительные итоги. Приведенные выше примеры показывают, что ощущения, постоянно возникающие в связи с какой-либо конкретной деятельностью, остаются в душе надолго. Это верно и в отношении ситуаций, когда, по здравом рассуждении, мы понимаем, что эта связь чисто случайна и не имеет ничего общего с сутью самой деятельности. Данное явление определяется как условная связь и означает, что в душе человека выработалась устойчивая ассоциация определенной деятельности с сопутствующей ей эмоцией. Педагог, добивающийся, чтобы его работа вызывала положительные эмоции у учеников, дает воспитанникам возможность получать удовольствие от процесса их воспитания. Обратное действие — вырабатывание отрицательных эмоций — порождает отрицательную условную связь.

Из-за постоянной спешки, забот о пропитании, непрерывных бытовых хлопот родители обычно спохватываются и вспоминают, что в круг их обязанностей входит и воспитание детей, лишь тоща, когда обнаруживают, что с детьми что-то неладно. А отсутствие специальных знаний и навыков приводит к тому, что их воспитательная «деятельность» сводится к наказаниям, окрикам, принуждению (ниже мы поговорим об этом особо). Следует осознавать, что все это никоим образом не может заменить подлинное воспитание. Если большинство переживаний воспитуемого, связанных с соблюдением заповедей и изучением Торы (или, по крайней мере, с его борьбой с самим собой по этому поводу), будет окружено такой атмосферой, то совершенно очевидно, что она породит весьма и весьма отрицательные условные связи.

Какие средства мы предоставили ребенку для борьбы за собственное духовное будущее? Перед каким выбором он поставлен? С одной стороны — улица с морем ее соблазнов и бурными страстями. С другой стороны — жизнь Торы, ассоциирующаяся у него с бесконечными ограничениями, запретами и аскезой. Что делать ребенку, чтобы уберечься от греха? Как мы можем ожидать от него, чтобы он стал подлинным рабом Господа и провел всю свою жизнь в атмосфере творческого наслаждения и духовного подъема? Вправе ли мы ждать от него, чтобы он продвигался дальше, опираясь лишь на собственные силы? Мы должны быть довольны, если он, в силу привычки, сохранит ту малость, которой научился, и будет соблюдать хотя бы «необходимый минимум заповедей». И даже если мы и этого не удостоимся и ребенок примкнет в конце концов к стану заблудших и отступников, то вправе ли мы осуждать его?

Как-то раз несколько педагогов собрались, чтобы обсудить проблему отступников. И один из самых умудренных опытом так очертил абсурдность ситуации: Подчас мне кажется, что лучший совет, который я могу дать родителям, это — «прекратите воспитывать!» Могу сказать со всей определенностью: реакция отторжения вырабатывается у детей именно на то, над чем родители особенно «потрудились». При встречах с родителями я постоянно слышу одну и ту же жалобу: «Но ведь именно в это мы вложили столько сил, так старались! Как же получилось, что именно здесь он нас так разочаровал?»

Сказанное выше наглядно поясняет это трагическое противоречие. Когда родители говорят о своих педагогических усилиях, они, как правило, имеют в виду свою реакцию на неудачи детей. Крайне редко (если такое встречается вообще) родители проявляют инициативу в деле воспитания. В огромном большинстве случаев их воспитательная работа является реакцией на те или иные поступки детей. И, как правило, речь тут может идти не о педагогической деятельности (такой, как мы ее определили), а лишь о наказаниях, принуждении, окриках, порождающих лишь отрицательную условную связь.

К этому надо добавить, что чем с большими трудностями в какой-либо области воспитуемый сталкивается, тем более сильный комплекс неполноценности это у него порождает. Таково правило: чем серьезнее препятствие, тем вероятнее провал, чем крупнее провал, тем сильнее порожденный им комплекс неполноценности.

Все вышеперечисленное раскрывает перед нами природу обсуждаемого явления. Для нас должно быть очевидно, что отрицательные условные связи заметно снижают шансы воспитуемого справиться с трудностями именно там, где это наиболее необходимо, где у него обозначилось слабое место и где от него как раз требуется особое старание и вера в свои силы.

Так что же делать?

Прежде всего — родители, обнаружившие, что их ребенок начинает отставать в какой-либо сфере, должны немедленно приступить к активной воспитательной работе. Воспитательная работа — это, как мы уже говорили, работа, вызывающая у воспитуемого положительные эмоции. Родители просто обязаны найти способы вызвать у ребенка положительную условную связь именно с той деятельностью, где у него возникли проблемы.

Можно, например, прибегнуть к материальному стимулированию. Но это лишь начало пути. Такой метод способен пробудить у воспитуемого желание преодолеть себя, но он непременно должен быть дополнен созданием у воспитуемого положительной условной связи. Без этого велика вероятность, что ребенок не осознает важности правильного поведения самого по себе. Кроме того, существует опасность, что по окончании «мероприятия» материального стимулирования все вернется на круги своя.

Очевидно, что главное средство создания положительной условной связи, — это моральная поддержка, одобрение.


В чем идея ритуальной нечистоты? Почему Всевышний дал заповедь остерегаться ее? В качестве ответа мы приводим «Общее объяснение смысла ритуальной нечистоты (тумы)» великого еврейского мудреца и мыслителя дона Ицхака Абрабанеля. Читать дальше

Общее объяснение смысла ритуальной нечистоты (тумы)

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Почему Всевышний дал заповедь остерегаться ритуальной чистоты? Гармония как цель жизни.

Секрет еврейской женственности 6. Таинственные воды

Теила Абрамов,
из цикла «Секреты еврейской женственности»

Переход от статуса ритуальной нечистоты к статусу очищения должен быть освящен Всевышним. Для этого служит миква, в которую окунаются еврейские женщины. Кроме практической пользы, от посещения миквы есть и польза эмоциональная.

Что такое миква?

Рав Арье Каплан

Как выглядит миква и как она устроена?

Окаймленная лилиями 5. Значение чистоты семьи безмерно

Рав Норман Лем,
из цикла «Окаймленная лилиями»

Чистоте семьи даже больше, чем остальным заповедям, включая изучение Торы, мы обязаны сохранением народа Исраэля. Строительство миквы предшествует строительству синагоги и приобретению свитка Торы и всем остальным повелениям.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот.ру

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Секрет еврейской женственности 7. Немного математики

Теила Абрамов,
из цикла «Секреты еврейской женственности»

Во время «нечистого» периода запрещена не только супружеская близость, но и объятия, поцелуи и другие выражения близости. Начало периода ритуальной нечистоты зависит от нескольких факторов и может быть вычислено при помощи несложной формулы.

Секрет еврейской женственности 8. Беременность и роды

Теила Абрамов,
из цикла «Секреты еврейской женственности»

После рождения ребенка женщина становится «нидой», то есть, ритуально нечистой. Это накладывает отпечаток на ее отношения с мужем. Кроме технических подробностей, надо помнить, что ребенок — это радость в доме и воплощение самой первой заповеди Торы.

Окаймленная лилиями 6. Устойчивость супружеской жизни

Рав Норман Лем,
из цикла «Окаймленная лилиями»

Секрет еврейской женственности 5. Чтобы сердце любило сильнее

Теила Абрамов,
из цикла «Секреты еврейской женственности»

Все мы хотим, чтобы наша семья стала тесным союзом. Но как достичь такой близости? И как сохранить ее на протяжении всей жизни? Человеку свойственно «уставать» от привычного. По сути, одна из главных причин стремительного роста разводов в наше время — простое пресыщение. Муж и жена теряют интерес друг к другу, жалуясь, что не находят друг в друге ничего нового.

Кицур Шульхан Арух 162. Законы окунания в микву

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Чтобы понять и постичь 30. Как смотрит иудаизм на взаимоотношение полов?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Отношения между полами предписаны Торой. Но злоупотреблять ими, подчиняясь каждому сексуальному импульсу, не нужно. Самоконтроль в этой сфере должен быть повседневным.

Окаймленная лилиями 8. Святость времени

Рав Норман Лем,
из цикла «Окаймленная лилиями»

Женщина обязана также, в равной мере с мужчиной, исполнять определенные повелевающие заповеди: любить Всевышнего и благоговеть перед Ним, уважать отца и мать