27 января 2015 года, темы: Толдот Йешурун
Приглашаем всех читателей Толдота на уникальные занятия-вебинары по эффективному изучению иврита. Их ведет рав Арье Цукерман — преподаватель ешивы Толдот Йешурун. Уроки пройдут по вторникам, в 15.30 по иерусалимскому времени, из студии Толдот.Ру. Количество участников ограничено, занятия бесплатны, их запись будет опубликована в разделах Видео и Аудио.
Для участия в вебинаре необходимо подписаться на него.
Вопросы — azuckerman@toldot.ru
Описание курса
Для человека, тянущегося к путям иудаизма, иврит является первичным и необходимым условием. На протяжении всей истории, еврейская жизнь без знания иврита не представлялась возможной.
Цель курса — сделать возможным освоение самых необходимых правил и слов на основе их языкового первоисточника. Знающему основу и главные принципы языка, будет легче понять любое современное видоизменение.
Главной концепцией в подаче материала для нас является универсальность изучаемых правил, которые применяются и при изучении источников Торы, и для повседневного употребления.
Мы поставили перед собой задачу не загружать ученика чрезмерной информацией, а дать самое необходимое для приобретения уверенности в своих знаниях. Так, мы выбрали для запоминания базу из 400 основных слов, знание которых обеспечивает понимание почти 80% иврита.[1] Также, мы сводим к минимуму запоминание бесконечных таблиц, знакомых каждому, кто начинал учить иврит. Вместо этого, мы пытаемся предоставить возможность почувствовать язык и раскрыть его логику.
Система глаголов в иврите не проста и у многих вызывает трудности. Поэтому на первичной стадии мы разбираем только инфинитив и настоящее время בניין קל (פעל), גזרת שלמים и только через несколько уроков усвоения принципа и тренировок, переходим к прошедшему времени, а затем к будущему. И только после того как ученик освоил общий подход к глаголам, представляем полную картину системы глаголов.
Каждый урок посвящён какой-то конкретной языковой тематике и на базе каждого такого раздела даются сопровождающие правила и множество упражнений, выполнение которых необходимо для освоения материала.
Уроки проводятся в программу Webinar, так что у каждого ученика есть возможность напрямую контактировать с учителем.
Пройдя этот курс, вы научитесь читать, понимать, писать, немного говорить, а главное не бояться иврита.
Курс рассчитан для начинающих и для тех, кто думает, что уже владеет языком и хочет обогатить свои познания в иврите (ведь святой язык пропитан глубокими смыслами, требующими разъяснений).
[1] Выбор слов основан в частности на учебнике рава Нахмана Маркузона — составителя учебника Loshon Ha-Kodesh на английском языке.
Программа курса:
Урок № 1: От «א» до «Я» Алфавит
Печатные буквы — их источник / Письменные буквы — как их правильно писать / Почему у еврейских букв такие длинные названия? / Зачем нужна гематрия (цифровое значение букв)?
Урок № 2: Огласовки (и как читают без огласовок)
Полное и частичное написание слов / Виды огласовок / Два вида огласовки шва / Понятие дагеша / Мои первые слова
Урок № 3: Читаем по слогам
Немного о фонетике / Особенности произношения некоторых букв /
Особенности русского акцента или как не говорят на иврите / Как различать между похожими буквами «ח» или «כ», «ק» или «כּ» «ב» или «ו», «א» или «ע» или «ה» / Так много исключений из правил… Попробуем дать правила для исключений / Новые слова этого урока
Урок № 4: «Мужчиной и женщиной сотворил Он их»: Два рода слов
Существительные и прилагательные в двух родах / Как распознаётся род слова / Исключения
Урок № 5: …И умножил их — множественное число
Множественное число в мужском роде / Множественное число в женском роде / Исключения
Урок № 6: Это не по-русски — סמיכות смихут
Что такое смихут и «как это работает»? / Мужской род единственное число / Мужской род множественное число / Женский род единственное число / Женский род множественное число
Урок № 7: Если можно — поконкретнее: Определённый артикль «ה» и частица «את» — что ЭТО такое?
Определённый артикль «ה» перед существительным / Определённый артикль «ה» перед существительным с прилагательным / Определённый артикль «ה» перед словосочетанием סמיכות / Слияние артикля «ה» с предлогами «ב», «ל» / Функция частицы «את», или Родительный падеж в иврите
Урок № 8: Глаголы. Надо что-то делать, или смотри в корень
Главное — действовать: Инфинитив / Глаголы в настоящем времени בניין קל (פעל) / Глаголы с третьей корневой буквой «ה» / Некоторые «нестандартные» глаголы / Безличные предложения
Урок № 9: Личные местоимения и их сочетание с предлогами.
Я, ты, он, она / Мне, тебе, ему, ей… Местоименные окончания с предлогом ל… / Что мы имеем, и чего у нас нет אין ל… / יש ל…/
В кого ты веришь? Местоименные окончания с предлогом ב… / У кого встречаемся? Местоименные окончания с предлогом אצל… / На ком мир держится? Местоименные окончания с предлогом על…/ С кем поведёшься от того и наберёшься. Местоименные окончания с предлогами עם, את…
Урок № 10: Существительные и разные предлоги с местоименными окончаниями. Или как сказать моя жена одним словом.
Меня, тебя, его, её… Местоименные окончания с частицей את… / Предлог «из» /«с» и его сочетание с личными местоимениями и существительными מן, מ… / Ради чего? Местоименные окончания с предлогами בשביל, בגלל / «То, что моё — моё, а твоё — твоё». Притяжательная частица של и её склонение / Местоименные окончания с существительными
Урок № 11: Есть вопросы? Вопросительные слова.
Что? Кто? Где? Куда? Когда? Почему? Какой? / Вопросительные слова с предлогами
Урок № 12: Вспомним о прошлом: глаголы в прошедшем времени.
Принцип образования прошедшего времени / Что было, то было. Выражение наличия или отсутствия в прошлом היה ל… לא/היה ל…
Урок № 13: Подумаем о будущем: глаголы в будущем времени.
Принцип образования будущего времени / Выражение наличия или отсутствия в будущем לא יהיה ל… / יהיה ל…
Урок № 14: Менора глаголов.
Урок № 15: Возвратные глаголы.
Урок № 16: дополнительные формы глаголов.
Урок № 17: Хочу, но не могу; могу но не должен;… Модальные глаголы. רוצה \ יכול \ צריך
Что можно то можно… слова можно, нельзя, стоит и не стоитאסור , מותר, אפשר, כדאי
Урок № 18: Быть или не быть
Глагол быть להיות
Более или менее, פחות או יותרили лучше не сравнивать.
Урок № 19: Повелительное наклонение
Будущее время в роли повелительного наклонения \ Инфинитив в роли повелительного наклонения \ Отрицательная форма повелительного наклонения אַל
Урок № 20: Сложные предложения
Относительные местоимения: который, что אשר, ש / Потому что потому כי / «Когда» в ответе כאשר
Урок №: 21: До и после לפני ואחרי
לפני ואחרי / Перед тем как / После того как לפני ש…/ אחרי ש…
Урок № 22: Немножко математики
Числа мужского и женского рода / Порядковые числительные / Не подскажите который час? / А месяц? А год, по Еврейскому календарю?
Урок № 23: Можно и пообщаться — диалоги
Урок № 24: Как пройти экзамены по ивриту.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?