Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Если человек тянется вслед за миром и отдаляется от Творца, то он портится, и портится этот мир вместе с ним

«И увидел Б-г землю, и вот испортилась, потому что испортила всякая плоть свой путь на земле» (Брейшит 6:12). Сказано об этом в геморе (трактат Санедрин 108): из сказанного следует, что скрещивали домашних и диких животных, и всех их с человеком. А в мидраше (раба, 28:8) сказано, что все испортили свои поступки: собака шла к волку, и петух к павлину.… Из мидраша следует, что животные сами поступали так. И это требует пояснения. Ведь то, что так могли поступать люди это понятно, в том смысле, что человек обладает свободой воли, но у животных, у которых нет зла и нет склонности к таким вещам, и всё что они делают, подчинено инстинктам, как же они могли так поступать? И ещё спрашивает гемора и Зоар на сказанное в стихе «и стёр все сущее», если человек согрешил, животное, в чём его грех? И отвечает Зоар, что в этом же самом и был грех, что оставили свой вид и приклеились к другому виду.

Поясняет «Бейт аЛеви», что смысл произошедшего в том, что точно так же как человек влияет на самого себя, посредством укоренения в себе привычки к плохим поступкам и создаёт себе вторую природу, так чтобы это его природа жаждала бы и тянулась за плохими поступками, сделанными прежде, чтобы делать их вновь и вновь. И даже если он понимает разумом, что они не хорошие, и даже если в душе он бы хотел отказаться от них, тем не менее, его предыдущие поступки не дают ему вернуться к своему первоначальному состоянию, так как они настолько укоренились в его теле, что стали его второй природой, чтобы совершать это зло. Точно так же своими поступками он воздействует на весь мир. И это происходит не только, если он совершает зло открыто и публично, способствуя тем самым чтобы видящие это научились бы у него, но даже если человек совершает это зло тайно, тем не менее, из-за того, что его тянет к нему, и он испытывает вожделение, он усиливает силу этой страсти до такой степени, что она укореняется у всех созданий и в мире вообще, так, что теперь и их природа склонна к этому больше, чем было прежде.

И это, потому что так основал Творец в природе творений, что их природа меняется, и тянется вслед за поступками человека и его привычками. И не только живые существа подвержены влиянию человека, но и неодушевлённые предметы приобретают новую природу. Как сказано в Писании «и стала нечистой земля», также и в главе Ноах упоминается «и испортилась земля». Да и опыт доказывает, что разные страны отличаются по своей природе так, что приезжая в новую страну человек ощущает на себе новое влияние. И так поясняется в Зоаре, что люди — основа земли, и они влияют на неё до такой степени, что природа земли меняется. Поэтому, после того как испортились люди, это повлияло и на животных, и всю землю, ставшей нечистой. И так же написал рабейну Моше Хаим Луцатто («Месилат йешарим», гл. 1): если человек тянется вслед за миром и отдаляется от Творца, то он портится, и портится этот мир вместе с ним. Если же он властвует над собой и прилепляется к Творцу, и пользуется миром для служения Б-гу — человек поднимается и этот мир вместе с ним.

То есть мир — это инструмент служения человека, скрывает за своей материальностью Создателя, и, наоборот, для человека, смотрящего на него глазами разума, он способствует проявлению Б-га в мире, видя в мире его Создателя.

И точно также, как злодеи усиливают своими грехами страсть к злу в мире, так же и праведные усиливают своими хорошими поступками страсть делать добро в мире.

В свете этого, можно понять слова геморы (Хагига, 15): если удостаивается праведник, то может взять свою долю и долю своего товарища в Ган эден, и если виновен злодей, то берет долю свою и долю товарища своего в Геиноме. И на первый взгляд не понятна логика этого. Почему праведник удостаивается доли товарища, над которой он не трудился, и наоборот, почему виновен злодей в том, в чем не совершал греха? В соответствии со сказанным выше понятна логика этого высказывания. Поскольку каждый человек оказывает влияние своими поступками на другого, так что и в природе других людей появляется небольшое влечение вслед за его поступками. Получается, что у каждого есть доля в поступках своего товарища. Поэтому злодей усиливает страсть к злу так, что это оказывает небольшое влияние и на праведного человека. И когда праведный оступается в каком-либо грехе, то у злодея есть большая доля в этом грехе. И иногда даже большая часть, чем у того праведника, который сделал его. Так же, и наоборот, у праведника есть большая доля в хороших поступках злодея, потому что праведник с помощью своих хороших поступков усилил страсть к добру так, что это чуть повлияло и на злодея, из-за чего он иногда делает добро. И особенно если оступившийся праведник получит наказание в этом мире, чтобы остался чистым в мире грядущем, а злодея не накажут в этом мире, то так и останется у злодея его доля в грехе праведника в Геиноме. А злодей, сделавший хороший поступок, получит за него награду в этом мире, то окажется, что для праведника хранится его доля в этом хорошем поступке злодея, для награды в мире грядущем. И это то, что сказано, удостоился праведник — берёт долю свою и своего товарища в Ган эден, а злодей наоборот.

Однако нужно понимать, что то что человек оступился, возможно потому, что не смог устоять против своей страсти к которой добавилась страсть, усиленная другими, и может быть даже доля других больше чем его собственная. Тем не менее, конечно же, он получит наказание за сделанное им, и у него не будет оправдания тем, что другие повлияли на него, потому что если бы укрепился бы насколько возможно, то наверняка победил бы, и Творец бы помог бы ему, как сказано «Б-г не оставит нас в его власти».

В поколении потопа, каждый из них делал зло сам по себе, по своей воле, и не требовалось усиления зла со стороны другого. Однако Ноах со своей стороны выбирал добро, несмотря на их влияние. Но из-за влияния своего поколения в чем-то не мог стать совершенным и достичь своего величия и высокого достоинства в полной мере, в той степени, которую мог бы достичь, не будь этого малого влияния на него. Поэтому оказал ему милость Создатель и сказал «приди ты и семья твоя в ковчег», так как после того как отделился от них и зашел в ковчег, остался полным праведником. Потому что ковчег был «другим миром», и Б-г хранил его и его чистоту, чтобы не зашло в него влияние их плохих поступков. И это то, что сказано в Теилим: «и я, в великой милости Твоей, приду в дом Твой» — это ковчег, названый «домом Твоим», который обладал святостью Всевышнего.

И возможно это разница между Авраамом и Ноахом, о которой говорится в мидраше (раба 30:11). Об Аврааме сказано: «ходи передо Мной», а о Ноахе «с Б-гом ходил Ноах», потому что Авраам не нуждался в поддержке Небес, он сам выбирал добро, а Ноах нуждался в помощи свыше.

И в соответствии со сказанным выше, можно сказать, что Ноах сам по себе был праведным, но чтобы противостоять тому злому началу, которое усилило своими поступками его поколение, нуждался в помощи Небес. И это то, что сказано в стихе: « Ноах — муж праведный, цельный в своём поколении, с Б-гом ходил Ноах». Чтобы быть праведным и цельным в своём поколении, и не оступиться, нуждался в помощи, но ему самому было тяжело. И поэтому не защитил своими заслугами своё поколение, чтобы не были уничтожены также и они. Потому что они могли повлиять на него и заставить оступиться, если бы не помощь, которая заключалась в том, что он был отделён от них в ковчег, и там остался совершенным праведником. Но Авраам не нуждался в помощи, и мог сам противостоять даже злому началу и влиянию других. И получается, что настолько насколько умножали злодеи в его поколении грехи, настолько добавлялась у Авраама заслуга, и награда за его усилия. Потому что своими грехами усложняли его служение, и, тем не менее, остался в своей праведности.

И это то, о чём сказано в мишне «Поучения отцов»: (5:3) десять поколений от Ноаха до Авраама…что все поколения гневили, до того, как пришел Авраам и взял награду всех их. Дело в том, что из-за их грехов увеличивалась его награда, поэтому не были осуждены на уничтожение, так как во времена Ноаха, и потому Б-г предоставил возможность их существования, также как предоставляет возможность существования злого начала и дурных побуждений — чтобы удостоились награды праведники, побеждающие его. И точно также, как они своими плохими поступками затрудняли ему спасение от их дурного влияния, так же и он достоин их награды. Но Ноах, который нуждался в помощи, чтобы его не испортили люди его поколения, не увеличивалась его награда за счет их грехов, поэтому не удостоился взять за них награду, и поэтому не защитил их. Они только мешали ему, и не помогали заслужить эту награду. Поэтому отделил Б-г его от них, и остался он праведником, а они были уничтожены.

Мудрецы Талмуда спорят (Санедрин 108), о стихе «Ноах человек праведный, цельный был в своём поколении». Раби Йоханан говорит: «в своём поколении», и не в других поколениях, Рейш Лакиш говорит: «в своём поколении», и тем более в других поколениях. Однако это не спор по существу вопроса, а только о том, что имел ввиду стих, так как наверняка Авраам был более великим, потому что без помощи мог противостоять злым побуждениям, усиленным другими, а Ноах нуждался в поддержке и помощи.

И поэтому сказал раби Йоханан, что только в своём поколении, но Авраам был более великим. Однако, поскольку недостаток был только со стороны поколения, и если бы жил бы в поколении праведников, тем более был бы праведником. Рейш Лакиш считал, что поскольку Ноах по сути был праведником даже в окружении злодеев, то если бы находился бы в окружении праведников, то тем более был бы праведником.


До 40 лет он служил пастухом и не только не изучал Тору, но и не умел читать. Но затем стал великим мудрецом, духовным лидером наставником поколения. Читать дальше

Раби Элиэзер бен Орканос

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Раби Элиэзер Агадоль – один из выдающихся мудрецов Израиля всех времен.

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

От Синая до наших дней. Эпоха Танаев

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.

«Сфират аомер» — счет омера

Рав Исроэль-Меир Лау

В чем состоит предназначение «Сфират аомер»? Что это вообще такое — омер? Что отличает период «Сфират аомер» от прочих времен года?