Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Разговор со Всевышним происходит при помощи изучения Торы и молитвы. В Торе — человек «слушает» обращение к нему, в молитве — обращается сам.

В субботу, предшествующую наступлению месяца Нисан, месяца, в середине которого произошло освобождение из Египта, мудрецы постановили читать, в дополнение к недельной главе, отрывок, рассказывающий об этом месяце. Она начинается со слов: «месяц этот вам — глава месяцев, первый он для месяцев года». (глава «Бо», Шмот 12:2).

Эта заповедь, освящать рождение нового месяца, и вести счёт месяцам начиная с месяца Нисан — первая заповедь Торы, как сказал Раши в начале книги Брейшит. В первом заложено всё, так как это начало всему последующему за этим. В чем особенность этой заповеди, из-за которой эта заповедь является предисловием к выходу из Египта и корнем всех остальных заповедей? Ответу на этот вопрос посвящена эта статья.

Итак, существует параллель между сотворением человека в Рош-ашана, и выходом из Египта. Подобие в том, что порабощение в Египте было как вынашивание плода, а Песах его рождением. Получается, что в Песах родился «человек» — народ Израиля, так же, как первого числа месяца Тишрей — был создан Адам.

В чём определение человека? Это такое творение, которое может соединиться с Творцом и стать подобным ему. То есть стать наполненным его светом, а потом начать излучать этот свет. Человек назван Адамом, потому что сотворён из «адама» — «земли», и естественным образом такой же материальный, как и она. Однако, «адам» — происходит ещё и от слова «адаме леЭлийон», то есть «уподоблюсь Всевышнему». Но для этого нужно выйти за свои естественные рамки.

Как соединяются с Б-гом и выходят за рамки своей ограниченности? Во-первых, при помощи разума и мысли, во-вторых, с помощью речи, которая является средством связи между двумя объектами. Человек, после того, как Всевышний при сотворении вдохнул в него душу, назван «душой живой». Ункелус переводит это, как «духом говорящим». Разговор со Всевышним в свою очередь происходит при помощи изучения Торы и молитвы. В Торе — человек «слушает» обращение к нему, в молитве — обращается сам. Тем не менее, это лишь средство связи со Всевышним и результат этой связи, однако, всё это, прежде всего, обусловлено решением и выбором человека: быть землёй, тянущейся вниз, или выйти за свои рамки и уподобиться Всевышнему.

Выбор в свою очередь заключается не только в том сделать или не сделать, но в первую очередь в безусловном решении и желании, чтобы было именно так, а не по-другому. В благословлении на Афтору есть слова: «Благословен Ты Всевышний…, который выбрал пророков хороших». Конечно не имеется ввиду, что Всевышний сомневался сделать это или нет, выбрать пророков истинных или лживых. Выбор заключался в безусловном решении и желании. Так и человеку дана возможность безусловного выбора: остаться собой — землёй, или стать подобным Б-гу, и выйти за свои рамки, за счёт связи со Всевышним.

Народ Израиля сравнивается с луной, а Всевышний с солнцем, наподобие того, как луна отражает свет солнца. Первое мгновение, когда луна обращается к солнцу, получает от него свет и начинает отражать его — это рождение нового месяца. Так и еврейский народ, когда обращается ко Всевышнему — это рождение, и оно происходит в мгновение выбора. Человек стоит перед выбором: выбрать Всевышнего, жизнь, вечность, мудрость или остаться собой — материальной, ограниченной землёй и прахом. Обратной, не освещенной, стороной луны.

Это намёк в заповеди «месяц этот вам начало». В начале жизни, человек должен выбрать чего он хочет, куда обращён, и это начало всего.

В начале нет почти ничего, только решение, как новомесячье, но это только вопрос времени, чтобы луна стала полной и в середине месяца произойдут великие вещи: раскрытие Творца в мире, выход из Египта и рождение народа.

Необходимо отметить, что точно так же, как человек может расти: сейчас ничего, потом четверть, затем половина, а потом полная луна, и это следствие решения, так же и тот, кто уже достиг совершенства, если только обратится от Всевышнего, это только вопрос времени, чтобы человек лишился всего так, как луна превращается из пика своей величины в ничто за две недели. Получается, что состояние на данный момент не является решающим, а только стремление. А стремление, по натуре человека, обуславливается поиском удовольствия: там, где человек ищет удовольствие, туда он и стремится. И в этом выбор человека: находить удовольствие в высоких вещах или в низких.

В этом заключается определение «человек» — способность переродиться в реальность, превышающую его возможности на данный момент времени.


Сегодня слово «содом» стало синонимом греха, разврата и морального разложения. Жители Сдома, Аморы и соседних городов настолько погрязли в своих грехах, что навлекли на себя большой гнев Всевышнего. Тора говорит, что Б-г «опрокинул» эти города. И если до катастрофы это место было одним из самых изобильных и благоприятных для жизни, то теперь даже озеро, которое образовалось в ходе катаклизма, называется Мертвым — как будто нам в назидание... Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?