Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Молчание полезно мудрецу. А тем более — глупому»В. Талмуд, Псахим 99
Абсолютно здоровому человеку запретили производить в шабат лечебные действия (например, есть вещи, которые обычно здоровые люди не едят), если при этом имеют в виду лечебное воздействие

Общее недомогание

Для того, у кого есть общее недомогание, не разрешают делать ничего запрещённого в шабат, даже посредством нееврея, и даже то, что запрещено только мудрецами. Тем не менее разрешают его лечить теми способами, которые не включили в запрет «растирания снадобий», как сказано об этом в п.13. Но и это при условии, что больной испытывает хотя бы несильную боль. Но если такой боли нет, то не разрешают делать все виды лечения, но только такие, в которых не очевидно, что они делаются для лечения. Однако относительно остальных видов лечения, указанных выше, необходимо спросить раввина.

Нарушение запрета мудрецов при наличии боли

Иногда разрешили нарушать запреты, установленные мудрецами при наличии боли. Поэтому тому, у кого образовался нарыв (полный гноя), причиняющий ему страдание, разрешается

выдавить из него жидкость. Хотя при этом мы делаем в нарыве отверстие (мелаха строительства), поскольку отверстие служит лишь для отвода жидкости, его проделывание запрещено только мудрецами (но отверстие, сделанное, чтобы оставаться открытым, запрещено Торой). И мудрецы не включили в свой запрет случаи, когда причиняется боль. И см. выше в мелахе заре-зания животных (п.4), где мы написали, что, выдавливая гной, необходимо остерегаться, чтобы при этом не выдавить также и крови, которая находится в тканях, см. там.

И также если в тело вошла заноза или колючка, и невозможно вытащить ее, не выдавив крови, при наличии боли разрешают вынуть занозу даже таким образом. И хотя обычно не разрешают вынимать занозу, если при этом обязательно выйдет кровь (псик рейша) (как мы писали выше в гл.29, п.3), при наличии боли разрешают вынимать занозу, даже если при этом непременно выйдет кровь. И здесь смысл разрешения в том, что при этом нарушается только запрет мудрецов (поскольку нет намерения выдавить кровь), мудрецы не распространили свой запрет на случаи боли. И закон также разрешает вынимать занозу, когда есть опасение заражения, если она грязная . (И см. выше в мелахе зарезания животных, что мы написали про случай, когда там присутствует нееврей.) Тогда в любом случае правильнее попросить нееврея вытащить занозу.

Здоровый человек, по некоторым соображениям принимающий лекарства

Так же абсолютно здоровому человеку запретили производить в шабат лечебные действия (например, есть вещи, которые обычно здоровые люди не едят), если при этом имеют в виду лечебное воздействие. И не обязательно для нужд лечения, но даже просто укрепить организм запретили из-за запрета «растирания снадобий». Тем не менее это разрешили делать, если он ест такие вещи для утоления голода или пьет для утоления жажды: поскольку он здоров и не собирается тем самым лечиться, это действие не включили в запрет «растирания снадобий».

Так же абсолютно здоровому человеку запретили производить в шабат лечебные действия (например, есть вещи, которые обычно здоровые люди не едят), если при этом имеют в виду лечебное воздействие. И не обязательно для нужд лечения, но даже просто укрепить организм запретили из-за запрета «растирания снадобий». Тем не менее это разрешили делать, если он ест такие вещи для утоления голода или пьет для утоления жажды: поскольку он здоров и не собирается тем самым лечиться, это действие не включили в запрет «растирания снадобий».

И также человеку, изо рта которого исходит дурной запах, разрешили жевать (а если это принято глотать, то и проглатывать) вещи, которые этот запах удаляют. И это тоже не считается принятием лекарства. Тем не менее разрешили использовать только такие средства, к которым вообще невозможно отнести запрет «растирания снадобий». Однако использовать для этих целей снадобья запрещено, так как к ним относится запрет «растирания снадобий», поскольку они лечат и другие болезни.


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше

Недельная глава Хукат

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Содержание главы: Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22). Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11). Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13). Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21). Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29). Победа над царем Арада (21:1—3). Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9). Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20). Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Словарь для читающих Тору на иврите. Хукат

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Червленая шерсть и другие ключевые понятия недельной главы

Хукат, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе