Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
в России возрожден военный раввинат

Мысль о создании многофункциональной капелланской службы родилась достаточно давно, ей предшествовало ощущение острой нехватки воплощения опыта западных стран в духовной опеке военнослужащих и сотрудников силовых ведомств. Надо отметить, что Военный раввинат в России был, но был он крайне короткий срок – в период между 2 русскими революциями, т.е. с августа 1917 г., когда Главный военный раввин получил звание подполковника, но с приходом большевиков все закончилось.

И вот два года назад Главный раввин России Б.Лазар, ознакомившись с моим проектом , поручил возглавить Департамент по взаимодействию с ВС, а также с другими силовыми ведомствами.

На сегодня юридически статус капелланов российской армии не закреплен, однако де-факто статус Главного военного раввина (даже в рамках ФЕОР)  и соответствующие возможности советника министерства, вполне достаточны для первичного этапа в процессе возрождения института  Военного духовенства. Есть неплохие, рабочие контакты в Главном Управлении воспитательной работы МО РФ, правопреемнике советского Главпура.

Генералы, как армии, так и МВД очень серьезно относятся к моей инициативе преподавания основ иудаизма в академиях. Безусловно, речь не идет об академическом преподавании еврейского Закона, суть предложения – регулярные выступления перед курсантами для искоренения невежества и расширения кругозора будущих офицеров, т.к. именно от них зависит здоровый климат в армейском или же милицейском коллективе. Полагаю, что в первую очередь изменения должны произойти в среде генералитета, старших офицеров, от которых зависит умонастроение в армии.  Полгода назад я был единственным религиозным деятелем, выступавшем с докладом  на спец. семинаре для высших сотрудников МВД. Кроме этого, военным раввинатом РФ была подготовлена памятка для сотрудников МВД по всей стране с подробными инструкциями как вести себя в дни еврейских праздников, приводились культурно – этнические особенности еврейской общины.

 Итак, работа наша делится на полевую и координационно - воспитательную: регулярно даются советы военным  - евреям по соблюдению Закона, исполнению Устава, привлекаются раввины для вынесения компромиссных решений, ведется переписка с родителями военнослужащих. Не так давно к нам обратились за ходатайством для молодого человека, решившего поступать в военное училище. Обращения идут разными с просьбами о переводе из части в часть, о решении конфликтных ситуаций и многое другое.

Увы, на сегодня организовать постоянное снабжение кошером невозможно, однако к Пейсаху мы разослали более 1000 кг. мацы и других продуктов. Особенную сложность в работе вызывает то, что уже много лет в документах нац. принадлежность не указывается, что ограничивает наш круг поиска контактами региональных общин и объявлениями в СМИ, в том числе «Красной звезде», «Щите и мече».

Поскольку я являюсь членом Общественного совета при  Министерстве, то и отношение ко мне по-особому уважительное и внимательное: регулярно я посещаю военные округа и на месте выясняю приблизительное количество евреев на месте, общаюсь с командирами, объясняю необходимость духовной составляющей в мотивации служения Родине. Только в этом году мною были посещены Приволжско-Уральский, Ленинградский и Северокавказский военные округа, причем во время визита на Кавказ наблюдал за учениями действующей 58-й армии.

Основной задачей своей вижу содействие тому, чтобы и в армии, т.е. в тяжелых условиях, вдалеке от общины, пробудить у еврея – офицера, генерала  или солдата гордость за принадлежность к великому народу, помочь обрести желание узнать об идишкайте, почувствовать себя частью еврейской общины России.

 В совершенно неожиданных ситуациях : на военных учениях или совещаниях всегда кто-то из офицеров подходит ко мне и шепотом признается в своем еврействе, и тем же шепотом рассказывает о родственниках в Израиле.

А недавно выяснилось, что в небольшом городке в далекой провинции все руководители силовых ведомств – евреи, в том числе и командир спецназа. В каждом силовом министерстве, округе  обращаю внимание на портретную галерею и выясняется, что 60-70 лет назад командующие посты занимали евреи.

  Надо сказать, что и в Израиле бывшие военные евреи, прошедшие войну в Афганистане – очень активны и располагают боевым опытом.

По приблизительным подсчетам в силовых структурах на всех уровнях проходят службу десятки тысяч  евреев, в том числе и генералы. Коммунистическое прошлое навсегда оставило след в их сознании и большинство из них стремится среди своих коллег не говорить о еврействе, опасаясь за карьеру. Конечно, многое зависит от должности и места службы…Совершенно неожиданно обращаются старшие офицеры, до сих пор скрывавшие свое происхождение. С ними я занимаюсь и помогаю им в меру сил почувствовать себя евреем.


Ту биШват — 15 Швата — также называют «Новым годом деревьев». В чем суть этого дня и как это связано с деревьями? Каковы обычаи и традиции Ту биШват? Читать дальше

Ту биШват. Во славу Эрец Исраэль

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Поскольку в Ту би-Шват принято рассказывать о достоинствах Эрец Исраэль, приведем несколько высказываний наших мудрецов, восхваляющих ее.

Недельная глава «Бешалах». Ту БиШват – новый год деревьев

Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»

Человек сравнивается с деревом, как сказано «ибо человек — дерево полевое».

Молитва о прекрасном этроге

Редакция Толдот.ру

Ту би-Шват — Новый год деревьев, поэтому хорошо в этот день произнести в утренней молитве (но можно и позже) эти стихи и просьбы. Известно, что у ашкеназских мудрецов есть традиция: в Ту би-Шват следует молиться об этроге, перечисляя все его свойства, чтобы всем евреям достались хорошие и красивые этроги в Суккот.

Ту-бишват

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Новой год для фруктовых деревьев. Ту-Бишват — 15 число месяца шват

Ту биШват

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

15-е число месяца шват. Новый год деревьев. «Ту» — 15 (числовое значение буквы тет — 9, буквы вав — 6), «би-шват» — «в месяце шват».

Ту биШват. Как благословляют на плоды?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Поскольку в Ту би-Шват принято есть много разных плодов, следует внимательно изучить правила, согласно которым мы благословляем плоды до и после еды.

Ту биШват без насекомых

Рав Давид-Йеуда Вертлиб

Насекомые в пище, кроме того, что просто неприятны, еще и запрещены еврею Торой. Чаще всего местами их обитания являются свежие и сушеные ягоды и фрукты. А именно они — традиционное блюдо наступающего через неделю Ту биШвата. Как показывает опыт, простая проверка и мытье плода не всегда может уберечь от употребления в пищу насекомых. Представляем вам список указаний по проверке различных плодов, составленный равом Моше Вая, шлита, перевод рава Давида Вертлиба, 2013 год.

С Новым Годом!

Рав Натан Шустин