Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ноах строил ковчег на протяжении 120 лет. Зачем Всевышний утруждал его этим?

В мишне «Поучение отцов» (1 гл. 2 мишна) сказано: «на трёх вещах стоит этот мир — на Торе, на служении и на милосердии». Сказанное в этой мишне можно проиллюстрировать на примере Ноаха.

Мир стоит на Торе.

В начале главы (6:13-18) сказано: «И сказал Б-г Ноаху, конец всякой плоти настал предо Мной…и вот, Я уничтожу их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер… И Я приведу потоп на землю, чтобы уничтожить всякую плоть, в которой дух жизни… И Я осуществлю Мой союз с тобой, и войдёшь ты в ковчег…»

В речениях Творца Ноаху — есть определённый порядок. В начале он говорит, что вынес приговор уничтожить всё живое. И тогда, прежде чем объяснить ему, каким же образом будет происходить это уничтожение, говорит ему о строительстве ковчега, подробно объясняя, как он должен быть устроен. И опять-таки не раскрывая назначения ковчега. И только после этого сообщает ему о потопе и становится понятной связь между сообщенным в начале решении уничтожить всё, и строительством ковчега. Почему же не было объяснено Ноаху сразу же, что есть связь между потопом и поэтому необходимо построить ковчег?

Поясняет рав Моше Файнштейн, что здесь содержится намёк на то, что ковчег нужно было строить Ноаху не только для этой цели — спастись с помощью него. А ради заповеди Всевышнего, таким образом, что строительство ковчега для него было, как возложение тфиллин или как заповедь есть мацу. И доказательством тому, что не только ради спасения нужно было построить ковчег является то, что для спасения существует множество других способов.

Получается, что создание ковчега зависит не только от потопа, и это то, что дал понять Творец Ноаху, что заповедь стоит отдельно. И поэтому сказал сделать ковчег, перед тем как открыл причину и цель его создания.

Какова же причина этого?

Во-первых, можно пояснить это так, как поясняет «Бейт — аЛеви» смысл заповеди Творца Аврааму (17:1): «Ходи предо Мной и будь прямодушен». Он пишет, что в любой заповеди, несмотря на то, что человек знает её причину и даже больше, он обязан понимать её, из-за того, что существует заповедь изучения Торы, но тем не менее, саму заповедь и даже заповедь изучать и понимать Тору — обязан исполнять не из-за её причины, а из-за того, что обязан исполнять желание Творца. Наподобие этого и Ноах, строил ковчег не только ради спасения, а ради исполнения заповеди Всевышнего.

Во-вторых, можно пояснить это так, как сказано комментарии Раши (6:14). Раши поясняя это, отвечает на этот вопрос по-другому: Ноах строил ковчег на протяжении 120 лет. Зачем Всевышний утруждал его этим? Ведь он мог бы спасти его и другим образом. Для того, чтобы люди увидели строительство ковчега, спросили, и получили бы ответ о том, что в будущем Творец приведёт потоп на мир. Целью этого было, чтобы предоставить людям возможность раскаяться, и вернуться к Творцу.

В-третьих, возможно пояснить этот вопрос, прибегнув к толкованию. Творец хотел, чтобы Ноах жил и находился в «тейва». У этого слова на иврите есть два значения: «ковчег» и «слово». Творец хотел, чтобы Ноах находился в ковчеге, который является словом Творца. Не так, как произошло со всей землёй — которая «растлилась и наполнилась злодейством» (гл. Ноах 6: 11,12). Земля испортившись — испортила слово Б-га её создавшего, то слово, о котором сказано в предыдущей главе Брейшит, что им Всевышний создавал мир.

На самом деле все три объяснения связаны между собой, и дополняют друг друга. Цель создания ковчега: исполнение желания Творца, возвращение к Нему и жизнь в «слове Б-га».

Слово Б-га — это Тора, Его желание высказано нам через неё, цель этого желания — возвращение к Нему, источнику всего.

Мир стоит на служении.

«И построил Ноах жертвенник Б-гу» (8:20). Сказано в мидраше, что он принёс жертвоприношение на том же месте, на котором Адам принёс жертвоприношение. И требуется пояснение сказанному и в самом стихе и толкованию мидраша на него. Зачем нужно строить жертвенник, ведь Ноаху и его потомкам не запрещено приносить жертвоприношения на постаментах, так как это запрещено сынам Израиля? Кроме того, из мидраша следует, что существует связь между жертвоприношениями Адама и Ноаха, но требуется пояснение, в чём же она заключается?

Рав из Бриска пояснил смысл жертвоприношения, которое сделал Адам сразу же после сотворения следующим образом. Поскольку мир стоит на трёх вещах, одна из которых — служение, поэтому для чтобы укрепить существование мира Адам принёс жертвоприношение сразу же после сотворения. В соответствии с этим, после потопа, когда мир был обновлён и как бы «сотворён» заново, Ноах выйдя из ковчега, принёс жертвоприношение с той же целью — чтобы поддержать существование мира. Смысл жертвоприношения в том, что человек «говорит» тем самым — весь мир принадлежит Б-гу. А то, что он принёс жертвоприношение на жертвеннике (на месте Храма) это потому, что там — основа мира, как сказано об этом геморе (трактат Йома 43-44): там находится «эвен шатия» — камень из которого был соткан мир — его основа. Поэтому место служения, поддерживающее существование мира, именно на месте его основания.

Мир стоит на милосердии.

Два вида милосердия: внешнее и внутреннее.

Рамбан пишет (Брейшит 1:29): «из стихов следует, что до Ноаха было запрещено мясо животных в пищу и только начиная с Ноаха Творец разрешил животных в пищу людям (Брейшит 9:3), так как человек дал им жизнь, спасая их, и они сами и весь вид обязаны ему своим существованием». Очевидно, что вложив себя в них, он поднял их до своей ступени. Вложив в них свою жизненную силу, в них появилась его жизненность, и они стали пригодны для его использования.

И наоборот, Мальбим поясняет с противоположной идеей стих (8:16-17): «выйди из ковчега ты … и все животные, которые с тобой … выйдут с тобой». Спасение этих животных было из-за того что они «с тобой». В заслугу Ноаха они зашли в ковчег. Здесь содержится намёк на то, что человек включает в себя, в своей душе, все силы мироздания, а также особенные силы каждого живого существа включены в человека (расторопность муравья, скромность кошки, мощь льва, дерзость леопарда). И насколько человек исправляет силы своей души, настолько исправляются животные силы всего живого. В поколение потопа испортились люди, и как следствие и животный мир тоже. И не только он, но и неодушевленная природа. И поэтому спаслись только те животные, которые были включены в неиспорченную душу Ноаха. Поэтому улучшая себя человек, являющийся мирозданием в миниатюре — улучшает с собой и мир.

Итак, Мальбим пишет, что только те животные спаслись, которые были микро мирозданием, включённым в личность в Ноаха. Из объяснения Рамбана же следует, что вложив себя в спасение животных, вложив в них частицу себя — сделал их пригодными для своего использования — себе в пищу.

Ковчег и Храм нашего времени.

Два великих мудреца Торы предыдущего поколения, разными словами сказали об одном и том же.

Однажды раби Ицхак Гутнер сказал (приведено в книге «Пахад Ицхак», письма), что радость которую должны испытывать ученики находясь в стенах ешивы в наше время несравнима с той радостью, которую испытывали в прежних поколениях. Если сказать кому-то что если он не будет есть царские деликатесы он умрёт от голода, такое заявление покажется странным. Ведь, как правило, деликатесы и голод это две противопожности, далёкие друг от друга. Однако по отношению к жизни Торой, этот пример верен и точен. Тора говорит (Дварим 11): «остерегайтесь,… чтобы не отошли вы и не стали бы служить богам другим». И поясняет Раши «отошли» — от изучения Торы. Изучение Торы — царские деликатесы, однако, если отходят от него, доходят до служения богам другим, из-за духовного голода. Нужно знать великое правило: человеческая душа не терпит пустоты. И если она пуста от Торы, то она заполняется другими вещами и даже идолопоклонством.

В Торе мы находим два вида построений: построение Храма и построение ковчега. Храм строят, когда всё вокруг в наилучшем положении, однако есть необходимость в особенном месте, для ещё большей святости. Ковчег строят, когда вокруг потоп все уничтожающий. И эта та разница, которая есть между ешивами в наше время и ешивами в предыдущих поколениях. В предыдущих поколениях ешива была в качестве «Храма», духовная жизнь была и так в порядке, а ешива была местом сосредоточения святости. В наше время ешива — это ковчег, поскольку вокруг есть потоп неверия и невежества затапливающего всё. Ешива сейчас это явление, которого никогда не было, соединение ковчега и Храма. Храма, который весь царские деликатесы и ковчега спасающего от смерти. Ученики сейчас находятся в таком положении, что если не «царские деликатесы» — утонченная игра интеллекта, то тонут в водах потопа. И в этом счастье тех, кто удостоился попасть в ешиву и учиться в ней.

Идею, наподобие сказанного равом Гутнером, написана и равом Яковом Исраэлем Каневским (Стайплером) в книге «Биркат Перец» в главе Ваеце. «И вышел Яков из Беер Шевы и пошёл в Харан». Зачем сказано «и вышел», ведь понятно, что если пошел, то до этого вышел. Однако человек при перемещении из места в место может иметь одну из двух целей: не быть в том месте, где он находится и или быть именно в том месте, куда он направляется. У Якова были обе цели, как это поясняет Бейт алеви. Так и ешива в наше время, если раньше, когда человек был окружен духовностью и в месте жительства, то она служила только для того чтобы выучиться и стать мудрецом Торы, то теперь, приходя туда — прежде всего выходят из своего невежественного или неверующего окружения, но уже находясь в ешиве ставят высокие духовные цели. И по большому счёту человек находится перед выбором или он возвращается к себе, раскрывая и реализуя потенциал, заложенный в его душе. Или, наоборот, реализуется его животное составляющая, всё больше поглощая и скрывая свет его души. И для реализации каждой из этих составляющих есть место, окружение и обстановка помогающие раскрыть их.


Суккот — праздник «кущей» — называют праздником радости и веселья. О смысле праздника Суккот, его законах и обычаях, а также о тех заповедях, которые исполняют во время Суккот — читайте в этом материале. Читать дальше