Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Это — величайшая мудрость, превосходящая все премудрости: вообще не мудрствовать»Раби Нахман из Бреслава
Если человек тянется вслед за миром и отдаляется от Творца, то он портится, и портится этот мир вместе с ним

«И увидел Б-г землю, и вот испортилась, потому что испортила всякая плоть свой путь на земле» (Брейшит 6:12). Сказано об этом в геморе (трактат Санедрин 108): из сказанного следует, что скрещивали домашних и диких животных, и всех их с человеком. А в мидраше (раба, 28:8) сказано, что все испортили свои поступки: собака шла к волку, и петух к павлину.… Из мидраша следует, что животные сами поступали так. И это требует пояснения. Ведь то, что так могли поступать люди это понятно, в том смысле, что человек обладает свободой воли, но у животных, у которых нет зла и нет склонности к таким вещам, и всё что они делают, подчинено инстинктам, как же они могли так поступать? И ещё спрашивает гемора и Зоар на сказанное в стихе «и стёр все сущее», если человек согрешил, животное, в чём его грех? И отвечает Зоар, что в этом же самом и был грех, что оставили свой вид и приклеились к другому виду.

Поясняет «Бейт аЛеви», что смысл произошедшего в том, что точно так же как человек влияет на самого себя, посредством укоренения в себе привычки к плохим поступкам и создаёт себе вторую природу, так чтобы это его природа жаждала бы и тянулась за плохими поступками, сделанными прежде, чтобы делать их вновь и вновь. И даже если он понимает разумом, что они не хорошие, и даже если в душе он бы хотел отказаться от них, тем не менее, его предыдущие поступки не дают ему вернуться к своему первоначальному состоянию, так как они настолько укоренились в его теле, что стали его второй природой, чтобы совершать это зло. Точно так же своими поступками он воздействует на весь мир. И это происходит не только, если он совершает зло открыто и публично, способствуя тем самым чтобы видящие это научились бы у него, но даже если человек совершает это зло тайно, тем не менее, из-за того, что его тянет к нему, и он испытывает вожделение, он усиливает силу этой страсти до такой степени, что она укореняется у всех созданий и в мире вообще, так, что теперь и их природа склонна к этому больше, чем было прежде.

И это, потому что так основал Творец в природе творений, что их природа меняется, и тянется вслед за поступками человека и его привычками. И не только живые существа подвержены влиянию человека, но и неодушевлённые предметы приобретают новую природу. Как сказано в Писании «и стала нечистой земля», также и в главе Ноах упоминается «и испортилась земля». Да и опыт доказывает, что разные страны отличаются по своей природе так, что приезжая в новую страну человек ощущает на себе новое влияние. И так поясняется в Зоаре, что люди — основа земли, и они влияют на неё до такой степени, что природа земли меняется. Поэтому, после того как испортились люди, это повлияло и на животных, и всю землю, ставшей нечистой. И так же написал рабейну Моше Хаим Луцатто («Месилат йешарим», гл. 1): если человек тянется вслед за миром и отдаляется от Творца, то он портится, и портится этот мир вместе с ним. Если же он властвует над собой и прилепляется к Творцу, и пользуется миром для служения Б-гу — человек поднимается и этот мир вместе с ним.

То есть мир — это инструмент служения человека, скрывает за своей материальностью Создателя, и, наоборот, для человека, смотрящего на него глазами разума, он способствует проявлению Б-га в мире, видя в мире его Создателя.

И точно также, как злодеи усиливают своими грехами страсть к злу в мире, так же и праведные усиливают своими хорошими поступками страсть делать добро в мире.

В свете этого, можно понять слова геморы (Хагига, 15): если удостаивается праведник, то может взять свою долю и долю своего товарища в Ган эден, и если виновен злодей, то берет долю свою и долю товарища своего в Геиноме. И на первый взгляд не понятна логика этого. Почему праведник удостаивается доли товарища, над которой он не трудился, и наоборот, почему виновен злодей в том, в чем не совершал греха? В соответствии со сказанным выше понятна логика этого высказывания. Поскольку каждый человек оказывает влияние своими поступками на другого, так что и в природе других людей появляется небольшое влечение вслед за его поступками. Получается, что у каждого есть доля в поступках своего товарища. Поэтому злодей усиливает страсть к злу так, что это оказывает небольшое влияние и на праведного человека. И когда праведный оступается в каком-либо грехе, то у злодея есть большая доля в этом грехе. И иногда даже большая часть, чем у того праведника, который сделал его. Так же, и наоборот, у праведника есть большая доля в хороших поступках злодея, потому что праведник с помощью своих хороших поступков усилил страсть к добру так, что это чуть повлияло и на злодея, из-за чего он иногда делает добро. И особенно если оступившийся праведник получит наказание в этом мире, чтобы остался чистым в мире грядущем, а злодея не накажут в этом мире, то так и останется у злодея его доля в грехе праведника в Геиноме. А злодей, сделавший хороший поступок, получит за него награду в этом мире, то окажется, что для праведника хранится его доля в этом хорошем поступке злодея, для награды в мире грядущем. И это то, что сказано, удостоился праведник — берёт долю свою и своего товарища в Ган эден, а злодей наоборот.

Однако нужно понимать, что то что человек оступился, возможно потому, что не смог устоять против своей страсти к которой добавилась страсть, усиленная другими, и может быть даже доля других больше чем его собственная. Тем не менее, конечно же, он получит наказание за сделанное им, и у него не будет оправдания тем, что другие повлияли на него, потому что если бы укрепился бы насколько возможно, то наверняка победил бы, и Творец бы помог бы ему, как сказано «Б-г не оставит нас в его власти».

В поколении потопа, каждый из них делал зло сам по себе, по своей воле, и не требовалось усиления зла со стороны другого. Однако Ноах со своей стороны выбирал добро, несмотря на их влияние. Но из-за влияния своего поколения в чем-то не мог стать совершенным и достичь своего величия и высокого достоинства в полной мере, в той степени, которую мог бы достичь, не будь этого малого влияния на него. Поэтому оказал ему милость Создатель и сказал «приди ты и семья твоя в ковчег», так как после того как отделился от них и зашел в ковчег, остался полным праведником. Потому что ковчег был «другим миром», и Б-г хранил его и его чистоту, чтобы не зашло в него влияние их плохих поступков. И это то, что сказано в Теилим: «и я, в великой милости Твоей, приду в дом Твой» — это ковчег, названый «домом Твоим», который обладал святостью Всевышнего.

И возможно это разница между Авраамом и Ноахом, о которой говорится в мидраше (раба 30:11). Об Аврааме сказано: «ходи передо Мной», а о Ноахе «с Б-гом ходил Ноах», потому что Авраам не нуждался в поддержке Небес, он сам выбирал добро, а Ноах нуждался в помощи свыше.

И в соответствии со сказанным выше, можно сказать, что Ноах сам по себе был праведным, но чтобы противостоять тому злому началу, которое усилило своими поступками его поколение, нуждался в помощи Небес. И это то, что сказано в стихе: « Ноах — муж праведный, цельный в своём поколении, с Б-гом ходил Ноах». Чтобы быть праведным и цельным в своём поколении, и не оступиться, нуждался в помощи, но ему самому было тяжело. И поэтому не защитил своими заслугами своё поколение, чтобы не были уничтожены также и они. Потому что они могли повлиять на него и заставить оступиться, если бы не помощь, которая заключалась в том, что он был отделён от них в ковчег, и там остался совершенным праведником. Но Авраам не нуждался в помощи, и мог сам противостоять даже злому началу и влиянию других. И получается, что настолько насколько умножали злодеи в его поколении грехи, настолько добавлялась у Авраама заслуга, и награда за его усилия. Потому что своими грехами усложняли его служение, и, тем не менее, остался в своей праведности.

И это то, о чём сказано в мишне «Поучения отцов»: (5:3) десять поколений от Ноаха до Авраама…что все поколения гневили, до того, как пришел Авраам и взял награду всех их. Дело в том, что из-за их грехов увеличивалась его награда, поэтому не были осуждены на уничтожение, так как во времена Ноаха, и потому Б-г предоставил возможность их существования, также как предоставляет возможность существования злого начала и дурных побуждений — чтобы удостоились награды праведники, побеждающие его. И точно также, как они своими плохими поступками затрудняли ему спасение от их дурного влияния, так же и он достоин их награды. Но Ноах, который нуждался в помощи, чтобы его не испортили люди его поколения, не увеличивалась его награда за счет их грехов, поэтому не удостоился взять за них награду, и поэтому не защитил их. Они только мешали ему, и не помогали заслужить эту награду. Поэтому отделил Б-г его от них, и остался он праведником, а они были уничтожены.

Мудрецы Талмуда спорят (Санедрин 108), о стихе «Ноах человек праведный, цельный был в своём поколении». Раби Йоханан говорит: «в своём поколении», и не в других поколениях, Рейш Лакиш говорит: «в своём поколении», и тем более в других поколениях. Однако это не спор по существу вопроса, а только о том, что имел ввиду стих, так как наверняка Авраам был более великим, потому что без помощи мог противостоять злым побуждениям, усиленным другими, а Ноах нуждался в поддержке и помощи.

И поэтому сказал раби Йоханан, что только в своём поколении, но Авраам был более великим. Однако, поскольку недостаток был только со стороны поколения, и если бы жил бы в поколении праведников, тем более был бы праведником. Рейш Лакиш считал, что поскольку Ноах по сути был праведником даже в окружении злодеев, то если бы находился бы в окружении праведников, то тем более был бы праведником.


Согласно традиции, Моше на горе Синай были переданы 613 заповедей: 365 заповедей запретительных и 248 повелительных. Читать дальше