Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Разговор со Всевышним происходит при помощи изучения Торы и молитвы. В Торе — человек «слушает» обращение к нему, в молитве — обращается сам.

В субботу, предшествующую наступлению месяца Нисан, месяца, в середине которого произошло освобождение из Египта, мудрецы постановили читать, в дополнение к недельной главе, отрывок, рассказывающий об этом месяце. Она начинается со слов: «месяц этот вам — глава месяцев, первый он для месяцев года». (глава «Бо», Шмот 12:2).

Эта заповедь, освящать рождение нового месяца, и вести счёт месяцам начиная с месяца Нисан — первая заповедь Торы, как сказал Раши в начале книги Брейшит. В первом заложено всё, так как это начало всему последующему за этим. В чем особенность этой заповеди, из-за которой эта заповедь является предисловием к выходу из Египта и корнем всех остальных заповедей? Ответу на этот вопрос посвящена эта статья.

Итак, существует параллель между сотворением человека в Рош-ашана, и выходом из Египта. Подобие в том, что порабощение в Египте было как вынашивание плода, а Песах его рождением. Получается, что в Песах родился «человек» — народ Израиля, так же, как первого числа месяца Тишрей — был создан Адам.

В чём определение человека? Это такое творение, которое может соединиться с Творцом и стать подобным ему. То есть стать наполненным его светом, а потом начать излучать этот свет. Человек назван Адамом, потому что сотворён из «адама» — «земли», и естественным образом такой же материальный, как и она. Однако, «адам» — происходит ещё и от слова «адаме леЭлийон», то есть «уподоблюсь Всевышнему». Но для этого нужно выйти за свои естественные рамки.

Как соединяются с Б-гом и выходят за рамки своей ограниченности? Во-первых, при помощи разума и мысли, во-вторых, с помощью речи, которая является средством связи между двумя объектами. Человек, после того, как Всевышний при сотворении вдохнул в него душу, назван «душой живой». Ункелус переводит это, как «духом говорящим». Разговор со Всевышним в свою очередь происходит при помощи изучения Торы и молитвы. В Торе — человек «слушает» обращение к нему, в молитве — обращается сам. Тем не менее, это лишь средство связи со Всевышним и результат этой связи, однако, всё это, прежде всего, обусловлено решением и выбором человека: быть землёй, тянущейся вниз, или выйти за свои рамки и уподобиться Всевышнему.

Выбор в свою очередь заключается не только в том сделать или не сделать, но в первую очередь в безусловном решении и желании, чтобы было именно так, а не по-другому. В благословлении на Афтору есть слова: «Благословен Ты Всевышний…, который выбрал пророков хороших». Конечно не имеется ввиду, что Всевышний сомневался сделать это или нет, выбрать пророков истинных или лживых. Выбор заключался в безусловном решении и желании. Так и человеку дана возможность безусловного выбора: остаться собой — землёй, или стать подобным Б-гу, и выйти за свои рамки, за счёт связи со Всевышним.

Народ Израиля сравнивается с луной, а Всевышний с солнцем, наподобие того, как луна отражает свет солнца. Первое мгновение, когда луна обращается к солнцу, получает от него свет и начинает отражать его — это рождение нового месяца. Так и еврейский народ, когда обращается ко Всевышнему — это рождение, и оно происходит в мгновение выбора. Человек стоит перед выбором: выбрать Всевышнего, жизнь, вечность, мудрость или остаться собой — материальной, ограниченной землёй и прахом. Обратной, не освещенной, стороной луны.

Это намёк в заповеди «месяц этот вам начало». В начале жизни, человек должен выбрать чего он хочет, куда обращён, и это начало всего.

В начале нет почти ничего, только решение, как новомесячье, но это только вопрос времени, чтобы луна стала полной и в середине месяца произойдут великие вещи: раскрытие Творца в мире, выход из Египта и рождение народа.

Необходимо отметить, что точно так же, как человек может расти: сейчас ничего, потом четверть, затем половина, а потом полная луна, и это следствие решения, так же и тот, кто уже достиг совершенства, если только обратится от Всевышнего, это только вопрос времени, чтобы человек лишился всего так, как луна превращается из пика своей величины в ничто за две недели. Получается, что состояние на данный момент не является решающим, а только стремление. А стремление, по натуре человека, обуславливается поиском удовольствия: там, где человек ищет удовольствие, туда он и стремится. И в этом выбор человека: находить удовольствие в высоких вещах или в низких.

В этом заключается определение «человек» — способность переродиться в реальность, превышающую его возможности на данный момент времени.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.