Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В современном Израиле и Америке реализуется программа «Дор Йешарим», по которой тысячи юношей и девушек сдают кровь на 6 смертельных наследственных заболеваний с рецессивным типом наследования, характерных для евреев-ашкенази

18 2-го адара 5733 (1973)

Ответ моему зятю, как сыну, раввину и мудрецу Торы Моше Давиду Тандлеру.

В вопросе новорожденных детей, страдающих болезнью Тея-Сакса, которые могут прожить лишь очень короткое время (порядка 2-х–3-х лет), а затем умирают. Они рождаются от родителей, которые оба являются носителями болезни. Несмотря на то, что это не проявляется у них самих, доказано, что именно от этого носительства у них рождаются подобные дети. А если носителем будет это только у одного из них — то у их детей никогда не возникнет подобных проявлений. Возможно выяснить про это с помощью генетического анализа, и тогда юноша, у которого есть этот «недостаток», предостережется и возьмет в жены девушку, у которой нет такого «недостатка», а девушка, у которой есть подобный «недостаток», — выйдет замуж за юношу, у которого нет подобного «изъяна».

И хотят знать мое мнение: подобает ли юноше и девушке приложить усилия1 и выяснить это? И правильно ли выяснять это сразу, делая подобные анализы в детстве, или только тогда, когда придет время жениться, равно как делать это в публичной форме, или скрытно?

Я выяснял и разбирался в этом вопросе, и вот что видится, по моему скромному разумению: несмотря на то, что лишь незначительное меньшинство детей рождается с подобной болезнью, и следовало бы сказать про это стих: «простодушным будь со Вс-вышним, Б-гом твоим», как объясняет его Раши:

«Ходи с Ним в простодушии, и жажди Его, и не выясняй будущего» в любом случае, т.к. сейчас сделалось очень просто это проверить, нужно подумать, а не будет ли человек, который не проверит себя, как закрывающий глаза, чтобы не видеть очевидного? И т.к. если, на дай Б-г, произойдет такая вещь, то это будет великое страдание для родителей такого ребенка, то видится правильным тому, кто собирается жениться, проверить себя. И поэтому хорошо распространять информацию об этом через газеты, чтобы люди знали, что существует подобное обследование.

Но просто и ясно, что необходимо проводить эти исследования в скрытности, чтобы не знал юноша о друге своем, а девушка — о подруге. Врач, выполняющий обследование, да не разгласит результатов ни одному человеку, т.к., несмотря на то что врачи свидетельствуют, что если носитель возьмет в жены девственницу без такового «изъяна», и равно как если носительница выйдет за муж за юношу без этого «недостатка», то у их детей это никак не проявится, многие люди, все равно, не поверят этому, из-за этого не получится у подобных молодых людей найти себе достойную пару, поэтому все исследования должны проводится втайне. Именно поэтому не правильно делать это при большом скоплении народа, как, например, в школе или в Ешиве.

И как известно, свойство души, что большинство людей страдают от своих «нервов», что мучает человека вещь незначительная, кажущаяся ему огромной, и сомнение ничтожное, кажущееся безмерным, особенно в этой стране, как известно. Поэтому, не дай Б-г, проводить это обследование маленьким мальчикам, которые пока еще не размышляют о браке, ибо большинство из них до 20 лет не задумывается о свадьбе; и вообще, не следует обсуждать с ними подобные обследования. Кроме этого, т.к. результат должен оставаться в тайне, чтобы не узнали другие о нем, а подросткам тяжело хранить тайну, это может причинить большой вред и им самим и другим. Девушкам, поскольку они обычно выходят замуж в более молодом возрасте, не следует проходить обследование, по меньшей мере до 18 лет.

А если один юноша или девушка захотят жениться до этого возраста, то это меньшинство из меньшинства, и не следует опасаться болезни.

А по вопросу фонда, который организован людьми не религиозными, у которых есть свой путь решения проблемы — они делают аборт, после обследования, когда выясняется, что этот эмбрион больной — это вещь АБСОЛЮТНО ЗАПРЕЩЕННАЯ, что врачи не сделают никогда подобного, не вижу я пользы и причин, по которым врачи, соблюдающие заповеди Торы, сотрудничали бы с такими организациями. А если же есть причины и польза от такого сотрудничества для разрешенных вещей, то нет запрета. Только следует ОПАСАТЬСЯ, чтоб не подумали, что религиозные врачи разрешают аборт, поэтому насколько это возможно, чтобы религиозные врачи были вне этого — настолько и лучше.

1 Равом использовано слово «леиштадель» — т.е. имеются в виду такие усилия, которые подобает делать в этом мире, уповая на помощь Вс-вышнего, исходя из проклятия Вс-вышнего на Адама — «и в поте лица своего будешь есть хлеб».

От переводчика

Этим переводом, я с Б-жей помощью, начинаю серию переводов респонс одного из Величайших раввинов прошлого поколения — рава Моше Файнштейна. Я буду выбирать ответы, касающиеся вопросов, заданных раввину в разные годы на медицинские темы. Следует добавить, что в современном Израиле и Америке, чтобы выполнить принцип конфиденциальности, изложенный в этом ответе рава Файнштейна и других раввинов реализуется программа «Дор Йешарим», по которой тысячи юношей и девушек сдают кровь на 6 смертельных наследственных заболеваний с рецессивным типом наследования, характерных для евреев-ашкенази. Каждому из них при сваивается номер. Результаты хранятся в засекреченном банке данных. Когда приходит время встреч шидуха, сватья или пара звонят в эту организацию и говорят 2 номера: ответ — подходят / не подходят.

Как известно, человеческая ДНК — двухцепочечная, и все гены в человеческих клетках, за исключением половых, имеются в двойном комплекте. Есть среди них рецессивные и доминантные. Доминантные гены проявляются всегда, и подавляют своим проявлением проявление рецессивных. Рецессивные же — проявятся только тогда, когда оба гена из аллель-ной пары будут рецессивными. Существуют генетические болезни, наследуемые по доминантному типу, т.е. проявляющиеся всегда, когда в генотипе присутствует больной ген, и по рецессивному типу, которые проявятся только тогда, когда оба гена в генотипе будут рецессивными. Как я уже упомянул, все клетки организма имеют двойной комплект генов, кроме половых — в половых клетках есть одинарный комплект генов, в который случайным образом попадает один ген из пары. Таким образом, генотип каждого человека на половину состоит из генов отца, а на вторую половину — из генов матери, т.е. в каждой аллельной паре будет один папин ген и один мамин. Соответственно у родителя носителя половина хромосом имеет «больной» ген, а вторая половина — нет (т.к. половина будет иметь ген из второй цепи — здоровый), если второй родитель не является носителем, то, даже, если какому-то конкретному зародышу попадет «плохой» ген, ребенок, несмотря на это, будет здоровым, как и его родитель, т.к. у них обоих проявление «больного» гена будет подавлено «здоровым». Если же оба родителя являются носителями, то половина половых клеток каждого из них будут иметь «больной» ген, и если встретятся две половые клетки, имеющие такой ген, то у будущего ребенка оба гена будут «больными», и, следовательно, разовьется заболевание. Именно поэтому, проведенная проспективная генетическая диагностика способна предотвратить такие заболевания. Процент случаев, в идеале, равен 100.

Перевод рава Шломо Вестфрида

Из журнала «Мир Торы»


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше