Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Вся медицина построена на расчетах и точных мерах, и достичь верного результата в этих расчетах, как мы видим, под силу практически каждому

«Об этом сказали властители: пойдем в Хешбон[1]». Властители — это те, кто властвуют над своим дурным началом. «Пойдем в Хешбон» — давайте сделаем расчет того, что происходит в мире: сравним убытки от соблюдения заповеди с сопряженной с ее соблюдением наградой, и выигрыш от нарушения по сравнению с тем уроном, который оно наносит». (Бава батра 5)

Глава первая

Понаблюдав за тем, как люди делают в жизни разные подсчеты и расчеты, мы можем отметить интересный факт. В финансовых вопросах человек способен сделать безошибочный подсчет, отдавая себе отчет, что, только тщательно взвесив, оценив и подсчитав все детали сделки с начала и до конца (включая середину), он придет к правильному решению. В противном случае возрастает риск ошибки в ту или иную сторону. И что стоит добавить или не заметить «лишний» ноль в конце? Казалось бы, подумаешь — «ноль»! Число, которое по существу-то ничего не значит! Полный ноль! Но стоит добавить тот самый ноль к любому числу и вот уж исходное число возрастает десятикратно. И если случайно приписать лишний ноль в конце четырехзначного числа, такой подсчет приведет человека к огромнейшим убыткам. Все это — в области денег, финансов, торговли. Точный подсчет — залог успеха. Человек будет считать и пересчитывать, пока не убедится в отсутствии даже незначительной ошибки, и на его расчеты можно полагаться. Как бы то ни было, достичь точных, безошибочных результатов в подсчетах — вполне реально. И ради этого человек прилагает все свои усилия, поскольку осознает важность этих расчетов. Здесь, в этой области, все четко, ясно и логично.

Или возьмем для примера область медицины. Нормальный человек вполне способен правильно измерить у больного температуру. А ведь ошибка в подобных измерениях чревата серьезными осложнениями, поскольку зачастую диагноз и соответственно курс лечения зависят от температуры больного. По большому счету, вообще вся медицина построена на расчетах и точных мерах, и достичь верного результата в этих расчетах, как мы видим, под силу практически каждому.

Но как же тогда получается, что люди, способные произвести точный, безошибочный расчет в сложнейших вопросах, в вопросах самосовершенствования и достижения духовной цельности не могут оберечься от ошибки? Почему в этой области все расчеты искажены? И это притом, что в финансовых и медицинских вопросах риск носит временный характер — на кону «всего лишь» мимолетная жизнь в этом материальном мире, тогда как риск просчетов в вопросах духовного совершенствования сопряжен с вечной погибелью! Что же мешает человеку сделать ясный, четкий и логичный расчет в столь животрепещущих вопросах?

А ведь и здесь порой лишний ноль — лишенный всякого значения сам по себе — может привести к необратимым последствиям, если только найдет, куда присоединиться. И чем больше знаков перед нулем, тем просчеты страшнее. Как учат наши благословенной памяти мудрецы[2]: «Не объединяйся со злодеем даже ради выполнения заповеди».

Другими словами, злодей сам по себе подобен идолопоклоннику, и наносимый им духовный ущерб — минимален: все знают, с кем имеют дело, и остерегаются, сторонятся его. А теперь представьте себе того же злодея в тандеме с мудрецом Торы. Опасность такого тандема — огромна, поскольку дает людям повод увидеть и домыслить увиденное (а также — написанное и переданное «по традиции»), полагая, что присутствие мудреца Торы рядом с кем бы то ни было, свидетельствует о заслуженном доверии к данному лицу. Отсюда уже путь прямой для ловко расставленных ловушек лжи под покровом правды. И это — угроза для всего мира.

То же самое — в отношении человеческих достоинств и недостатков. Нечто абсолютно негативное, как ни парадоксально, не столь опасно: ну, съест человек кусочек чего-нибудь запрещенного, и что дальше? Максимум, захочет съесть еще кусочек. До духовной заразной болезни и опасности это его не доведет, поскольку все желания такого человека сосредоточены лишь в запрещенном кусочке, и дальше этого кусочка он ничего и не видит, и не желает видеть. Все его горизонты ограничены этим несчастным кусочком. И такой грех может привести к желанию грешить, но не к попытке систематизировать и даже идеализировать грех. Соответственно, ущерб такого греха лишь в области желания.

Абсолютное добро относится к человеку, который постоянно духовно растет, и вместе с ним, благодаря его духовному влиянию, постоянно духовно растет и весь мир.

Не таков человек, чьи достоинства перемешаны в одну большую кучу с недостатками, без четких границ между ними, когда определенные действия человека продиктованы его достоинствами, тогда как в другой области его поступки могут являться следствием его недостатков. И эта гремучая смесь создает новую субстанцию. Точно так же, как, смешивая черное и белое, мы получаем новый, отдельный, серый цвет. И эта новая субстанция — сплав недостатков с достоинствами — особо опасна.

Особая опасность заключается в том, что человек может попасть в жестокую ловушку, не различив запрета в его слиянии с тем, что вроде бы разрешено. Соединение недостатков с достоинствами подобно прибавлению ноля к цифре, когда ноль сам по себе лишен всякого значения, но, стоя рядом с другими цифрами, он умножает числа десятикратно. И фальшивый документ с приписанным нолем рискует привести к немалым денежным потерям.

Так и наши достоинства. К сожалению, очень часто они служат лишь проводником и прикрытием для наших недостатков. Тем не менее, в наших руках выбор: при помощи наших достоинств преуменьшить наши недостатки (используя их для критического анализа и исправления душевных качеств, руководствуясь Торой,) или поступить наоборот. В этом ключ к пониманию слов наших благословенной памяти мудрецов[3]: «Удостоился — стала (Тора) ему эликсиром жизни, не удостоился — стала ему смертельным ядом». Ибо достоинства лишь дадут легитимацию недостаткам и увеличат их масштабы.

Как мы находим в мидраше[4]: «И Корах, который был умным человеком, как допустил такую глупость? Его обманули его глаза: он увидел, что от него произойдет великая династия — Шмуэль, который будет равен по значимости Моше и Аарону…». Каким же образом обманули Кораха его глаза? Источником его заблуждения было осознание своих особых достоинств и преимуществ. Именно это привело его к бунту против Моше-рабейну. Пророчества, что от него несомненно произойдет пророк Шмуэль, ему показалось недостаточно. Он требовал его реализации здесь и сейчас, хотел сам стать пророком Шмуэлем, предвосхитить естественную хронологическую последовательность событий. И он был уверен, что, если хорошенько постараться в этом вопросе, то желаемое вполне достижимо.

Вот нам пример человека, обладавшего пророческим даром, способного предвидеть будущее, но ввиду наличия в его характере отрицательных черт, этот уникальный дар стал для него смертельным ядом. Зримое будущее съело его настоящее в то время, как сам Корах пытался приблизить это будущее к своему настоящему, предполагая, что полагающийся ему в будущем почет станет его уделом уже сейчас. Такова природа вещей: если достоинства не покрывают недостатки, то недостатки покрывают достоинства. Здесь нет ничьи: одна из сторон обязательно, хотя бы временно, выигрывает у другой.

И в таких недостатках скрыта двойная опасность. Во-первых, их воплощение не хорошо само по себе. Но, кроме того, опасно их влияние в сочетании с достоинствами, поскольку позволяет таким образом подводить под них «идеологическую базу». Так, человек не только оправдывает свои дурные склонности, но еще и выдает их за особые заслуги и достоинства, требуя за это уважения к своей персоне. Вдобавок он провозглашает свой путь единственно соответствующим Торе и жестоко осуждает всех, кто осмеливается с него свернуть.

О таких людях говорит Тора[5]: «И ты сойдешь с ума от того, что увидят твои глаза» — сойдешь с ума от своих собственных достоинств, ибо достоинства, связанные в одно целое с недостатками, приводят к гораздо более серьезным ущербам подобно приписанному нулю в фальшивке. Так, человек сходит с ума от своего восприятия, сочетающего его достоинства с недостатками.

Подобные заблуждения встречаются сплошь и рядом. Люди склонны без разбору хватать все, что всучивают им их недостатки, и не замечают, как это становится неотъемлемой частью их поступков, их поведения. Приписанным нулем. И все это происходит со стремительной быстротой, как у иллюзиониста, чье мастерство заключается в ловкости рук. Так и человек в спешке не видит реальности своих поступков и, живя по привычке, не задумывается над своим поведением, делает все, что придет ему в голову — и плохое, и хорошее, а все, что он делал уже не раз и не два, кажется ему вполне дозволенным.

На следующем этапе человек начинает прокладывать свой собственный путь, создает свою идеологию. И если вначале он мог просто ошибаться в своих расчетах, то на этой стадии ошибки уже превращаются в целую мировоззренческую систему, и он еще и других поучает на основе собственных заблуждений, поскольку вести за собой других по пути своих ошибок — очень свойственно людям.

И здесь человеческие расчеты отличаются от его расчетов во всех других областях. Измеряя температуру, человек различает не только ее минимум и максимум. Он может измерить каждый градус и каждую десятую градуса, осознавая их важность, поскольку не только для здоровья опасна не только экстремальная температура, но и та, что ей предшествует, и даже на несколько градусов. И любое, не только самое крайнее отклонение от нормальной температуры может свидетельствовать о наличии болезни в организме.

Но в том, что касается вопросов самосовершенствования, тут человек ориентируется только на крайности. Здесь для него существуют либо законченные грешники, либо совершенные праведники. Законченными грешниками он называет тех, кто ест некошерное и нарушает субботу, а праведниками — людей недосягаемой духовной высоты. Себя же он расценивает далеким от двух этих полюсов: до ступени праведника ему не добраться, но и до уровня законченного злодея ему тоже вроде бы далеко. И человек уверен, что так низко он уж точно не падет. Все же промежуточные ступени между уровнями злодея и праведника он вообще не принимает в расчет. Они для него как бы не существуют. А раз опасность стать законченным грешником и злодеем ему не грозит, он свой долг уже выполнил, какие же могут быть к нему претензии?

В основе подобных расчетов — неумение рассчитать «промежуточные градусы» между праведником и грешником. Потому что помимо личной трактовки человеком понятий «злодей» и «грешник», есть еще и мнение Торы по поводу грешника, считающего себя безгрешным. Как сказано: «А злодею сказал Всевышний: Зачем ты говоришь о Моих законах?» Можно говорить о законах Творца, обсуждать их, делиться ими и… оставаться злодеем, грешником.

В другом месте сказано: «злодеи полны раскаянием». И рав Исраэль Салантер, да будет память праведника благословенна, говорил: Эх, если б мы находились на этом уровне! А то ведь есть люди, полные раскаянием, и, тем не менее, наши благословенной памяти мудрецы называют их злодеями. За что? За то, что истина не служила им единственным ориентиром.


[1] Название столицы, завоеванной у царя-великана Ога. Одновременно означает «подсчет, анализ».

[2] Авот де раби Натан, гл. 9.

[3] Йома 72.

[4] Ялкут Шимони, недельный раздел Корах.

[5] Дварим 28.

С любезного разрешения главного раввина Литвы, р. Хаима Бурштейна


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше