Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Хотя преувеличенная похвала может быть полезна для атмосферы в доме, так как она выражает добрую волю сказать что-то хорошее, все же, она может быть и потраченной впустую

Чтобы комплимент был воспринят супругом, необходимо привести его в соответствие с личностью супруга и его потребностями, а, кроме того, учесть еще несколько обстоятельств:

1. Комплименты должны быть пространными. Короткие похвалы воспринимаются просто как дежурные слова, которые говорятся без особых раздумий. А вот подробные рассуждения воспринимаются как неравнодушие.

2. Комплименты должны говориться с улыбкой и приветливым выражением лица.

3. Необходимо повторять комплимент через некоторое время. Повторение комплимента способствует его проникновению в эмоциональный мир адресата.

4. Следует сосредотачиваться на темах, которые важны для получающего комплимент.

Возьмем, к примеру, комплимент за обед, который приготовила жена. Обычный муж просто говорит «спасибо», когда ему подают еду. «Заботливый муж», которому действительно небезразличны чувства супруги, постарается учесть ожидания, которые возникли у нее вследствие приготовления пищи. Он знает, что она старалась и трудилась, приобретая продукты, проверяла каждый фрукт и овощ отдельно, чтобы удостовериться в его качестве, потратила время и энергию, чтобы обед получился вкусным и питательным. Он также знает, что каждый, кто делает что-то для другого человека, ожидает чего-то взамен, и минимальная награда — это благодарность; и он не успокоится, пока не получит эту награду. Это можно заметить, когда супруга «напрашивается» на реакцию, спрашивая, например: «Суп не пересолен?» Это происходит, когда муж не выполнил своей минимальной обязанности вознаградить жену, положительно отозвавшись о приготовленной ею еде.

Выясняется, что для многих мужей необходимость хвалить жену за приготовленную ей еду, а не только говорить «спасибо», является сюрпризом. Некоторые утверждают: «Разве жена не видит по мне, что я получаю большое удовольствие от еды? Почему я должен выражать это словами?» Ответ заключается в том, что да, она видит, что вам нравится еда, но она хочет услышать это. Удовольствие написано на вашем лице во время еды, но не более того, а произнесенные комплименты продолжат звучать в струнах ее чувств и после еды. Поэтому, кроме обычного «спасибо», следует подробно нахваливать обед, состав блюд, форму подачи и т.п.

«Богобоязненный» муж сочтет нужным не только благодарить, но и подбадривать супругу, когда она занимается тяжелым домашним трудом. Через некоторое время после трапезы он опять упомянет приятный вкус еды. Эти похвалы, которые высказываются не сразу после еды и не в тот момент, когда их ожидала услышать жена, дадут ей истинное ощущение, что муж обращает внимание на то, что она для него делает. Она убедится, что отвечает его ожиданиям.

Преувеличенная похвала

Из сказанного в данной статье не следует делать выводы, что следует выходить из себя в выражении похвалы и комплиментах. И не факт, что, чем больше высказано комплиментов, тем они лучше усвоятся в сознании адресата. И хотя преувеличенная похвала может быть полезна для атмосферы в доме, так как она выражает добрую волю сказать что-то хорошее, все же, она может быть и потраченной впустую. Муж, сказавший жене, что она лучший в мире педагог, в то время как она знает, что у нее просто есть правильный подход к воспитанию, не использовал все возможности и преимущества похвалы и не выполнил, как следует, заповедь «люби ближнего, как самого себя». Подобно этому, жена, сказавшая мужу, что он самый большой знаток Торы в нашем поколении, или лучший инженер в мире, очевидно, преуменьшила его достоинства.

В Талмуде написано, что следует говорить человеку только «часть хвалы в его присутствии». Маараль объясняет, что если человек не будет хвалить другого, между ними будет недоставать любви. А комплименты влекут за собой любовь со стороны хва-лимого, поскольку демонстрируют ему, что хвалящий ценит его. Однако если тот будет рассыпаться в комплиментах, которые превосходят то, что человек сам о себе думает, то это будет выглядеть как обычная лесть, которая ничего не стоит, и комплимент не будет воспринят как искренний: «Ведь если скажет всю его хвалу (т.е. все положительное, что можно о нем сказать), то это выглядело бы как лесть, а если вообще не будет его хвалить, это не способствует любви между людьми. Но если скажет в его присутствии только часть хвалы ему, это приведет к любви, так как тот полюбит его, ведь в его глазах он обладает достоинствами. А если расскажет обо всех его достоинствах, то это выглядит как лесть» (Нетивот олам, Нетив атохаха 1).

Для того чтобы комплимент не выглядел преувеличенным, он должен соответствовать представлению человека о самом себе. Поэтому, в отличие от примера, который мы привели выше, лучше, чтобы муж отметил, что его жена — отличный педагог, что она прекрасно разбирается в детской психологии и т.п. Жена может сказать мужу, что он много знает в области Торы, или что он инженер с оригинальным мышлением.

Вместе с тем, следует помнить, что человек скорее допустит ошибку недостаточного комплимента, чем преувеличенного, ведь самый большой почитатель человека — это он сам. Чтобы высказать человеку комплимент, превосходящий то, что он сам о себе думает, следует очень постараться. Как писал рав Деслер: «Каждый думает, что он в чем-то лучше тебя, и, вероятно, он прав. Согласись с ним, и он полюбит тебя. Помни слова Рамбана в его письме: “Если ты умнее его, помни, что он больший праведник, чем ты, ведь он грешит по незнанию, а ты — осознанно”.»

Из книги «Еврейский дом»

C любезного разрешения организации «Мишпаха кеАлаха»


Речь — то, что выделяет человека из мира животных. Еврейские законы речи называются шмират-алашон, охрана речи. Тора призывает нас удалить из своей речи злословие, лашон-ара, а также сквернословие и пустословие. Речь делает тайное явным и обладает такой силой, что может изменять человека и его мысли, и даже мир — как материальную его часть, так и духовную. Важно и то, что мы говорим, и то, в какую форму мы облекаем наши высказывания Читать дальше

Речь, пророчество и пустословие

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.

Слова — реальные и нереальные

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.

Духовный смысл очищения от квасного

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Ликутей Амарим — Тания. Глава 8

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»

Главы из книги

«Совершенная Мера» 7. О пустословии и его противоположности — усердии в Торе, и о разнице между занятием Торой и остальными заповедями

Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»

О пустословии и его противоположности - усердии в Торе, и о разнице между занятием Торой и остальными заповедями

Что стоит за общением между супругами

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Мужья разговаривают, чтобы передать информацию, жены же используют вербальные функции для укрепления внутрисемейной связи. О необходимости слушать других.

Береги свою речь. Красота речи

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Если вникнуть в суть ежедневно произносимых нами слов, можно увидеть, что они в большей степени, чем любая другая сфера человеческой деятельности, определяют и формируют нашу суть.

Ликутей Амарим — Тания, часть IV. Послание пятое

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»