Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Подобно тому, как лица людей непохожи друг на друга, так различны и их мысли»Бэмидбар Рабба 21, 2
Наши мудрецы разрешили накануне шабата поручать неевреям мелаху со сдельной оплатой за труд, когда работнику платят не за затраченное время, но за результат

1. Сдельная оплата

Мы уже писали в предыдущей главе, что запрет «обращения к нееврею» нарушается как тогда, когда просят нееврея сделать мелаху в сам шабат, так и тогда, когда просят накануне шабата. Всегда запрещено поручать ему выполнение мелахи, если известно, что она будет делаться в шабат, даже когда не просят явно нееврея сделать мелаху в сам шабат. И даже если он по собственной инициативе пришёл работать в шабат, в некоторых случаях необходимо запретить ему это. Тем не менее иногда разрешается поручить нееврею мелаху до начала шабата, даже если он будет делать ее в шабат. Каким образом? Если не говорят ему прямо, чтобы он делал мелаху в шабат, и также, чтобы со стороны не было очевидно, что нееврей делает ее для еврея. Ибо запретили поручать нееврею мелаху перед шабатом только тогда, когда в момент исполнения мелахи всем понятно, что нееврей выполняет поручение еврея.

Таким образом, наши мудрецы разрешили накануне шабата поручать неевреям мелаху со сдельной оплатой за труд, когда работнику платят не за затраченное время, но за результат, например за починку прибора, независимо от того, сколько времени он потратил на это. Дело в том, что запрет «обращения к не-еврею» еще до начала шабата распространили только на ситуацию, когда со стороны совершенно ясно, что в данном случае нееврей выполняет мелаху по поручению еврея. В случае же, когда мелаха оплачивается сдельно, мы считаем, что нееврей просто желает подзаработать для себя и делает мелаху по собственному желанию, на что не распространяется гзера, так как незаметно, что он работает по поручению еврея.

2. Назначение работы на шабат

Все это разрешено только в том случае, если от нееврея не просят делать мелаху именно в шабат: в этом случае, даже если он делает в шабат мелаху для еврея, мы считаем, что он делает это по собственной инициативе. Но если ему прямо говорят, чтобы мелаха была сделана в шабат, то сдельная оплата не поможет разрешить ее, и это запрещено, как и любое «обращение к нееврею» накануне шабата. Этот запрет распространяется и на случай, когда нееврею не говорят напрямую делатьмелаху в шабат, но перед шабатом дают ему работу, которую он никак не сможет закончить до наступления шабата, и требуют от него сдать готовую работу немедленно после окончания шабата. И такой случай мы считаем нарушением запрета «обращения к нееврею» в канун шабата.

3. Если объект мелахи соединен с землей

Сдельная оплата (кцица) разрешает «обращение к нееврею», только если объект мелахи отделен от земли (талуш). Но если он присоединен к земле (мехубар), сдельная оплата не помогает разрешить запрет «обращения к нееврею». Но и мелаху с от-делённым от земли объектом разрешили только тогда, когда нет огласки, что мелаха делается для еврея; в противном же случае даже сдельная оплата запрещена. Кроме того, обязали, чтобы нееврей не делал мелаху в доме еврея — в таком случае не помогает и сдельная оплата. И даже в доме нееврея ему разрешено работать, только если объект работы был доставлен туда перед началом шабата.

Таким образом, при сдельной оплате (когда оплачивается конкретное исправление) разрешается перед шабатом дать не-еврею обувь для починки при условии, что его не просят т чинить обувь в шабат и у него будет время починить обувь перед шабатом или после него. Но запрещено дать ему обувь для починки непосредственно перед наступлением шабата, сказав, что возьмут починенную обувь сразу по окончании шабата. Необходимо также, чтобы нееврей вынес обувь из дома еврея до наступления шабата. Поскольку обувь — отделённый от земли объект, и неизвестно, что нееврей чинит обувь, принадлежащую еврею, выполняются все приведенные выше условия, и при сдельной оплате подобное действие не называется «обращением к нееврею» и разрешено.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?