Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Даже тот, кто всю свою жизнь отрицал существование Б-га, но раскаялся в последнюю минуту, удостаивается удела в грядущем мире, как сказано: “Мир, мир далёкому и близкому, сказал Господь, Я исцелю его” (Йешаягу 57, 19)»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 3, 14
Связь между мыслью и речью можно «мобилизовать», чтобы изменить представление о супруге. Постоянное высказывание похвал в адрес партнера обострит чувствительность хвалящего к достоинствам хвалимого.

Слова, произносимые человеком, влияют больше любого внешнего действия на ход его мыслей и на его личность. Ведь речь не только выражает мысли говорящего: произнесение вслух помогает упорядочить их; проговаривая, он зачастую начинает глубже понимать предмет, открывает новые идеи, которые до этого только чувствовал, но не ясным и не явным образом. Высказывание мысли вслух заостряет, проясняет, рассеивает туман, и помогает мозгу думать. Другими словами, существует тесная взаимосвязь между анализом и речью. Не удивительно, что в иерархии творения человек определяется как «Говорящий».

Речи и выражение мыслей вслух влияет на зрение и опознавание. Я слышал от проф. Крайзлера из Тель-Авивского университета, что исследования показали: если в разговорной речи определенного народа нет названия какого-то цвета, например, нет слова «розовый», то они зрительно не различают между розовым, красным иди желтым. Точно так же, если показать несколько оттенков одного цвета человеку, который не знает их названий, он говорит, что все они кажутся ему одинаковыми. Однако если научить его названиям оттенков, и он зазубрит их, то понемногу начнет их и различать.

Связь между мыслью и речью можно «мобилизовать», чтобы изменить представление о супруге. Постоянное высказывание похвал в адрес партнера обострит чувствительность хвалящего к достоинствам хвалимого, и со временем он сам все больше и больше будет верить в то, что сам говорит. Мы замечаем это и в обратной ситуации: когда человек порочит другого и делает это на постоянной основе, даже если вначале эти слова говорились просто так, и говорящий сам в них не верил, со временем он сам ощутит их воздействие и станет видеть другого человека с негативной стороны.

Все это показывает, что когда человек не хвалит другого, это не потому, что в этом нет нужды, и не потому, что в нем нечего хвалить, а лишь потому, что его не приучили с детства хвалить людей. И поскольку отказ от комплиментов в адрес супруга — не что иное, как приобретенная привычка, ее можно изменить, привыкнув хвалить, и через некоторое время укоренившаяся привычка станет второй натурой.

Практика показывает, что супруги, которые сотрудничали, помогали и подбадривали руг друга в этом вопросе, в течение двух недель показали прекрасные результаты. Атмосфера в доме немедленно улучшилась, несмотря на то, что в этом было что-то искусственное. Но и эта искусственность довольно быстро растворилась вследствие хорошего взаимопонимания, которое воцарилось между супругами. Они развили взаимную чувствительность, внимательно относясь к вещам, которые радуют супруга, и интересуясь тем, что его беспокоит.

Еще одна польза, которую принесет такое изменение: наши дети с малых лет будут жить в позитивной атмосфере. Они тоже естественным образом будут вести себя так в своей семейной жизни, и им не придется иметь дело с проблемами, связанными с негативными привычками в общении. Если родители не будут хвалить друг друга, дети будут им подражать, и они тоже не будут говорить комплиментов своим супругам после свадьбы.

Интересная вещь произошла с теми, кто принял решение хвалить супруга, несмотря на то, что в начале похвалы казались искусственными. В результате такого обязательства и желания выполнить свое решение они начали замечать положительные качества супруга, которых раньше не замечали. Но сейчас, когда они решили хвалить его, их мозг начал искать хорошие вещи в партнере по браку, чтобы похвалить его за это, — ведь неудобно хвалить за то, чего нет. И они, действительно, нашли их, и так создается круг положительной обратной связи: поскольку нашлось много положительного, теперь удобно хвалить, и есть за что. Основной выигрыш, конечно, заключался в том, что их ощущение семейной жизни улучшилось: ведь гораздо приятнее жить в браке с человеком, которого ты ценишь, чем с человеком, недостатки которого затмевают его достоинства.

Следует отметить, что зачастую именно сомнение, что скажет и как отреагирует супруг, мешает похвалить его, когда только один из них пытается пойти по новому пути. Или что скажут дети, когда вдруг услышат, что папа или мама говорят друг другу комплименты. Новое поведение, действительно, может вызвать удивление в первые дни, но впоследствии оно превратится в совершенно естественную вещь, и партнер по браку будет ожидать еще и еще похвал и комплиментов.

Из книги «Еврейский дом»

C любезного разрешения организации «Мишпаха кеАлаха»


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Тема дня

Раскаяние — Тшува

Мудрецы называют тшуву, возвращение к Творцу мира — великим, грандиозным действием. Попробуем понять, чем же так замечательна тшува.
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца. Читать дальше

Пути праведников. Раскаяние

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия

О тшуве

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Полное возвращение возможно — правда, при условии, что оно сделано не ради выгоды. Кроме того, все плохое, совершенное ранее человеком, засчитывается ему как поступок хороший, праведный, со знаком плюс.

Раскаяние, Шаббат Шува, Капарот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Религиозная светскость

Журнал «Мир Торы»

Ни Земля Израиля, ни язык, ни общие беды — ничто на свете не способно объединить евреев всего мира в единый народ, кроме Торы. Все остальное в еврейской истории проистекает из того, что сообщает еврею Тора, и без Торы сразу теряет очевидность. Еврей, который не живет по Торе, является евреем лишь потенциально.