Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Подробности благословения сыновей, духовный и каббалистический смысл каждого слова

Знаменитый отрывок о благословении Яакова внукам Эфраиму и Менаше (сыновьям Йосефа) широко комментировался мудрецами разных времён. Сначала приведём текст с основными простыми разъяснениями.

«И увидел Исраэль сыновей Йосефа» (Раши: хотел благословить их, но Б-жественное Присутствие (Шехина שכינה) покинуло его, поскольку в будущем Яроваму и Ахаву предстояло выйти из Эфраима (из потомков Эфраима), а Йеhу и сыновьям его — из Менаше (все вышеупомянутые — грешные цари Северного Царства: из-за неправедных потомков сыновей Йосефа Яаков утратил Б-жественное Вдохновение, необходимое для благословения)), и сказал: «Кто эти?» (откуда взялись эти, недостойные благословения? (Раши объясняет вопрос Яакова именно так, поскольку Яаков конечно хорошо знал внуков, и, несмотря на то, что плохо видел (как указано ниже), понимал, кого привёл Йосеф). Сказал Йосеф отцу своему: «Сыновья мои они, которых дал мне Б-г с помощью этого» (показал ему (Йосеф Яакову) документ Обручения и Брачный договор (штар ктубаשטר כתובה ), и помолился Йосеф за это дело (чтобы Яаков смог благословить внуков), и опустился на него (на Яакова) Дух Святости (как разъясняет р. Шломо Лурия (Маhаршаль), сначала Йосеф подумал, что Яаков не благословляет его сыновей, поскольку считает их появившимися на свет без правильного свадебного обычая, т.е., незаконнорожденными, и предъявил отцу соответствующие документы; когда же увидел, что и после этого Яаков не благословляет внуков, стал молиться, чтобы Б-г вернул Яакову духовные силы, необходимые для благословения (из вышеуказанного ясно, что, во-первых, все 17 лет пребывания в Египте Яаков не выяснял у сына, правильно ли тот провёл свой свадебный обряд, и, во-вторых, что именно Йосеф своей молитвой должен был вернуть отцу Б-жественное Вдохновение. Последнее можно объяснить известным талмудическим высказыванием (Брахот, 5) «заключённый не вызволяет сам себя из тюрьмы», т.е., человек, умеющий помогать другим, часто не может помочь себе, и Яакову понадобилась молитва Йосефа; однако первая проблема нуждается в изучении: 17 лет встречаясь с Йосефом, изучая Тору с Эфраимом (как упомянуто выше в комментариях Раши — Берешит, 49, 1), Яаков не интересовался, как именно женился Йосеф? Может быть, он не хотел обидеть сына подозрениями, а Йосеф, понимая это, всё-таки захватил с собой документальные подтверждения «кошерности» сыновей?) И сказал: «Возьми их ко мне, и я благословлю их!» (об этом сказано (Ошея, 11): «И Я приучил ради Эфраима взять их на руки его», — Я приучил Дух Свой (говорит Создатель) пребывать с Яаковом ради Эфраима — до того, что взял их на руки свои (из этого видим, что, во-первых, благословение обоим внукам было дано именно ради Эфраима, и, во-вторых, Яаков взял внуков на руки (хотя родились они ещё до лет голода — около 20 лет назад), т.е., до самой смерти не покидала праотца великая физическая сила, упомянутая ещё в главе «Вайеце» (Брешит, 29) в эпизоде с камнем на источнике, который не могли снять все пастухи, а Яаков, по выражению Раши, «вынул его, как пробку из бутылки»). А глаза Исраэля отяжелели от старости, не мог видеть, и приблизил их к нему (Менаше и Эфраима к Яакову), и поцеловал их, и обнял их (чтобы прикрепилась его душа к ним, и пало на них его благословение — р. Овадия Сфорно). И сказал Исраэль Йосефу: «Увидеть лица твоего не думал я, а вот, показал мне Б-г также и потомство твоё!» И отвёл Йосеф их от колен его (Раши: после того, как поцеловал их, отвёл их Йосеф от колен Яакова, чтобы усадить — этого справа, а этого слева, возложить на них руки Яакова и благословить их), и поклонился лицом до земли. И взял Йосеф обоих их — Эфраима справа — слева от Исраэля, а Менаше слева — справа от Исраэля, и подвёл к нему (желая, чтобы первенец Менаше был правым для благословения). И протянул Исраэль правую свою, и положил на голову Эфраима, хотя он младший, а левую свою — на голову Менаше: вразумил (сикель שכל) руки свои (Раши: разумом и мудростью наполнил руки свои для этого, поскольку знал, что Менаше первенец, и всё-таки не положил правую свою на него. Раби Хаим бен Аттар (Ор hа-Хаим) добавляет, что из-за слепоты Яаков именно уразумел, а не увидел, кто где стоит: догадался, что Йосеф подвёл к его правой руке первенца Менаше, и поэтому сказано «вразумил руки свои»), ведь Менаше — первенец. И благословил Йосефа (Рамбан: любя Йосефа, благословил сыновей его, и это сообщает, что, поскольку не было у Йосефа других детей, всё его личное благословение было в благословении этих сыновей. Раби Хаим бен Аттар приводит из Мидраш Раба, что «ключ к благословениям» (способ передавать Б-жественное Благословение) был в руках у Авраама, и тот передал этот «ключ» Ицхаку, Ицхак — Яакову, Яаков — Йосефу, и именно об этом говорят слова «и благословил Йосефа»: передал ему «ключ благословений»), и сказал: «Б-г, перед Которым ходили отцы мои Авраам и Ицхак, Б-г, Пасущий меня — от начала моего до сего дня (как объясняет р. Хаим бен Аттар, Яаков построил благословение по принципу молитвы “Амида” (18 благословений): сначала восхвалил Творца, упомянув о Его Любви к праотцам, а потом обратился с просьбой)! Ангел, спасающий меня от всякого зла (Слово Создателя называется “ангелом”, и Яаков просил, чтобы Б-жественное Слово было им поддержкой и благословило их — р. Хаим бен Аттар) благословит юношей, и будет дано им имя моё, и имя отцов моих, Авраама и Ицхака, и будут, как рыбы (Раши: как рыбы, которые плодятся и размножаются (под водой), и глаз злой не властвует над ними), по множеству посреди земли». И увидел Йосеф, что поставил его отец руку свою правую на голову Эфраима, и стало [это] плохим в глазах его, и поддержал руку отца своего (поднял с головы сына своего и поддержал (руку отца) рукой своей), чтобы убрать её с головы Эфраима на голову Менаше. И сказал Йосеф отцу своему: «Не так, отец мой! Ведь это — первенец, помести правую свою на голову его!» (Раби Хаим бен Аттар: Йосеф сомневался. Может быть, отец (совсем плохо видящий) подумал, что Йосеф поставил первенца Менаше справа от себя, а Эфраима — слева, из-за чего Менаше оказался слева от Яакова, и поэтому Яаков поставил правую руку на голову левого сына (думая, что он первенец)? А, может быть, он специально хочет благословить младшего правой рукой (дать ему большее благословение)? Из-за первого варианта Йосеф сказал: «Не так, отец мой!» (т.е., ты ошибся, если думаешь, что первенец слева). А из-за второго сказал: «Помести правую свою на голову его!,» т.е., если ты специально хочешь выделить младшего, не делай этого, ведь ты уже знаешь к чему это приводит (тут Йосеф намекнул на ненависть к нему братьев, начавшуюся из-за того, что Яаков выделял младшего Йосефа перед старшими: подобное не должно было повториться в жизни сыновей Йосефа). Именно поэтому, отвечая сыну отказом, Яаков дважды произнёс «знаю я», чтобы показать, что понял оба предположения сына). И отказался отец его, и сказал: «Знаю я, сын мой, знаю я (Раши: что он первенец), также и он будет народом, также и он возвеличится (ведь в будущем из него выйдет (среди его потомков будет) Гидон, посредством которого Святой, благословен Он, совершит чудо (для спасения еврейского народа)), однако брат его меньший возвеличится более его (ведь в будущем выйдет из него Йеhошуа (ученик Моше), который распределит Землю (среди колен) и будет обучать Торе народ Исраэля), и потомство его будет наполнено (Баал hа-Турим: числовое выражение слов “и потомство его будет наполнено” (ве-заро йиhъе мело וזרעו יהיה מלא) равняется числовому значению “Йеhошуа” (יהושע)) народами (весь мир наполнится слухом о нём и об имени его, когда он (Йеhошуа) остановит солнце в Гивоне, и луну — в долине Аялон).

Одна из главных проблем всего вышеприведённого текста исследуется в комментарии р. Шломо-Эфраима (»Кли Якар"): «Почему Йосеф показал неудовольствие благословением Яакова, “вразумившего” руки, только после того, как слова благословения (»Б-г, перед Которым ходили отцы мои Авраам и Ицхак и т.д.") уже были произнесены? Почему не попытался сразу переставить руки отца?

Раби Шломо-Эфраим пишет: «Возможно Йосеф полагал, что Левое более значимо, чем Правое (hа-смоль хашув ме-hа-ямин השמאל חשוב מהימין), поскольку сердце — источник разумения (всякой мысли предшествует ощущение, основа которого — в сердце), а печень, основа “души жаждущей” (т.е., более низких сторон человеческой натуры), — справа. И поэтому Йосеф думал, что Яаков хочет дать первенцу Менаше благословение мудрости, а Эфраиму — благословение материальное. А когда Яаков дал одно благословение на двоих, Йосеф подумал, что Яаков просто ошибся (и решился его поправить)».

В кратком толковании — огромная глубина: если Йосеф думал, что Яаков специально хочет дать благословение левой стороны первенцу Менаше, зачем он подвёл Менаше к правой руке отца?

В книге р. Пинхаса Горовица «Паним Яфот» приводится следующее (комментируются вышеприведённые слова Яакова, посчитавшего Эфраима и Менаше недостойными благословения: «Кто эти?»): «Можно разъяснить в связи со сказанным у Аризаля (а ранее — во “Вступлении” к Книге Зоhар), что Имя “Эло-hим” состоит из первых трёх букв, складывающихся в слово “эле (אלה)”, т.е., “эти”, и ещё двух, из которых получается слово “ми (מי)” (т.е, “кто”). Первые буквы относятся к Качеству Милости (т.н. “Правой Стороне”), вторые — к Качеству Суда (“Левой Стороне”), и Святой, благословен Он, в Имени Своём поставил буквы, связанные с Милостью и Добром, раньше букв, связанных с Судом и Наказанием. Поэтому, увидев, что сыновья “не достойны благословения”, Яаков сказал: “Кто эти (ми эле מי אלה)”, т.е., поставил “буквы Суда” вначале (“по Справедливости” благословение давать не следует), а Йосеф, отвечая отцу, переставил буквы, т.е., произнёс Имя, где часть, связанная с Милостью, вначале: “Дети мои они, которых мне дал Б-г (употр. Имя Эло-hим)” (если руководствоваться Качеством Милости, благословение дать можно)».

Не углубляясь в каббалистическую часть комментария р. Пинхаса, отметим, что Йосеф, услышав первые слова отца, понял, что Яаков сейчас ставит Меру Суда и Справедливости («Левую Сторону») на первое место (ведь так были расставлены слова: «Кто эти»). Значит, сейчас для Яакова Мера Суда — более значима.

После чего, однако, Йосеф попытался поменять местами Качества, и подвёл Менаше к правой руке отца. Яаков же всё-таки положил на голову первенца Менаше левую руку, что, казалось, подтверждало его изначальное намерение поставить во главу Качество Суда и Справедливости. И Йосеф не стал перечить — по многим причинам (в частности, из-за того, что приводилось в комментариях к прошлой главе о глубокой душевной связи Йосефа с его дедом Ицхаком, представлявшем в мире Качество Суда: приоритет «левой стороны» был близок Йосефу; кроме того, как приводилось выше из комментария р. Хаима бен Аттара, «ключ благословений» был передан Авраамом Ицхаку, а от Ицхака — к Яакову, и получается, что непосредственно переданная Яакову сила благословения — была с «Левой Стороны»).

Однако же, когда Яаков дал благословение, из которого ясно, что никакого приоритета Левой Стороне не даётся, наоборот, основная сила — с Правой Стороны, и отдаётся она младшему сыну, Йосеф буквально схватил отца за руку — ведь перемена сыновей местами точно не входила в его замыслы.

Как же из благословения понятно, что Качество Милости в них преобладает? Обратим внимание только на одну важнейшую фразу, дважды произнесённую Яаковом: «Б-г, перед Которым ходили отцы мои Авраам и Ицхак», «и будет дано им имя моё, и имя отцов моих, Авраама и Ицхака». Яаков называет Авраама и Ицхака «отцами», и «первым из отцов» делает именно Авраама — проводника Качества Милости («Правой Стороны»).

Из «Книги для изучения Торы»


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше