Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Для еврейских мудрецов с их чутким восприятием и возвышенной душой сияние Меноры было небесным ответом на все их сомнения

Сосуд масла

Что такое Ханука?.. Греки, войдя в Храм, осквернили все сосуды с маслом, которые там находились. Когда Хашмонаи набрали силу и победили их, они искали и нашли только один сосуд с маслом, на котором была печать Первосвященника…

(Шабат 21б).

Когда порочное греческое царство выступило против Твоего народа Израиля, чтобы заставить его забыть Твою Тору… Ты в Твоей великой милости… предал сильного в руки слабого, многих в руки немногих, нечистых в руки чистых…

(Из молитвы на Хануку)

События и их значение

Чтобы понять события, нужно понять людей, связанных с этими событиями, иначе можно оказаться перед лицом запутанных, часто противоречивых фактов. Когда Израиль вышел из Египта, то сделал ли он это, как потомок Патриархов, идущий получать Тору и построить общество в соответствии с Ее законами, или он бежал, как народ-раб, избавляющийся от своего угнетателя и ищущий кусок земли, который он может назвать своим? Подобные вопросы возникают и относительно более близких нам по времени событий. Вели ли народы революционные войны, чтобы получить свободу, или, не будучи в силах больше терпеть старый порядок, стремились защитить свои материальные интересы? Руководствовались ли вожди «этикой и идеализмом», или они использовали эти очевидные формулы, чтобы оправдать эгоистическое стремление к власти?

Чаще всего люди видят то, что они хотят видеть, а затем подбирают факты так, чтобы те подтвердили их мнение. В таком подходе нет ничего таинственного и абстрактного. Мы встречаемся с ним каждый день при обсуждении многих вопросов, начиная от международных и кончая личными. Люди одинаково интеллигентные, опытные и знающие могут резко расходиться в суждениях. Даже когда события, как кажется, подтверждают мнение одной стороны, другая сторона будет упорствовать: «Если бы мы больше делали так, а не иначе…», «Если бы мы не уступили так легко…», «Если бы внешние факторы не вмешивались как раз тогда, когда все должно было повернуться в нашу пользу…»

Это относится к духовной сфере так же, как и к реальной жизни: выбор редко бывает легким, и в этом мире не может быть иначе. Если бы путь к «праведной жизни» был слишком ясным, если бы грешников поражала молния, как только они согрешили, а на праведников изливался поток небесной благодати — то люди бросились бы делать добро, как из-за получаемой награды, так и потому, что все сомнения были бы устранены. Тогда человек был бы немногим больше, чем автомат, исполняющий очевидное. Он не заслуживал бы вознаграждения так же, как и ребенок, которого опыт научил, что сласти вкусны, а огонь опасен.

Чудо Хануки — одно из великих событий в еврейской истории. Только два чуда, неупомянутые в Торе, выделены мудрецами для празднования — это Ханука и Пурим. Когда произошло чудо Хануки, современникам не было ясно, действительно ли совершилось чудо или нет. Это могло быть определено только через духовное восприятие мудрецов. Посланные вечностью, они поняли обстоятельства, выявляющие героизм евреев и жестокость сирийцев; им была известна внутренняя сущность борьбы между греческой культурой и еврейской святостью. Мудрецы знали, как выделить самые важные события в этой борьбе и какие из них праздновать.

Описываемое в «Истории времен Хануки» знаменитое «чудо огней», когда чистое масло, которого должно было хватить на один день, горело восемь дней, произошло через три года после начала восстания Хашмонаев. Это единственное событие, которое Талмуд упоминает в своем кратком описании Хануки. Но в молитве Аль Анисим (которую добавляют на Хануку) по-другому говорится о происхождении праздника. Там восьмидневное чудо с маслом даже не упоминается. Речь идет о чудесной военной победе. Аль Анисим рассказывает, как греко-сирийцы покорили евреев и стремились отнять у них Тору и Заповеди и как Б-г пришел на защиту Израиля и дал силы взять верх над «сильными, многочисленными, нечистыми и безнравственными», даровал «великую победу и спасение».

Подтвержденное чудо

Комментатор также отмечает это расхождение. Он объясняет, что необходимо было Б-жественное вмешательство, чтобы показать победителям-евреям, что их военная победа — подлинное чудо. Когда мы читаем о победах Маккавеев над греко-сирийцами, мы восхищаемся их верой в Б-га и их храбростью перед лицом страшного врага. Группа верующих евреев нанесла поражение одной из сверхдержав тех времен. Но того, кто читает историю, не зная, что Б-г был в их рядах, можно понять, если он не удивлен. Даже в наше время мы видели, как могучие армии равнодушных наемников терпели поражения от отрядов повстанцев, сражавшихся за свои дома и честь своих жен и детей. Если повстанцы могут поразить огромные армии, оснащенные оружием двадцатого века, то почему отряды евреев не могли сделать то же самое с сирийскими всадниками, вооруженными пиками? Конечно, победа была огромной, но была ли она чудом? Иеуда Маккавей, который после смерти своего отца Маттатьяу стал вождем восставших, был прекрасным тактиком. Нельзя ли победу приписать его военному искусству и храбрости его людей?

Мудрецы того времени задавали те же вопросы — еврейская традиция не позволяет объявлять праздники с легкостью. Община и отдельные лица могут и должны благодарить Б-га и праздновать свое спасение от смерти или опасности, но только Писание, пророчество или какое-либо другое Б-жествен-ное послание позволяет нам утверждать, что день был наполнен святостью.

Для евреев, которые радовались при освобождении и освящении Храма, но не знали, насколько чудесным было оно, Б-г сотворил несомненное чудо, чтобы показать, что победа пришла лишь благодаря Его вмешательству. Был найден только один сосуд чистого масла, на котором еще сохранилась неразбитая печать Первосвященника. Как получилось, что греко-сирийцы не осквернили его? Почему на нем печать Первосвященника, если в Храме никогда не было принято, чтобы он ставил свою печать на сосудах с маслом или даже следил за ними? Странно. Необычно. Но все же не обязательно сверхъестественно. Масло зажгли, и оно горело и горело восемь дней, пока не было приготовлено и принесено новое масло.

Это несомненно было чудом

Для еврейских мудрецов с их чутким восприятием и возвышенной душой сияние Ме-норы было небесным ответом на все их сомнения. Да! Чудо было. Не только в эти восемь дней, но и в течение трех лет, когда старый Маттатьяу, а потом и его сыновья сражались и победили лучших военачальников и вселяющие ужас войска царя Антиоха, посланные против них. Правда, такие же победы бывали одержаны и человеческими руками, но эту войну выйграл Высший Воин.

Талмуд говорит о чуде масла, и именно это событие символизирует наш обычай зажигать ханукию. Но, как явствует из наших молитв, все, что привело к победе, — стычки, битвы, наступление — все было чудом. Мы зажигаем масляные светильники в Хануку, так как с помощью масла Б-г показал нам то, чего мы иначе не знали бы: именно Он предал сильных, многочисленных и безнравственных в руки тех, кто был слаб и малочисленен, но сражался во имя Б-жественной Торы.

С разрешения издательства Швут Ами


Эту молитву читают стоя, не сходя с места и не отвлекаясь, с сознанием того, что молящийся предстает перед Вс-вышним — Царем царей. Амиду читают ежедневно три раза в день, и это приурочено ко времени выполнения служений в Иерусалимском Храме. Читать дальше

Молитва Шахарит. Молитва Шмоне Эсре

Толдот Йешурун,
из цикла «Еврейские молитвы. Перевод сидура»

Предлагаем вашему вниманию основную часть утренней молитвы, которая носит название «Амида» или «18 благословений» Эту молитву произносят шепотом, стоя, отсюда и ее первое название (на иврите глагол «лаамод» означает «стоять»).

Молитва Маарив. Молитва Амида, окончание молитвы

Толдот Йешурун,
из цикла «Еврейские молитвы. Перевод сидура»

Вечернюю молитву читают после выхода звезд. Она состоит из благословений до чтения «Шма Исраэль», после чего следует молитва «Амида».

Про дополнительные вставки в молитвы в «Десять дней Раскаяния»

Рав Ицхак Зильбер

В последний месяц года мы должны каждый день подумать и вспомнить, что мы сделали не так, что нам нужно исправить

Тайна восемнадцати благословений. Сосредоточение во время молитвы

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Кому-то может показаться, что просьбы направлены к всемогущему роботу, приводящему в мир землетрясения, автомобильные катастрофы, ураганы... Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"

Кицур Шульхан Арух 18. Законы молитвы «Шмонэ Эсрэ»

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Тайна восемнадцати благословений. Благословение первое

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Сравнив Всевышнего с кем или чем бы то ни было, мы неизбежно уподобимся малышу, лепечущему: "Всевышний – как мой ребе!". Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"

О порядке дня и молитвы

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем»

Тайный смысл некоторых ежедневных обрядов, заповедей и молитв.

Продавец алмазов

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Молитва стала неотъемлемой частью нашей жизни . Выделяя для неё драгоценное время, мы вправе спросить: что же, в сущности, такое молитва, какой она должна быть, и как использовать её до конца? Что сказать о хозяйке, еженедельно пекущей халы, равнодушной к их качеству? Хозяйке, не стремящейся совершенствовать мастерство? Затратив столько сил, возлагая столько надежд, можно ли с безразличием отнестись к результату? Цель этой книги — понять: что происходит во время молитвы? Какие возможности открываются, что за трудности стоят на пути? Молитва — не ещё одна нагрузка (стирка, уборка, а теперь и молитва), но радость и удовольствие. Молитва приятна и сладка. Вкусив из этого плода, мы будем искать свободную минутку, чтобы отведать от него ещё. Мы ощутим неизбывную потребность постоянно окунаться в эти прохладные воды, чтобы, ощутив прилив новых сил, провести наш день, со всеми его трудностями, полными оптимизма и уверенности в успехе.

Врата молитвы 5. Стояние

Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы»

Повторение молитвы

Таблица законов прерываний во время молитвы

Рав Йеуда Володин

Что делать, если опоздал на молитву или молишься медленно? Когда можно отвечать «амен» на молитву кантора и общины, а когда нельзя?

Тайна восемнадцати благословений. Что мешает молитве?

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Сказать, что у девяноста девяти процентов молящихся сложности с сосредоточением в молитве, было бы неправдой. Эта проблема затрагивает все сто процентов молящихся. Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"

Тайна восемнадцати благословений. Благословение шестое. Просьба о прощении

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Только Всевышний может разрешить вернуть, как в шахматной игре, безответственные шаги назад... Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"