Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Притча о крестьянине и дьяконе, которые обменялись одеждой. Как относиться к модным каббалистам?

Рав Шах говорил ученикам: «Вы не получите награду за свою веру — вы и так верите в любую ерунду — в “сипурей цадиким” и тому подобное! Вот я — ни во что не верю! Я получу награду за веру!»
Мир циничен и жесток, в нем почти нет места чуду. Практически все мы в пору советского детства в той или иной степени верили в «нашего» дедушку Мороза, а тот, кто помладше, даже успел на «забугорного» Санту. Потом мы выросли и зачерствели, но тоска по чудесной сказке осталась. Поэтому многие с удовольствием сбегают от реальности — кто в лес, махать деревянным мечом, а кто в путешествие по игровым серверам. А кто-то, вставая на путь, с которого несколько поколений назад сошли предки, начинает открывать для себя еврейскую традицию, и тут же обнаруживает искомую сказочность. Особую прелесть этой сказочности придает то, что она как бы санкционирована «нашей святой религией», т.е. верить в эту сказку можно и даже нужно, и не только самым маленьким детям. Тем более что наивная вера в сказку получила огромное распространение в традиционных и даже в ортодоксально соблюдающих еврейских кругах.
О чем конкретно речь? О псевдоеврейских «религиозных» услугах. О том, что спрос на эти услуги рождает обильное их предложение, которое, как правило, неплохо монетизировано: всевозможные новоизобретенные «сгулот» (приметы, амулеты и талисманы), распространение которых базируется на искренней вере в проходимцев от иудаизма и т.д. Благодаря этим проходимцам растет пропасть, отрезающая многих людей от истинного Знания. Дабы отделить мух от котлет, приведем несколько примеров.

1. Начнем с безобидного. Бытует поверье, что в составе Армии Обороны Изра-иля действует сверхсекретное подразделение старцев-каббалистов: в случае крайней необходимости они вступят в бой — надев на голову «циц» воспарят над землей и уничтожат врагов с помощью молитвы и каббалистических формул.

2. Людям нравится слово «Каббала», вне зависимости от контекста и значения. Говорят, если советоваться с известным каббалистом относительно ведения бизнеса, то успех бизнесу практически гарантирован. Не страшно, что известный каббалист не изучал ни микро-, ни макроэкономику, не разбирается ни в маркетинговых инструментах, ни в финансовых рынках и их показателях — на то он и каббалист, тем более известный. А для того, чтобы почти что гарантировать успех уже в самой ближнесрочной перспективе, можно привлечь известного каббалиста в качестве «партнера по бизнесу», отписав ему 10 процентов всех будущих прибылей.

3. Как-то раз мы с женой поехали в Тверию. В числе прочих там похоронен раби Меир — «Бааль а-нес» («чудотворец») и один из главных фигурантов Мишны. На ближних подступах к его гробнице нашему взору представилось невиданное изобилие всевозможных амулетов, оберегов и красных ниточек на любой вкус. Торговал всеми этими сокровищами красивый человек с длинной седой бородой. Подле него что-то жарилось на противне, источая тонкий аромат. Мне почему-то сразу показалось, что данное благовоние — это канифоль. Мы уж было собирались продолжить движение, но тут-то и началось самое интересное. Какая-то молодая женщина подошла к вос-куривателю канифоли слишком близко и разглядывала его товар слишком долго и пристально. В общем, сама виновата. Он, конечно, приободрился, а затем голосом мягким, но не терпящим возражений, попросил свою жертву показать ему ладонь. Загипнотизированная женщина послушно показала руку. Лик торговца неожиданно стал тревожен: «Ой, какой ужас! Ты умрешь причем очень скоро!» Женщина предсказуемо испугалась. И тогда торговец смягчился: «Тебя еще можно спасти. Купи вот эту святую вещь. Каждый день, проснувшись, бери ее в руку, поворачивайся на месте 7 раз против часовой стрелки и произноси вот эти слова». Женщине хотелось жить, поэтому она вытащила кошелек и без особых колебаний купила спасительное средство.

В 1941 году Брискер Ров (рав Ицхак Зеев Соловейчик) прибыл в Йерушалаим. Когда он шел по городу, его сопровождала небольшая процессия, состоявшая из людей, знакомых с ним по Бриску (Бресту) или прослышавших о величии рава в Торе. В какой-то момент они увидели идущего навстречу человека в раввинском фраке, с красивой седой бородой. Среди сопровождающих рава Соловейчика начали перешептываться: «Кто это? Наверное, какой-то важный рав», — говорили они. «Наверное, не важный», — ответил услышавший их Брискер Ров. Он имел в виду, что «важных людей» очень мало, однако мы слишком привыкли встречать людей по одежке, по внешним проявлениям, и делать поспешные выводы. Именно поэтому все чаще и чаще медиа (в том числе религиозные), четко реагируя на спрос, представляют платформу и легитимацию не только «известным каббалистам», но и всевозможным предсказателям и новоявленным врачевателям человеческих душ, которых они, не стесняясь, именуют раввинами и даже пророками.

Один ребе рассказывал своим хасидам такую притчу: простой крестьянин отправился по делам в город. Добравшись до станции, он свернул в ночлежку, дал монетку и попросил разбудить его, когда подойдет поезд. Нащупал в потьмах топчанчик, скинул одежду и суму, заснул. Рядом лег спать дьякон. Когда подошел поезд, мужика растормошили, он схватил одежду и суму, впрыгнул в вагон и… поначалу не понял, что происходит: все почему-то расступились перед ним, уступили ему место. Оглядев себя, мужик испугался: одет он был как дьякон. Это объясняло отношение к нему людей, но он задумался, чешет в затылке — сомневается: кто же он на самом деле — мужик или дьякон? Он помнил, конечно, что всегда был мужиком, но ведь сейчас он одет как дьякон, и кто знает, не приснилась ли ему вся эта мужицкая биография? Как узнать? «Ежели я диакон, у меня должна быть книга!», — подумал мужик. Он открыл сумку — там действительно лежала книга. «Диакон я! Есть книга-то!», — обрадовался мужик. Но вновь засомневался: «Ежели я диакон, то должон уметь книгу эту читать, а то ведь точно помню, что мужиком будучи, толь во сне, толь на яву, я грамоте обучен не был». Открыл книгу, смотрит на буквы, ничего не понимает. Расстроился: «Нет, никакой я не диакон — мужик простой!» Посидел, подумал еще и понял: «Нет, я диакон, настоящий диакон! А что читать не умею — то не страшно. Никто не умеет читать!» Мудрый ребе говорил о шарлатанах, которые, узурпировали трон своих выдающихся предков — праведников, знатоков и авторов книг, и теперь корчат из себя раввинов, прикрываясь их заслугами. И чтобы заглушить голос совести, они внушают себе, что «никто не умеет читать», в том числе и великие предшественники, а значит, можно и нужно пользоваться ситуацией и ловить наивную рыбку на блесну правдоподобия.

Поэтому позволю себе дать совет. Уважаемые, стремитесь к нормативности и нормальности. Все проверяйте и не торопитесь с выводами. Выберите себе настоящего раввина и ориентируйтесь на его советы и мнение. Выбирайте тщательно. Не верьте на слово непроверенным людям, особенно когда они говорят о сверхъестественном. Избегайте профессиональных чудотворцев, не связывайтесь с «известными каббалистами», даже если они очень известны, потому что тот, кто занимается изучением Каббалы по-настоящему, серьезно (как это и нужно делать), как правило ведет себя более чем скромно, и о нем не говорят по радио и не пишут в газетах, что он «известный каббалист». Опасайтесь подделок!

Из журнала «Мир Торы»