Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Наши мудрецы разрешили накануне шабата поручать неевреям мелаху со сдельной оплатой за труд, когда работнику платят не за затраченное время, но за результат

1. Сдельная оплата

Мы уже писали в предыдущей главе, что запрет «обращения к нееврею» нарушается как тогда, когда просят нееврея сделать мелаху в сам шабат, так и тогда, когда просят накануне шабата. Всегда запрещено поручать ему выполнение мелахи, если известно, что она будет делаться в шабат, даже когда не просят явно нееврея сделать мелаху в сам шабат. И даже если он по собственной инициативе пришёл работать в шабат, в некоторых случаях необходимо запретить ему это. Тем не менее иногда разрешается поручить нееврею мелаху до начала шабата, даже если он будет делать ее в шабат. Каким образом? Если не говорят ему прямо, чтобы он делал мелаху в шабат, и также, чтобы со стороны не было очевидно, что нееврей делает ее для еврея. Ибо запретили поручать нееврею мелаху перед шабатом только тогда, когда в момент исполнения мелахи всем понятно, что нееврей выполняет поручение еврея.

Таким образом, наши мудрецы разрешили накануне шабата поручать неевреям мелаху со сдельной оплатой за труд, когда работнику платят не за затраченное время, но за результат, например за починку прибора, независимо от того, сколько времени он потратил на это. Дело в том, что запрет «обращения к не-еврею» еще до начала шабата распространили только на ситуацию, когда со стороны совершенно ясно, что в данном случае нееврей выполняет мелаху по поручению еврея. В случае же, когда мелаха оплачивается сдельно, мы считаем, что нееврей просто желает подзаработать для себя и делает мелаху по собственному желанию, на что не распространяется гзера, так как незаметно, что он работает по поручению еврея.

2. Назначение работы на шабат

Все это разрешено только в том случае, если от нееврея не просят делать мелаху именно в шабат: в этом случае, даже если он делает в шабат мелаху для еврея, мы считаем, что он делает это по собственной инициативе. Но если ему прямо говорят, чтобы мелаха была сделана в шабат, то сдельная оплата не поможет разрешить ее, и это запрещено, как и любое «обращение к нееврею» накануне шабата. Этот запрет распространяется и на случай, когда нееврею не говорят напрямую делатьмелаху в шабат, но перед шабатом дают ему работу, которую он никак не сможет закончить до наступления шабата, и требуют от него сдать готовую работу немедленно после окончания шабата. И такой случай мы считаем нарушением запрета «обращения к нееврею» в канун шабата.

3. Если объект мелахи соединен с землей

Сдельная оплата (кцица) разрешает «обращение к нееврею», только если объект мелахи отделен от земли (талуш). Но если он присоединен к земле (мехубар), сдельная оплата не помогает разрешить запрет «обращения к нееврею». Но и мелаху с от-делённым от земли объектом разрешили только тогда, когда нет огласки, что мелаха делается для еврея; в противном же случае даже сдельная оплата запрещена. Кроме того, обязали, чтобы нееврей не делал мелаху в доме еврея — в таком случае не помогает и сдельная оплата. И даже в доме нееврея ему разрешено работать, только если объект работы был доставлен туда перед началом шабата.

Таким образом, при сдельной оплате (когда оплачивается конкретное исправление) разрешается перед шабатом дать не-еврею обувь для починки при условии, что его не просят т чинить обувь в шабат и у него будет время починить обувь перед шабатом или после него. Но запрещено дать ему обувь для починки непосредственно перед наступлением шабата, сказав, что возьмут починенную обувь сразу по окончании шабата. Необходимо также, чтобы нееврей вынес обувь из дома еврея до наступления шабата. Поскольку обувь — отделённый от земли объект, и неизвестно, что нееврей чинит обувь, принадлежащую еврею, выполняются все приведенные выше условия, и при сдельной оплате подобное действие не называется «обращением к нееврею» и разрешено.


Воровство и грабеж входят в число самых тяжких грехов, разрушающих общество. Воровать и грабить запрещено даже для того, чтобы только расстроить, проучить или попугать ближнего, а потом сразу же вернуть ему имущество. Различные виды обмана, мошенничества и выманивания также отнесены к категориям воровства или грабежа Читать дальше

Запрет кражи

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Воровство — это не только взлом магазина под покровом ночи или путешествие в чужой карман. Под это определение подпадет также уклонение от налогов и пошлин, невыплата долгов и даже небрежность при охране чужого имущества. Всё, что вы хотели знать о воровстве.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Кдошим

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Книга заповедей. Заповеди «делай»: 231-240

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»

О похоронах, О рабах, Об ущербах

Ссуда под проценты 2

Рав Бенцион Меламед,
из цикла «Ссуда под проценты»

Тора запрещает и одалживать под проценты, и брать под проценты, то есть и ростовщик, и его клиент нарушают запрет Торы

Восьмая заповедь. Не обкрадывай себя

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

Заповедь "не укради" в нашем цивилизованном мире давно трансформировалась в другую заповедь - "не попадайся"

Ссуда под проценты 1

Рав Бенцион Меламед,
из цикла «Ссуда под проценты»

Пишет Рамбам в книге «Яд Хазака» в законах «дающего в долг и одалживающего»: «Тора запрещает и одалживать под проценты, и брать под проценты, то есть и ростовщик, и его клиент нарушают запрет Торы». (перек 4).

Тора и бизнес. Не брать закон в свои руки

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Товар, который был взят в руки, и за который были внесены деньги, считается приобретенным. Покупатель не может самолично вернуть товар продавцу и потребовать возврат уплаченной суммы.

Истоки Устного Закона. Цель раввинского законодательства.

Хаим Шиммель,
из цикла «Истоки устного закона»

"Цель гзерот - предотвратить нарушение заповедей, а цель таканот - укрепление и развитие четырёх основ: религии, семьи, национального сознания, общества"

Урок упования. Четыре вида

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Тора и бизнес. Взять в долг без согласия владельца

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Нельзя брать чужие вещи без согласия владельца. Такая ситуация классифицируется Торой как воровство. Если в прошлом владелец многократно давал разрешение на пользование этой вещью, ее можно взять при соблюдении нескольких условий.

Тора и бизнес. Случайная подмена предметов или одежды

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Нельзя пользоваться чужой собственностью, не имея на это специального разрешения. Если человек по ошибке взял чужую вещь, он должен прекратить ее эксплуатацию с того момента, как выяснится ошибка.

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.