Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Родители, обнаружившие, что их ребенок начинает отставать в какой-либо сфере, должны немедленно приступить к активной воспитательной работе.

На этой стадии, после того, как высказанные нами положения подтверждены достаточно выразительными примерами, мы вправе, пожалуй, подвести некоторые предварительные итоги. Приведенные выше примеры показывают, что ощущения, постоянно возникающие в связи с какой-либо конкретной деятельностью, остаются в душе надолго. Это верно и в отношении ситуаций, когда, по здравом рассуждении, мы понимаем, что эта связь чисто случайна и не имеет ничего общего с сутью самой деятельности. Данное явление определяется как условная связь и означает, что в душе человека выработалась устойчивая ассоциация определенной деятельности с сопутствующей ей эмоцией. Педагог, добивающийся, чтобы его работа вызывала положительные эмоции у учеников, дает воспитанникам возможность получать удовольствие от процесса их воспитания. Обратное действие — вырабатывание отрицательных эмоций — порождает отрицательную условную связь.

Из-за постоянной спешки, забот о пропитании, непрерывных бытовых хлопот родители обычно спохватываются и вспоминают, что в круг их обязанностей входит и воспитание детей, лишь тоща, когда обнаруживают, что с детьми что-то неладно. А отсутствие специальных знаний и навыков приводит к тому, что их воспитательная «деятельность» сводится к наказаниям, окрикам, принуждению (ниже мы поговорим об этом особо). Следует осознавать, что все это никоим образом не может заменить подлинное воспитание. Если большинство переживаний воспитуемого, связанных с соблюдением заповедей и изучением Торы (или, по крайней мере, с его борьбой с самим собой по этому поводу), будет окружено такой атмосферой, то совершенно очевидно, что она породит весьма и весьма отрицательные условные связи.

Какие средства мы предоставили ребенку для борьбы за собственное духовное будущее? Перед каким выбором он поставлен? С одной стороны — улица с морем ее соблазнов и бурными страстями. С другой стороны — жизнь Торы, ассоциирующаяся у него с бесконечными ограничениями, запретами и аскезой. Что делать ребенку, чтобы уберечься от греха? Как мы можем ожидать от него, чтобы он стал подлинным рабом Господа и провел всю свою жизнь в атмосфере творческого наслаждения и духовного подъема? Вправе ли мы ждать от него, чтобы он продвигался дальше, опираясь лишь на собственные силы? Мы должны быть довольны, если он, в силу привычки, сохранит ту малость, которой научился, и будет соблюдать хотя бы «необходимый минимум заповедей». И даже если мы и этого не удостоимся и ребенок примкнет в конце концов к стану заблудших и отступников, то вправе ли мы осуждать его?

Как-то раз несколько педагогов собрались, чтобы обсудить проблему отступников. И один из самых умудренных опытом так очертил абсурдность ситуации: Подчас мне кажется, что лучший совет, который я могу дать родителям, это — «прекратите воспитывать!» Могу сказать со всей определенностью: реакция отторжения вырабатывается у детей именно на то, над чем родители особенно «потрудились». При встречах с родителями я постоянно слышу одну и ту же жалобу: «Но ведь именно в это мы вложили столько сил, так старались! Как же получилось, что именно здесь он нас так разочаровал?»

Сказанное выше наглядно поясняет это трагическое противоречие. Когда родители говорят о своих педагогических усилиях, они, как правило, имеют в виду свою реакцию на неудачи детей. Крайне редко (если такое встречается вообще) родители проявляют инициативу в деле воспитания. В огромном большинстве случаев их воспитательная работа является реакцией на те или иные поступки детей. И, как правило, речь тут может идти не о педагогической деятельности (такой, как мы ее определили), а лишь о наказаниях, принуждении, окриках, порождающих лишь отрицательную условную связь.

К этому надо добавить, что чем с большими трудностями в какой-либо области воспитуемый сталкивается, тем более сильный комплекс неполноценности это у него порождает. Таково правило: чем серьезнее препятствие, тем вероятнее провал, чем крупнее провал, тем сильнее порожденный им комплекс неполноценности.

Все вышеперечисленное раскрывает перед нами природу обсуждаемого явления. Для нас должно быть очевидно, что отрицательные условные связи заметно снижают шансы воспитуемого справиться с трудностями именно там, где это наиболее необходимо, где у него обозначилось слабое место и где от него как раз требуется особое старание и вера в свои силы.

Так что же делать?

Прежде всего — родители, обнаружившие, что их ребенок начинает отставать в какой-либо сфере, должны немедленно приступить к активной воспитательной работе. Воспитательная работа — это, как мы уже говорили, работа, вызывающая у воспитуемого положительные эмоции. Родители просто обязаны найти способы вызвать у ребенка положительную условную связь именно с той деятельностью, где у него возникли проблемы.

Можно, например, прибегнуть к материальному стимулированию. Но это лишь начало пути. Такой метод способен пробудить у воспитуемого желание преодолеть себя, но он непременно должен быть дополнен созданием у воспитуемого положительной условной связи. Без этого велика вероятность, что ребенок не осознает важности правильного поведения самого по себе. Кроме того, существует опасность, что по окончании «мероприятия» материального стимулирования все вернется на круги своя.

Очевидно, что главное средство создания положительной условной связи, — это моральная поддержка, одобрение.


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»