Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В одну из суббот месяца сивана на нашу местность спустилась страшная жара. Невозможно было выйти на улицу, но хуже того — невыносимый жар привел к возгоранию сухой травы на пустырях.

Р. Хагай Киршенбаум и его отец, р. Йехиэль Киршенбаум вместе занимаются выращиванием этрогов. Это очень непростая работа: ведь за этрогами необходимо ухаживать в течение всего года, а период их сбора очень короткий — всего несколько дней в году. Кроме того, отец и сын Киршенбаумы неукоснительно соблюдают святость седьмого года, согласно самым строгим правилам, а именно: когда наступает год шмиты, они просто-напросто объявляют свои сады «эфкер» — бесхозными, даже не обращаясь за помощью к «Оцар бейт-дин» (которые распределяют плоды седьмого года среди людей, при этом не допуская мародерства в чужих садах)! В этот год в сад Киршенбаумов может заходить кто угодно. Такое соблюдение шмиты требует от земледельцев огромной веры и самоотверженности, особенно когда речь идет об этрогах.

Обычно этрог может находиться на ветке больше одного года. Неслучайно в Талмуде сказано, что этрог назван «при эц адар» — плод «великолепного» дерева, потому что он «дар» — обитает на дереве из года в год. Опытные садоводы знают, какие плоды нужно собрать, а какие — оставить на следующий сезон. Но по окончании шмиты им приходится фактически заново возрождать плантации этрогов — ведь на деревьях после всеобщего нашествия совершенно не остается плодов! Кроме того, неумелый сбор может нанести серьезный ущерб деревьям. Неудивительно, что восстановление занимает много времени и сил. Иногда с людьми, демонстрирующими такую силу веры и упования на Всевышнего, происходят настоящие чудеса. Вот что рассказал р. Хагай:

«Сразу по окончании шмиты, после Рош а-Шана 5762 (2001) г., мы приступили к восстановлению наших плантаций, простирающихся на 45 дунамов. Месяцы усиленной работы — и к лету деревья были покрыты хорошими этрогами. Нам оставалось только подождать осени, чтобы собрать их и отправить на продажу в Израиле и за границей.

Но однажды случилось непредвиденное. В одну из суббот месяца сивана на нашу местность спустилась страшная жара. Невозможно было выйти на улицу, но хуже того — невыносимый жар привел к возгоранию сухой травы на пустырях. У нас, в селении Яшриш, также вспыхнул пожар и понесся с угрожающей скоростью, переходя с одного поля на другое и нанося невосполнимый ущерб. Ветер, особенно сильный в тот день, способствовал распространению огня.

Владельцы полей, вместе в вызванными пожарными, не могли потушить огонь. Поскольку был Шабат, никто не мог позвонить мне и сообщить, в какой опасности находятся мои сады. “Киршенбаумам все равно ничем не помочь” — говорили соседи, и они были правы. Дело в том, что для защиты этрогов над садами натягивают сетку. Но она легко может из защиты обернуться пособником врага, так как очень хорошо горит. Стоит ей загореться в одном месте — и вся плантация станет историческим прошлым!

В час дня огонь достиг края одного из моих садов, и языки пламени принялись лизать окружающие его столбики с сеткой. Она загорелась…

В тот же момент произошло нечто неожиданное. За считанные секунды ветер сменил направление на противоположное! Он не только отдалил огонь от нашего сада, но и погасил уже начавшееся возгорание! Жители селения, оказавшиеся свидетелями этого чуда, не могли поверить своим глазам — они уже успели оплакать наши прекрасные сады… В одно мгновение они убедились, что есть Б-жественное Провидение, и оно не только спасло сад Киршенбаумов, но для этого даже не потребовалось нарушать Шабат!

На исходе Шабата, узнав о происшедшем, я поспешил на то место. Зрелище окружающего нас разрушения было чудовищным. Годы работы и огромных вложений канули в небытие за минуты. Но наш сад остался невредимым — почти единственный во всей округе! У меня нет сомнения, — завершает р. Хагай свой рассказ, — что заслуга соблюдения шмиты сохранила наш сад и позволила евреям приобрести наши этроги на этот Суккот и в последующие годы».

По книге Давида Кляйнера «И пошлю Свое благословение»


Дарование Торы стало ключевым событием не только еврейской, но и общемировой истории? Письменная Тора была переведена на древнегреческий и другие языки, а законы Торы и принципы иудаизма легли в основу мировых религий — христианства и ислама. Как результат, все человечество приняло новые ценности: Единобожие, добросердечие и взаимопомощь, запрет посягательства на чужую жизнь и имущество, неделя с выходным днем, запрет разврата и т.д. Читать дальше

Рассказы мудрецов о Даровании Торы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?

Недельная глава Итро

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Центральная глава рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Ради этого и произошел выход из Египта.

Бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм

Лоренс Келеман

Мы публикуем отрывок из книги Лоренса Келемана «Возможность получить» (Permission to Receive).

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Моше на горе Синай

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Устная Тора

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»