Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если человек рассказывает вещи, которые, получив огласку, могут причинить физический или моральный ущерб его ближнему, или просто причинить ему неудобство, или напугать его — это злословие»Рамбам, Законы Деот, глава 7, закон 5
Вся медицина построена на расчетах и точных мерах, и достичь верного результата в этих расчетах, как мы видим, под силу практически каждому

«Об этом сказали властители: пойдем в Хешбон[1]». Властители — это те, кто властвуют над своим дурным началом. «Пойдем в Хешбон» — давайте сделаем расчет того, что происходит в мире: сравним убытки от соблюдения заповеди с сопряженной с ее соблюдением наградой, и выигрыш от нарушения по сравнению с тем уроном, который оно наносит». (Бава батра 5)

Глава первая

Понаблюдав за тем, как люди делают в жизни разные подсчеты и расчеты, мы можем отметить интересный факт. В финансовых вопросах человек способен сделать безошибочный подсчет, отдавая себе отчет, что, только тщательно взвесив, оценив и подсчитав все детали сделки с начала и до конца (включая середину), он придет к правильному решению. В противном случае возрастает риск ошибки в ту или иную сторону. И что стоит добавить или не заметить «лишний» ноль в конце? Казалось бы, подумаешь — «ноль»! Число, которое по существу-то ничего не значит! Полный ноль! Но стоит добавить тот самый ноль к любому числу и вот уж исходное число возрастает десятикратно. И если случайно приписать лишний ноль в конце четырехзначного числа, такой подсчет приведет человека к огромнейшим убыткам. Все это — в области денег, финансов, торговли. Точный подсчет — залог успеха. Человек будет считать и пересчитывать, пока не убедится в отсутствии даже незначительной ошибки, и на его расчеты можно полагаться. Как бы то ни было, достичь точных, безошибочных результатов в подсчетах — вполне реально. И ради этого человек прилагает все свои усилия, поскольку осознает важность этих расчетов. Здесь, в этой области, все четко, ясно и логично.

Или возьмем для примера область медицины. Нормальный человек вполне способен правильно измерить у больного температуру. А ведь ошибка в подобных измерениях чревата серьезными осложнениями, поскольку зачастую диагноз и соответственно курс лечения зависят от температуры больного. По большому счету, вообще вся медицина построена на расчетах и точных мерах, и достичь верного результата в этих расчетах, как мы видим, под силу практически каждому.

Но как же тогда получается, что люди, способные произвести точный, безошибочный расчет в сложнейших вопросах, в вопросах самосовершенствования и достижения духовной цельности не могут оберечься от ошибки? Почему в этой области все расчеты искажены? И это притом, что в финансовых и медицинских вопросах риск носит временный характер — на кону «всего лишь» мимолетная жизнь в этом материальном мире, тогда как риск просчетов в вопросах духовного совершенствования сопряжен с вечной погибелью! Что же мешает человеку сделать ясный, четкий и логичный расчет в столь животрепещущих вопросах?

А ведь и здесь порой лишний ноль — лишенный всякого значения сам по себе — может привести к необратимым последствиям, если только найдет, куда присоединиться. И чем больше знаков перед нулем, тем просчеты страшнее. Как учат наши благословенной памяти мудрецы[2]: «Не объединяйся со злодеем даже ради выполнения заповеди».

Другими словами, злодей сам по себе подобен идолопоклоннику, и наносимый им духовный ущерб — минимален: все знают, с кем имеют дело, и остерегаются, сторонятся его. А теперь представьте себе того же злодея в тандеме с мудрецом Торы. Опасность такого тандема — огромна, поскольку дает людям повод увидеть и домыслить увиденное (а также — написанное и переданное «по традиции»), полагая, что присутствие мудреца Торы рядом с кем бы то ни было, свидетельствует о заслуженном доверии к данному лицу. Отсюда уже путь прямой для ловко расставленных ловушек лжи под покровом правды. И это — угроза для всего мира.

То же самое — в отношении человеческих достоинств и недостатков. Нечто абсолютно негативное, как ни парадоксально, не столь опасно: ну, съест человек кусочек чего-нибудь запрещенного, и что дальше? Максимум, захочет съесть еще кусочек. До духовной заразной болезни и опасности это его не доведет, поскольку все желания такого человека сосредоточены лишь в запрещенном кусочке, и дальше этого кусочка он ничего и не видит, и не желает видеть. Все его горизонты ограничены этим несчастным кусочком. И такой грех может привести к желанию грешить, но не к попытке систематизировать и даже идеализировать грех. Соответственно, ущерб такого греха лишь в области желания.

Абсолютное добро относится к человеку, который постоянно духовно растет, и вместе с ним, благодаря его духовному влиянию, постоянно духовно растет и весь мир.

Не таков человек, чьи достоинства перемешаны в одну большую кучу с недостатками, без четких границ между ними, когда определенные действия человека продиктованы его достоинствами, тогда как в другой области его поступки могут являться следствием его недостатков. И эта гремучая смесь создает новую субстанцию. Точно так же, как, смешивая черное и белое, мы получаем новый, отдельный, серый цвет. И эта новая субстанция — сплав недостатков с достоинствами — особо опасна.

Особая опасность заключается в том, что человек может попасть в жестокую ловушку, не различив запрета в его слиянии с тем, что вроде бы разрешено. Соединение недостатков с достоинствами подобно прибавлению ноля к цифре, когда ноль сам по себе лишен всякого значения, но, стоя рядом с другими цифрами, он умножает числа десятикратно. И фальшивый документ с приписанным нолем рискует привести к немалым денежным потерям.

Так и наши достоинства. К сожалению, очень часто они служат лишь проводником и прикрытием для наших недостатков. Тем не менее, в наших руках выбор: при помощи наших достоинств преуменьшить наши недостатки (используя их для критического анализа и исправления душевных качеств, руководствуясь Торой,) или поступить наоборот. В этом ключ к пониманию слов наших благословенной памяти мудрецов[3]: «Удостоился — стала (Тора) ему эликсиром жизни, не удостоился — стала ему смертельным ядом». Ибо достоинства лишь дадут легитимацию недостаткам и увеличат их масштабы.

Как мы находим в мидраше[4]: «И Корах, который был умным человеком, как допустил такую глупость? Его обманули его глаза: он увидел, что от него произойдет великая династия — Шмуэль, который будет равен по значимости Моше и Аарону…». Каким же образом обманули Кораха его глаза? Источником его заблуждения было осознание своих особых достоинств и преимуществ. Именно это привело его к бунту против Моше-рабейну. Пророчества, что от него несомненно произойдет пророк Шмуэль, ему показалось недостаточно. Он требовал его реализации здесь и сейчас, хотел сам стать пророком Шмуэлем, предвосхитить естественную хронологическую последовательность событий. И он был уверен, что, если хорошенько постараться в этом вопросе, то желаемое вполне достижимо.

Вот нам пример человека, обладавшего пророческим даром, способного предвидеть будущее, но ввиду наличия в его характере отрицательных черт, этот уникальный дар стал для него смертельным ядом. Зримое будущее съело его настоящее в то время, как сам Корах пытался приблизить это будущее к своему настоящему, предполагая, что полагающийся ему в будущем почет станет его уделом уже сейчас. Такова природа вещей: если достоинства не покрывают недостатки, то недостатки покрывают достоинства. Здесь нет ничьи: одна из сторон обязательно, хотя бы временно, выигрывает у другой.

И в таких недостатках скрыта двойная опасность. Во-первых, их воплощение не хорошо само по себе. Но, кроме того, опасно их влияние в сочетании с достоинствами, поскольку позволяет таким образом подводить под них «идеологическую базу». Так, человек не только оправдывает свои дурные склонности, но еще и выдает их за особые заслуги и достоинства, требуя за это уважения к своей персоне. Вдобавок он провозглашает свой путь единственно соответствующим Торе и жестоко осуждает всех, кто осмеливается с него свернуть.

О таких людях говорит Тора[5]: «И ты сойдешь с ума от того, что увидят твои глаза» — сойдешь с ума от своих собственных достоинств, ибо достоинства, связанные в одно целое с недостатками, приводят к гораздо более серьезным ущербам подобно приписанному нулю в фальшивке. Так, человек сходит с ума от своего восприятия, сочетающего его достоинства с недостатками.

Подобные заблуждения встречаются сплошь и рядом. Люди склонны без разбору хватать все, что всучивают им их недостатки, и не замечают, как это становится неотъемлемой частью их поступков, их поведения. Приписанным нулем. И все это происходит со стремительной быстротой, как у иллюзиониста, чье мастерство заключается в ловкости рук. Так и человек в спешке не видит реальности своих поступков и, живя по привычке, не задумывается над своим поведением, делает все, что придет ему в голову — и плохое, и хорошее, а все, что он делал уже не раз и не два, кажется ему вполне дозволенным.

На следующем этапе человек начинает прокладывать свой собственный путь, создает свою идеологию. И если вначале он мог просто ошибаться в своих расчетах, то на этой стадии ошибки уже превращаются в целую мировоззренческую систему, и он еще и других поучает на основе собственных заблуждений, поскольку вести за собой других по пути своих ошибок — очень свойственно людям.

И здесь человеческие расчеты отличаются от его расчетов во всех других областях. Измеряя температуру, человек различает не только ее минимум и максимум. Он может измерить каждый градус и каждую десятую градуса, осознавая их важность, поскольку не только для здоровья опасна не только экстремальная температура, но и та, что ей предшествует, и даже на несколько градусов. И любое, не только самое крайнее отклонение от нормальной температуры может свидетельствовать о наличии болезни в организме.

Но в том, что касается вопросов самосовершенствования, тут человек ориентируется только на крайности. Здесь для него существуют либо законченные грешники, либо совершенные праведники. Законченными грешниками он называет тех, кто ест некошерное и нарушает субботу, а праведниками — людей недосягаемой духовной высоты. Себя же он расценивает далеким от двух этих полюсов: до ступени праведника ему не добраться, но и до уровня законченного злодея ему тоже вроде бы далеко. И человек уверен, что так низко он уж точно не падет. Все же промежуточные ступени между уровнями злодея и праведника он вообще не принимает в расчет. Они для него как бы не существуют. А раз опасность стать законченным грешником и злодеем ему не грозит, он свой долг уже выполнил, какие же могут быть к нему претензии?

В основе подобных расчетов — неумение рассчитать «промежуточные градусы» между праведником и грешником. Потому что помимо личной трактовки человеком понятий «злодей» и «грешник», есть еще и мнение Торы по поводу грешника, считающего себя безгрешным. Как сказано: «А злодею сказал Всевышний: Зачем ты говоришь о Моих законах?» Можно говорить о законах Творца, обсуждать их, делиться ими и… оставаться злодеем, грешником.

В другом месте сказано: «злодеи полны раскаянием». И рав Исраэль Салантер, да будет память праведника благословенна, говорил: Эх, если б мы находились на этом уровне! А то ведь есть люди, полные раскаянием, и, тем не менее, наши благословенной памяти мудрецы называют их злодеями. За что? За то, что истина не служила им единственным ориентиром.


[1] Название столицы, завоеванной у царя-великана Ога. Одновременно означает «подсчет, анализ».

[2] Авот де раби Натан, гл. 9.

[3] Йома 72.

[4] Ялкут Шимони, недельный раздел Корах.

[5] Дварим 28.

С любезного разрешения главного раввина Литвы, р. Хаима Бурштейна


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше

Недельная глава Хукат

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Содержание главы: Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22). Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11). Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13). Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21). Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29). Победа над царем Арада (21:1—3). Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9). Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20). Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Словарь для читающих Тору на иврите. Хукат

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Червленая шерсть и другие ключевые понятия недельной главы

Хукат, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе